ДНК-экспертиза подтвердила личность лётчика-штурмовика
Кирилл Чекмарёв, Сергей Катков
поисковый отряд «Надежда» (г. Коломна)
фото авторов и Антона Торгашева
8 и 9 января 2014 года сводной поисковой группой из представителей поисковых отрядов «Партизан» (г.Зубцов Тверской обл.),«Рейд» (г.Гагарин Смоленской обл.) и «Надежда» (г.Коломна Московской обл.) северо-восточнее деревни Золотилово Зубцовского района Тверской области с глубины более трёх метров были подняты обломки самолета Ил-2 с останками пилота.
День первый
Место падения неизвестного самолёта было указано зубцовскими поисковиками Александру Кудрявцеву ещё 3 января. Осмотрев сырую воронку в каких-то трёхстах метрах от шоссе Сычёвка-Зубцов, Александр решил провести в этом месте полномасштабную поисковую экспедицию, начало которой запланировали на 8 января.
Долина реки Вазузы, до которой было чуть больше километра, встретила нас плотным туманом, переходящим в морось, пожухлой опавшей листвой застывшего в ожидании настоящей зимы леса и жирнейшим пластилином глины, из которого в царские времена выходили лучшие кирпичи в империи…
Окраина заросшего бурьяном некогда пахотного поля, две старых берёзы в обхват на краю восьмиметровой в диаметре воронки – вот наш январский пейзаж. Во время войны вся эта территория была полем.
Воронка сильно заплыла и была завалена буреломом, среди которого залегали и кости дикого парнокопытного, что поначалу несколько сбивало с толку, до нахождения однозначных останков человека.
Пока к месту действия прорубали дорогу для экскаватора, особо нетерпеливые поспешили запрыгнуть в забой разведочного шурфа и принялись расчищать его до краев воронки. Воронка в итоге оказалась слегка асимметричной - один борт её был немного круче противоположного, но, в целом, самолёт вошёл в землю почти вертикально, с неработающим двигателем, поскольку ни одна из лопастей его винта не была отломана. В дополнение ко всему он подорвался на своей собственной бомбе, увесистый осколок которой мы извлекли практически из-под двигателя.
Как это зачастую бывает, пока взрослые работали лопатами или бензопилами, мальчик дошкольного возраста в весёлом комбинезоне небесного цвета (который к вечеру приобрел равномерный цвет глины) в отвалах шурфа обнаружил шильду с предполагаемым номером самолёта 5018! Чуть позже был найден обрывок обшивки, на котором чёрной краской была выведена цифра «..18» (передняя часть номера была оборвана).
Фрагментированные и разбитые останки пилота, его погнутый пистолет ТТ и части подвесной системы, в основном, были найдены на более пологом краю воронки (в середине склона и выше) вместе с ранее разобранными на части приборами.
Ниже шли сплошные завалы раскуроченной брони. Среди обломков самолёта обнаружились многочисленные крупные осколки бомб – боезапас явно сдетонировал при ударе о землю. Самолёт сильно горел. При взрыве всё, что было внутри бронебочки, выкинуло вверх (бронеспинку мы так и не нашли). Уже в сумерках мы опустились на глубину трёх метров и уперлись в мотор, на котором лежал задний костыль шасси самолёта...
День второй
Утро снова выдалось туманным и совсем не характерным для русского января в канун Рождества. С рассветом мы принялись обкапывать двигатель. После этой непростой работы удалось сдёрнуть его при помощи двух автомобильных лебёдок. Как только удалось извлечь мотор, место раскопок посетила делегация во главе с представителем администрации Зубцовского района.
Задний, разбитый взрывом бомбы цилиндр был очищен от глины, и на глазах у гостей на штоке разбитого поршня мы обнаружили номер мотора, написанный электро-карандашом – Ш 29307. Позже номер мотора был подтверждён и на корпусе отмытого от глины двигателя.
