«Живой» памятник военной истории…

Ответить
Raid
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0

«Живой» памятник военной истории…

Сообщение Raid » 21 июн 2019, 17:17

«Живой» памятник военной истории…
Единственный в мире самолёт Як-1, способный летать, продается в Великобритании!


22 года назад в озере Полонец в Демянском районе был обнаружен единственный в мире Як-1, которому суждено еще взлететь. Сейчас его реконструкция подходит к завершению, уникальный раритет будет выставлен на продажу за 4 500 000 долларов США.
Эта история – довольно типична для нашей современной реальности. Началась она в годы, когда с разрушением великой державы СССР рушились многие общественные устои. Не избежали общей участи и патриотические идеи, десятки лет последовательно утверждавшиеся в умах поколений. Прежние идеалы отвергались и втаптывались в грязь, прежние враги Родины и народа восхвалялись и почитались, Павлик Морозов оказался не мучеником-пионером, а предателем своих родителей, Зоя Космодемьянская – не героиней-партизанкой, а поджигательницей домов мирных жителей и так далее. Что называется, пошло – поехало. В этом же русле возникли попытки пересмотреть итоги Великой Отечественной войны. Но историки не только по-новому анализировали заслуги и промахи командования. Некоторыми «ревнителями правды» ставился под сомнение героизм воинов, павших за Родину, пытались переосмыслить даже легендарные подвиги (Александра Матросова, летчика Гастелло).
Но перед самым началом этого идеологически смутного времени в колыбели Российской государственности, в Великом городе Новгороде, была создана общественная организация: Новгородская областная поисковая экспедиция «Долина» им. Н.И Орлова, которая в этом году отмечает своё двадцатипятилетие.
В те годы, когда с треском и кровью в полуголодной стране все рушилось, расцветал кровавым букетом криминал, стирались идеалы и символы, в Новгородской области организовывалось и крепло поисковое движение. Да и по всей стране в те годы образовывались поисковые объединения и отряды. В них вступали люди, очень остро чувствовавшие свой долг перед погибшими в Великой Отечественной воинами, оставшимися безымянными и зачастую даже не погребенными на боевых полях Великой войны.
Первоначально отряды образовывались на базе комитетов ВЛКСМ, которые и организовывали первые поисковые экспедиции на места отгремевших в 1941-45 гг. битв. Позже поисковые отряды и объединения стали самостоятельными структурами и продолжали находить, поднимать и хоронить останки тысяч погибших солдат и отыскивать по смертным медальонам их родных. Так в сердцах огромного количества молодежи, взамен разрушенных идеалов, появилась идея, над которой не властны ни время, ни политическая конъюнктура - Память. Вечная Память о великом подвиге их отцов, дедов, а теперь уже и прадедов – о нашем великом народе, победившем в страшной и тяжелейшей войне – войне за Отечество.
Не только солдат, погибших в пешем бою, искали по лесам, болотам и озерам Новгородской области поисковые отряды. Отыскивались также места падения самолетов наших ВВС, чтобы установить судьбу экипажа и увековечить память погибших летчиков.
В 1988 году на предполагаемое место вынужденной посадки советского истребителя Як-1 выехал отряд поисковой экспедиции «Долина» имени Н.И. Орлова Новгородского областного комитета ВЛКСМ для поиска самолета с целью его восстановления и передачи в музей. Первая экспедиция результатов не принесла. Но этот самолет все-таки обнаружили – в августе 1990 года. Находка была сделана группой водолазов Новгородского экспедиционного клуба аквалангистов «Новый аквилон» (руководитель - Иванов Алексей Михайлович) на третий день работ – траления вод озера. Самолет стоял вертикально на 18-метровой глубине, его носовая часть, ушла в ил по самую кабину. В октябре того же года машину извлекли из воды. Занималась эти водолазная станция того же клуба под руководством Юрия Якунина: Павел Лымарь, Владимир Калининский, Леонид Малаховский, Андрис Дактерис, Айвар Степанов. Для сложных археолого-гидротехнических работ использовались простейшие надувные понтоны, частью изготовленные из использованных автомобильных камер. На урезе воды самолёт был передан представителям экспедиции «Долина» (руководитель – Сергей Флюгов, члены: Александр Орлов, Сергей Котилевский, Василий Губанов). Тут же на берегу был осуществлен демонтаж частей планера и крыла Як-1 для последующей транспортировки. Это сделали инженеры Новгородского авиационно-спортивного клуба Иван Филиппович Масликов (в годы войны был техником самолета Ил-2) и Владимир Репин. Попытки установления личности пилота, найденного на дне озера в самолете, в девяностых годах оказались безуспешными.
Вот такое начало истории о подъеме советского военного самолета Як-1 из озера Полонец, что находится в Демянском районе Новгородской области, в приблизительно 30 километрах от райцентра.
А что было дальше? «Хотели, как лучше, а получилось как всегда» – фразой ушедшего политика можно было бы охарактеризовать дальнейшую историю. Однако, к счастью, в отличие от многих других, эта история пока не окончена, и даст Бог, нынешнему поколению удастся изменить крылатую фразу.
Но продолжу рассказ, не забегая вперёд. Кто бы знал тогда – в «Долине» или среди жителей д. Полонец, с раскрытыми ртами наблюдавшими, как из мирных вод их родного озера появляется почти целый боевой самолёт, - какая судьба его еще ожидает! А ведь первые шаги в этой новой судьбе не кажутся интересными или успешными. Вывезенный из Демянских лесов самолет довольно долгое время лежал под открытым небом в Новгороде, пока его тщетно пытались пристроить в какой-либо музей. Увы! Неразбериха в стране коснулась и государственных музеев тоже. Безденежье и организационные трудности для многих из них обернулись в те времена потерей многих уже имеющихся экспонатов. Где тут было заботиться о новых! Частные же музеи тогда еще не существовали. По словам А.И. Орлова, Авиационный музей в Монино вроде даже и не отказывался принять машину, но предлагал поисковикам самим найти возможности перевезти ее в Москву, что, конечно же, было трудновыполнимым: необходимыми средствами «Долина» не располагала.
Як-1, почти целый, легендарный истребитель Великой Отечественной войны, выживший в ней и благополучно выбравшийся со дна озера, оказался в те смутные годы никому не нужным. Если бы не поразительный случай, с ним, наверное, поступили бы через некоторое время как было тогда обычно – сдали бы ржавеющие остатки в металлолом. Но однажды машина вдруг исчезла с площадки: вмешался его величество случай! Да так вмешался, что на этом вмешательстве прервалась Советская–Российская часть жизни самолёта.
Не первый год работая в составе «Долины» командиром поискового отряда «Находка», я неоднократно слышал эту историю, но даже подумать не мог, что однажды сам окажусь ее непосредственным участником. Зимой 2012 -2013 годов поиск привел меня на озеро находящееся рядом с озером Полонец - озеро Истошно. Здесь в январе–феврале 1942-го года сел на вынужденную посадку самолёт Як-1, заблудившийся и выработавший топливо. Территория была оккупирована врагом и, не желая сдаваться в плен, советский пилот застрелился. Передо мной стояла задача установления личности еще одного героического летчика.
По моей просьбе член нашего отряда Сергей Грицун проводил поиск в Центральном архиве Министерства обороны. Каково же было мое удивление, когда в ходе этого поиска в документах ВВС 11 Армии внезапно обнаружился акт списания другой машины – самолета 161-го истребительного авиаполка (ИАП), севшего в январе на озере Полонец! В документе говорилось, что 15-го января 1942 года самолет, пилотируемый летчиком Спицыным, возвращаясь с боевого задания, произвел вынужденную посадку на нейтральной полосе озера Полонец. Раненный летчик смог выбраться из машины и добраться до расположения советских пехотных частей. Дальше шла довольно обычная приписка: «Машина разбита, подлежит списанию». Что, как потом оказалось, конечно же, не соответствовало действительности. Но надо признать, что эвакуировать самолет с нейтральной полосы под постоянным обстрелом было действительно крайне сложно.
Найденный документ заставил снова вспомнить «полонецкую историю». Новые архивные поиски принесли плоды: 161 ИАП прибыл на Северо-Западный фронт в первых числах января 1942 года из-под Москвы. Участвуя в боях под Старой Руссой и на территории так называемого Демянского котла, полк потерял более 13 самолетов. Погибли и многие летчики. Так, через четыре дня после вынужденной посадки самолета с номером «Як-1 №13 42» на озере Полонец, 19 января1942 года, в бою, ближе к Старой Руссе, на Як-1 № 0441 погиб Герой Советского Союза Тимур Михайлович Фрунзе (награжден посмертно). Героический был полк!
Нашлись в архиве и другие свидетельства посадки самолета на озере Полонец. Так в журнале боевых действий 245 дивизии есть запись о посадке истребителя и о том, что позже с него, под огнем противника, были сняты приборы и забраны полетные карты пилота. Так же был найден наградной лист на Емшанова Алексея Андреевича, сержанта, командира отделения разведки 411отдельного саперного батальона, который за эту вылазку к самолту был награжден медалью «За боевые заслуги».
Немного поработав в Интернете и пообщавшись со знающими людьми, нам удалось восстановить дальнейшую историю «Як №13 42». Очень много информации о новейшей истории самолета мне удалось почерпнуть из статьи Марка Шеппарда в английском журнале, любезно присланную известным у нас в стране ЯКоведом и ЯКолюбом Сергеем Кузнецовым.
Дело было так. В далекие девяностые годы нашелся все-таки человек, которого заинтересовал самолет из Демянского озера. Русские поисковики, вытащившие самолет, связались с канадским пилотом, коллекционером старых моделей самолетов, Джиитом Магалом, который недавно купил другой самолет, найденный в Заполярье. Он согласился оплатить демянский Як. Машина была погружена на грузовик и доставлена в Англию, где была приобретена Исторической Авиа Коллекцией (HAC).
Это произошло в 1991 году. И с того самого года вот уже более 20 лет в Великобритании в ООО «Коллекция исторических самолетов» (Historic Aircraft Collection Ltd) под руководством Гая Блэка (Guy Black) ведется кропотливое восстановление самолета до летного состояния.
«Под слоем ила самолет и его сердце – мотор хорошо сохранились. Чего стоит хотя бы один факт: когда мотор разобрали, то оказалось, что внутренние полости заполнены чистым маслом. Это подтолкнуло к решению: попытаться дать Як-1 № 1342 вторую жизнь. Большая часть агрегатов машины, включая деактивированное оружие с патронными ящиками, в настоящее время восстановлена с максимальным использованием оригинальных металлических деталей. Деревянные части крыла пришлось изготовить заново из-за потери прочности клеевых соединений. Чтобы заменить часть разрушившихся внешних алюминиевых деталей мотора у Парижского Авиационного музея (Musee de l’Air in Paris) выменяли еще один аналогичного типа. Сейчас восстановленный мотор практически готов к эксплуатации.
Корпус летательного аппарата поступил со всеми «выжившими» компонентами, которые, как правило, теряются (такие как пушки, патронные коробки, капоты, фонарь кабины пилота, приборная доска), составляя прекрасную основу для подлинной реставрации этого очень редкого и важного советского истребителя начала войны, впоследствии модифицированного в истребитель Победы - Як-3. Это единственный известный сохранившийся Як-1 с высоким гаргротом (уже не единственный: в 2012 году из озера под Мурманском извлечен Як-1 № 1222, который сейчас можно увидеть в Москве в частном музее В. Задорожного; еще один самолет, выкраденный «черными копателями» в 2011 году из морских глубин у мыса Фиолент, проходит в качестве вещественного доказательства по уголовному делу в Украине, -прим.авт.), наряду с еще одним более поздним Як–1б с низким гаргротом, хранящимся в маленьком музее в Саратове на юге России» - ( Марк Шеппард, журнал «AEROPLANE» №8 за 2012год.)
Читая статью Марка Шеппарда, в подробностях описывающего вооружение (проверено – оригинальное) и сохранность самолета, до сих пор удивляешься, как 22 года назад через Российскую границу все это смогло уехать??? Да, впрочем, не это и важно!
Важно то, что уникальный экспонат нашей военной истории, легендарный истребитель, самолёт Як-1, единственный в мире который сможет летать, находится не у себя на Родине в одном из крупнейших государственных музеев, а в далекой Великобритании! Хотя, благодаря заботливым рукам зарубежных любителей ретроавиации, этот шедевр советской авиационной технической мысли не только не сгинул в небытие, но и сможет в обозримом будущем подняться в воздух.
Сейчас наша страна окрепла, снова обретает историческую память. Может быть, если не тогда в девяностые, то хотя бы в начале 2010-х руководство военных и авиа музеев обратит внимание на находящийся в продаже героический экспонат, «живой» памятник нашей великой военной истории?!
Я очень хочу верить, что у нашего далеко не бедного государства найдутся средства на выкуп восстановленного в Англии самолета.

В написании статьи были использованы документы ЦАМО, материалы, предоставленные Сергеем Кузнецовым; статья и фотографии из журнала «AEROPLANE» №8 за 2012год. Марк Шеппард и Джиит Магал.


Александр Морзунов
Журнал «Военная археология», №3 за 2013 год.
Вложения
можно добавить картинку яка из прошлого номера из героев неба....jpg
для оформления без подписей....jpg
33.jpg

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»