После этого в различные концы страны полетели наши запросы. Однако по горячим следам определить принадлежность самолёта и мотора, к сожалению, не удалось.
К вечеру, со второй попытки, из вязкого глиняного пластилина с трудом удалось вырвать редуктор с винтом штурмовика, который впечатлил всех своим видом. На одном куске брони нашёлся номер, выведенный краской - 41-18. Мы решили, что это и есть искомый номер самолета.
А экспедиция продолжилась борьбой с раскисшим полем, по которому уже в темноте с большим трудом и потерей времени нам пришлось прорываться буквально на пузе к долгожданному асфальту дороги.
Поиск продолжается…
Итак, по архивным документам ЦАМО нам удалось выяснить, что самолёты №№ 41-18 и 50-18 значатся в составе 66 ШАП. Документов на списание этих машин обнаружено не было, и в итоговых списках материальной части на конец августа 1942 года машина с № 41-18 отсутствует.
Мы знали, что почти наверняка этот Ил-2 был потерян своим полком в августе 1942 года, когда в этой местности проходили ожесточённые бои Погорело-Городищенской наступательной операции. По документам ЦАМО РФ, ШАП потерял за август сорок второго всего несколько человек:
01.08.1942 г. - три экипажа - Боков А.Т., Кожевников И.П. и Коломиец И.Е. – не вернулись из боевого задания из района Доброе, это к северо-западу от Ржева на берегу Волги - далековато от нашего штурмовика;
03.08.1942 г. - один экипаж - Сёмин А.Ф. – не вернулся из района Лепетиха, что выше по течению Волги, чем Доброе - на северо-запад от Ржева - также не очень подходит; .
05.08.1942 г. - два экипажа - Смирнов П.К. и Ломиной П.П. – не вернулись из района Козлово-Зубцов, а это всего в 10-12 км на север-северо-запад от района наших работ. При этом в Приказе об исключении не вернувшихся лётчиков из списков воинской части от 23.09.1942 года у Ломиного Петра Пантелеевича стоит отметка об Отмене исключения из списков, согласно приказа ГУК№0133850 (http://obdmemorial. ru/html/ info. htm?id=77850258). По всей вероятности, Павел Ломиной выжил и вернулся в свою часть. .
10.08.1942 г. экипаж - Заика И.А. был сбит зенитной артиллерией противника в районе Лепетихи при штурмовке переправы через Волгу. Так же, как и Ил-2 Сёмина А.Ф., потеря этого штурмовика не очень увязывается с местом наших раскопок. .
Исходя из имеющейся на сегодня информации, наиболее вероятным для данного места падения Ил-2 представляется пилот - сержант Павел Константинович Смирнов, 1922 года рождения.
Довершил нашу уверенность анализ карт боевых действий на начало августа 1942 года, где мы увидели, что всё практически точно совпадает - и место находки обломков штурмовика, и место гибели лётчика 66-го ШАП 212-й ШАД - сержанта Павла Смирнова.
Поиск родственников
8 апреля 2014 запрос о поиске родственников Павла Смирнова был передан нами в паспортный стол Кузнечихинского сельского поселения Ярославской области, откуда Павел был родом. Из разговора с его односельчанином – Смирновым Борисом Павловичем, 1929 года рождения, в деревне Гавшинка было 17 домов - и почти все - Смирновы. Так что Борис Павлович являлся не родственником лётчика, а его однофамильцем.
Вот что удалось выяснить по родственникам летчика Смирнова:
отец – Константин Онаньевич (по ОБД – Алексеевич);
мать – Авдотья Яковлевна;
старшая сестра – Надежда. У неё был сын Юрий примерно 1933 года рождения, который переехал жить в Волгоград;
брат – Смирнов Фёдор Константинович, примерно 1923 года рождения, который переехал жить в Волгоград и умер там же, (сержант 46 Отд. Жел. Дор. бригады, прошел войну, в 1985 году был ещё жив, так как получил орден Отечественной войны II степени, выдаваемый всем фронтовикам к 40-летию Победы).
18 апреля 2014 года информация о ветеране войны Фёдоре Константиновиче Смирнове, переехавшем после войны в Волгоград, была передана Елене Александровне Борцовой, помощнице начальника отдела по работе с гражданами Волгоградского облвоенкомата.
22 апреля 2014 года нам позвонили из Волгоградского областного военкомата и сообщили, что Лидия Александровна Красовская помогла отыскать родню нашего лётчика.
Брат Павла Смирнова, проживавший в г. Котово Волгоградской области, умер в 1992 году. Но там же в настоящее время проживает его сын, руководитель Котовской театральной студии – Леонид Фёдорович Смирнов. Леонид Фёдорович знал, что его дядя во время войны был лётчиком и что он пропал без вести. Его отец, прошедший всю войну, никогда не рассказывал о ней, лишь раз упомянув, что брат погиб геройской смертью.
9 июня 2014 года, для научного подтверждения родства Леонида Фёдоровича Смирнова с сержантом Смирновым и для более конкретной идентификации обнаруженного нами пилота, мы решили провести сравнительный анализ ДНК.
17 марта 2015 года Антон Торгашев, директор всероссийского журнала «Военная археология», который организовал передачу образцов для анализа ДНК польским исследователям, сообщил, что анализ дал положительный результат!
Мы получили результаты ДНК-экспертизы, проведё нной в Польше, благодаря нашим коллегам-поисковикам из польской организации «Поморже–1945» - Анджея Оссовского – эксперта-криминалиста и руководителя организации Петра Бжезинского. Экспертиза подтвердила идентичность ДНК найденных останков пилота и ДНК родного племянника летчика Смирнова.
Наконец-то, спустя полтора года, мы можем точно сказать, кто именно был найден среди обломков штурмовика Ил-2 под Золотилово, и с почестями торжественно предать земле погибшего лётчика.
21 августа 2016 в Погорелом Городище на Пионерской площади были захоронены останки лётчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, в ходе Погорело-Городищенской операции. Накануне, 20 августа, настоятель храма Ильи Пророка – протоиерей Иоанн Крылов совершил чин отпевания лётчиков. В 12.00 на воинском мемориале собрались родственники, официальные лица, поисковики, жители и гости Погорелого Городища. Леонид Смирнов, племянник погибшего лётчика сказал: «Погорелое Городище стало для меня местом священным, и событие, связанное с захоронением моего дяди Смирнова Павла Константиновича на этой земле, стало драгоценным. Такие моменты переворачивают жизнь и меняют нас. Иногда навсегда. Моя безграничная благодарность поисковикам и низкий им земной поклон!»
Во время мероприятия над воинским мемориалом пролетела пилотная группа аэродрома «Орловка» (командир Тимур Кизилов). В тот день были захоронены с соблюдением необходимых воинских почестей: пилот 66-го штурмового авиационного полка 212-ой штурмовой авиационной дивизии, сержант Смирнов Павел Константинович, штурман авиаэскадрильи 793-го полка 211-ой ближнебомбардировочной авиационной дивизии, майор Коровин Сергей Федорович и неизвестный лётчик.
Огромная благодарность и низкий поклон всем тем, кто приложил руки к этой работе, позволившей возвратить из небытия ещё одного безвестно павшего героя.
Информационная панорама места падения Ил-2 под Золотилово.
Обследование воронки магнитометром.
Двигатель штурмовика отрывали от глины лебедками двух УАЗов...
ДНК-экспертиза подтвердила личность лётчика-штурмовика
Модератор: svkon
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: ДНК-экспертиза подтвердила личность лётчика-штурмовика
Винт с двигателем Ил-2 после помывки. Состояние металла отличное.
Установлен номер двигателя штурмовика.
На месте захоронения П.К. Смирнова в Погорелом Городище.
Установлен номер двигателя штурмовика.
На месте захоронения П.К. Смирнова в Погорелом Городище.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя