Нам хранить память

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Нам хранить память

Сообщение Raid » 24 авг 2020, 18:11

Павел Пустырев
Председатель Совета КРОО ПО «Подвиг»
(г. Клин Московской обл.).
фото из архива ПО «Подвиг» и фондов ЦАМО РФ
Нам хранить память
Летом 2006 года клинскому поисковому отряду «Подвиг» удалось в лесу в районе деревни Третьяково найти место падения советского бомбардировщика. Местные жители рассказывали, что самолёт бомбил колонну вражеской техники, был сбит немецкими зенитчиками и упал в лесу. Экипаж выпрыгнуть с парашютами не успел и погиб вместе с самолетом. Было это, по воспоминаниям очевидцев, в декабре 1941 года, когда наши войска подошли к Клину. К сожалению, те немногие старики, что знали место, где упал самолет, точно показать его не могли – за прошедшее время местность сильно изменилась. В результате обследования леса все-таки удалось найти место падения самолета. Закипела работа. За несколько дней поисковой экспедиции из земли были извлечены обломки двигателей и фюзеляжа самолета. Но найти главное – останки лётчиков – всё никак не удавалось. Ребята тщательно обследовали все углубления в почве рядом с местом падения самолета, нашли стреляные гильзы, солдатскую алюминиевую ложку, но следов захоронения не обнаружили. Шансов найти лётчиков с каждым часом становилось всё меньше – кто знает, где их искать? Когда надежды почти не осталось, щуп взял Стас Мигачев, и, сказав: «Пойду у дороги посмотрю», – скрылся в молодом ельнике. Через десять минут прибегает – «там что-то есть!». Мимо этого места проходили десятки раз – ровное место, ни ямочки. И вот те на! Щуп действительно уткнулся в кость. Нашли! Вскрыв санитарное захоронение, обнаружили останки трёх человек. На двоих остатки лётных комбинезонов, подвесных систем парашютов и ремней портупеи. На третьем остатки шинели, и – о чудо! – Стас достаёт из раскопа чёрный эбонитовый пенал – найден медальон!
Во вкладыше медальона удалось прочесть данные бойца: красноармеец Озорнин Алексей Павлович 1910 г.р. По документам 9 отдела ЦАМО РФ установили, что он был кавалеристом 201-го кавалерийского полка 82-й кавалерийской дивизии и умер от ран 15 декабря 1941 года. Вероятно, кавалеристы нашли упавший самолёт и похоронили погибших лётчиков вместе со своим боевым товарищем. Можно предположить, что самолёт был сбит до 15 декабря 1941 года.
Удалось найти родственников бойца: сына - Александра Алексеевича Озорнина и внука - Андрея Александровича, проживающих в г. Энгельсе. Они приезжали на торжественное захоронение.
Останки лётчиков и кавалериста были торжественно преданы земле на воинском кладбище у дороги Клин – Высоковск в октябре 2006 года. На могилах установили надгробные плиты. Но на надгробной плите у лётчиков не было имён, так как никаких документов с ними не найдено. Шансов установить имена лётчиков, было очень мало.
Понадобилось немало времени, чтобы по найденным обломкам установить марку самолёта. Выяснилось, что упавший самолет – пикирующий бомбардировщик Пе-2 или тяжёлый истребитель Пе-3. Исходя из того, что членов экипажа оказалось двое, вероятно, тяжёлый истребитель Пе-3. Тщательно отмывая и рассматривая найденные обломки самолёта, нам удалось обнаружить его заводской номер 309П78. Но к какой части он принадлежал? Вопросов возникало множество. Обратившись к специальной литературе , мы выяснили, что этих самолётов было немного. Всего в 1941 году построили 196 Пе-3 (16 - в августе, 98 - в сентябре и 82 - в октябре). В ноябре завод эвакуировался в Иркутск, поэтому вплоть до апреля 1942 года выпуск Пе-3 прекратился. Первыми из авиационных полков тяжёлые истребители Пе-3 в августе-сентябре 1941 года получили на вооружение 95-й истребительный авиационный полк (иап), 208-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (сбап), 9-й ближнебомбардировочный авиационный полк (ббап), 40-й сбап, 511-й ббап, 54-й сбап. Какие же из них могли воевать под Клином и потерять самолёт?
В критические моменты обороны Москвы в сентябре – октябре 1941 года все эти части принимали участие в штурмовке вражеских войск, но к концу ноября – началу декабря всё чётче выделяется специфика каждого полка.
95-й иап и 208-й сбап входили в состав 6-го истребительного авиационного корпуса и главной их задачей была защита неба Москвы и прикрытие железнодорожных станций и мест погрузки-выгрузки войск в районе Москвы. 9-й ббап в конце ноября 1941 года подчинили непосредственно Главному штабу ВВС КА и возложили на него выполнение особых задач. Важнейшей из них стало лидирование направляемых на фронт групп истребителей и штурмовиков, лётчики которых имели недостаточную навигационную подготовку. Наиболее подготовленные экипажи полка привлекались к решению другой особо важной задачи - сопровождению правительственных самолётов.
Исходя из сказанного выше, можно предположить, что под Клином воевал либо 511-й ббап, либо 54-го сбап. 511-й ббавп сформировали в середине сентября 1941 года на базе разделившегося пополам 40-го сбапа. Базируясь на аэродроме в Ногинске, полк с 10 октября начал боевую работу в составе ВВС Западного фронта. В ходе отражения немецкого наступления на Москву, а впоследствии и в контрнаступлении, полк применялся в основном для нанесения бомбо-штурмовых ударов. Но о его боевой работе на клинском направлении в литературе упоминаний нет. Зато в первой же публикации по истории боевого применения Пе-3 встречаются данные об участии в боях у Клина 54-го сбапа. «В ходе Московской оборонительной и контрнаступательной операций полк под командованием майора Скибо совершил около 400 боевых вылетов, уничтожая противника в районах Клина, Солнечногорска, Истры и Волоколамска». Да и название говорит само за себя – «54 Клинский Ордена Красного Знамени бомбардировочный авиационный полк». Всё сходится. Вероятнее всего, он нам и нужен. Но подтвердить или опровергнуть догадку могут только архивные документы.
Большая светлая комната, современная мебель, жалюзи на окнах - читальный зал ЦАМО в Подольске. Попадая сюда, как бы выпадаешь из своего времени. Ещё минуту назад, сидя за компьютером, ты видел вокруг своих современников, но вот принесли заказанные архивные дела, открываешь потрёпанную серую папку – и реальность исчезает, погружаешься в те далёкие военные годы. Воздействие подлинных документов военного времени на человека, с ними работающего, поразительно. Казалось бы - простая бумага, но она обладает почти мистической властью над человеком.
Передо мной тонкая папка серого картона - Исторический формуляр полка. Его история схожа со многими другими. 22 июня 1941 года 54-й скоростной бомбардировочный авиационный полк встретил на аэродроме в районе Вильнюса, и при внезапном ударе немецкой авиации потерял более половины машин на земле. К 14 июля в ожесточённых воздушных боях потеряли почти все оставшиеся самолёты СБ, после чего полк был выведен из боёв. Читаем историю полка.
«20.7.41 г. полк в составе 61 экипажа без самолётов убыл с Северо-Западного фронта в г. Балашов для переучивания лётного состава на новой матчасти самолета – Пе-2.
23.9.41 г. после окончания переучивания полк перешёл на штат 015/173 (двухэскадрильного состава) на самолётах Пе-3. Остальной лётно-технический состав послужил основой для формирования авиационного полка – 54 «а».
В период 10.10.41 г. 54-й сбап получил новую матчасть самолётов Пе-3 в количестве 20 шт. и в составе двух эскадрилий 30.10.41 г. убыл на Западный фронт. Командир полка – майор Скибо, комиссар полка - батальонный комиссар Устименко, Начальник штаба - капитан Храмченков. Полк в составе 2-х эскадрилий начал боевые действия на Западном фронте с 27.11.41 г. по разгрому немцев под Москвой.
В период с 27.11.41 г. по 20.5.42 г. полк произвел 476 успешных боевых вылетов, уничтожая мотомеханизированные части и живую силу противника на ближних подступах к Москве (в районах: Дмитров, Яхрома, Клин, Солнечногорск, Крюково, Истра, Волоколамск, Сухиничи, Малоярославец, Юхнов).
Сброшено бомб 182690 кг, расстреляно патрон 13320 шт., сброшено листовок 292960 шт.
Потери полка: Самолётов – боевые – 11, Летчиков – 8, Штурманов – 7.
20.5.42 г. полк в составе 8 экипажей отправлен на переформирование в г. Казань (д. Самосарово), 5 экипажей отправлено на пополнение частей (511 АП и 3 РАП). В течение с 20.5.42 – 1.1.43 полк доукомплектовался молодыми экипажами, переучился на самолёте Пе-2.
Приказом Наркома обороны Маршала Советского Союза тов. Сталина полку присвоено собственное наименование – 54-й Клинский Ордена Красного Знамени Бомбардировочный Авиационный полк.
В 1941 г. в период разгрома немецких войск под Москвой полк показал образцы мужества и героизм в борьбе против фашистских захватчиков.
Наибольший урон войскам противника был нанесён в ноябре-декабре месяцах 1941 г. в районе г. Клин.
В период с 27.11.41 по 2.2.42 г. в результате напряжённых боёв противнику нанесён материальный ущерб: уничтожено и рассеяно до 4-х полков пехоты; до эскадрона конницы; 781 автомашина, 21 автоцистерна, 33 танка, 105 повозок с грузом, 35 крытых вагонов; взорвано 2 склада с боеприпасами; в воздушных боях сбито 6 самолётов противника .
К сожалению, документы технических служб в архивном фонде полка не отложились, поэтому имеющийся у нас заводской номер самолёта служить основой для поиска не смог. Остаётся надеяться на изучение оперативных документов полка. По описи заказываю журнал боевых действий полка и его Оперсводки и донесения.
Надо выяснить потери полка при боевой работе в районе г. Высоковск, шоссе Клин – Волоколамск за достаточно короткое время: с 6 декабря 1941 г. (начало наступления) по 16 декабря 1941 г. (освобожден Высоковск). Читаем Журнал боевых действий.
С 6 по 11.12 Полк боевых действий не производил.
12.12. полк в течение дня произвел 11 самолёто-вылетов в район по дороге Высоковск, Теряева Слобода.
Не вернулся младший лейтенант Бахмат, штурман младший лейтенант Кошевой. Судьба экипажа не известна» .
Кажется это то, что мы ищем! Но район падения самолёта чуть в стороне от указанной дороги. Были ли ещё потери в этом районе? Читаем дальше.
13.12. полк в течение дня произвел 6 самолёто-вылетов в район Высоковский. Полк вошел в подчинение 60 САД.
14.12. полк в течение дня произвел 25 боевых самолёто-вылетов с налётом 21ч.40 м. Сбросил бомб ФАБ-100 - 84 шт., АО-10 - 200 шт. Уничтожено за день 75 автомашин, рассеяно и уничтожено до 2-х батальонов пехоты противника. В Разнецово, в районах: Никулино, Спас-Нудоль, Кузнецово, Высоковский. ВВС противника действий не проявлял.
15.12. Полк в течение дня произвел 19 боевых самолёто-вылетов по скоплениям мотомехчастей противника и его пехоте в районе: Тарасово, Павельцево, Елгозино и шоссейной дороги Павельцево – Тарасово. Сброшено бомб ФАБ-100 - 60 шт., АО-10 - 70 шт. Уничтожено за день до 2-х батальонов пехоты, до 110 автомашин и до 20 повозок. ВВС противника действий не проявлял.
16.12. полк в течение дня боевых действий не производил.
Готовность №2.
17.12. полк в течение дня боевых действий не производил.
Готовность №2.
18.12. полк в течение дня произвел 6 самолёто-вылетов с налётом 8 ч.10 мин. По живой силе и автомехколоннам противника в р-не: Мальцево, Сверчково, Волоколамск, Ядрево и по шоссе Теряева Слобода – Волоколамск.
Сброшено бомб ФАБ-100 - 24 шт. Уничтожено и рассеяно за день до 1,5 батальонов пехоты, до 2-х взводов конницы и до 50 автомашин.
19.12. – 23.12 полк в течение дня боевых действий не производил.
Готовность №2 .
Других самолётов в этом районе полк не терял! Вероятно, это тот самый самолёт и экипаж, которые мы ищем. Чтобы уточнить детали, обращаемся к оперсводкам и находим следующий документ:
Серия «Г»
Опергруппе ВВС КА
Майор Кожевников
Донесение № 16 майора СКИБО.
12.12.1941 г. работало 10, в районе Борихино, Елгозино, Шестаково и Покровское по отходящим автоколоннам противника. Сброшено 40/100, по наблюдению экипажей, взрывы и пожары в данных пунктах и на шоссе Мелухино – Покровское.
Экипажи обстреляны ЗП. Один экипаж не вернулся, судьба экипажа не известна.
Экипажи наблюдали отход колонн противника на запад по шоссейной дороге Некрасино – Борихино, Теряева слобода, Шипулино, Жестоки на автомашинах 30 – 50.
Боевой состав: экипажей – 14, Самолетов 11/3
Начальник штаба 54 КИАП Капитан Храмченков .
Летали в районе Шипулино – Жестоки, между ними Третьяково – (район падения найденного самолёта). Были обстреляны немецкими зенитками с земли – по словам очевидцев, упавший самолет бомбил колонну и был сбит немецкими зенитчиками. Всё сходится. В суматохе боя другие экипажи не видели, как сбитый самолёт рухнул в лес - «Один экипаж не вернулся, судьба экипажа не известна».
Выписка из приказа № 064 54 Краснознаменного полка пикирующих бомбардировщиков (далее – ппб) 29 декабря 1941 г.:
«На основании приказа НКО № 138 от 15.3.1941 г. исключить из списков части с 29.12.1941 года не возвратившихся с боевого задания: пилота мл. лейтенанта Бахмата Александра Ивановичаа, 12.12.1941 г., стрелка-бомбардира. мл. лейтенанта Кошевого Бориса Арсентьевича, 12.12.1941 г.» .
В Именном списке безвозвратных потерь начальствующего состава 54-го Краснознаменного ппб с 12 по 29 декабря 1941 г. находим полные данные членов экипажа. Пилот Бахмат Александр Иванович 1917 года рождения, младший лейтенант. Стрелок-бомбардир Кошевой Борис Арсентьевич 1922 года рождения, младший лейтенант. Оба из Украины, оба холостые – в графе «родственники» указаны отцы. Отец Бахмата – Иван Бахмат жил в селе Рогозово Бориспольского района Киевской области. Отец Кошевого - Кошевой Арсентий Степанович - на станции Верховцево Днепродзержинского района Днепропетровской области. Сыновей своих оба не дождались. Выжили ли они сами на оккупированной территории, получили ли после освобождения извещения, что сыновья «пропали без вести», мы не знаем. Поиск родственников погибших бойцов в Украине сейчас сильно затруднён, и найти их пока не удалось. Да и остались ли родственники?
К большому сожалению, подтвердить персональные данные экипажа самолёта через его заводской номер за прошедшее время не удалось. В 2016 году номер самолёта был представлен участникам проекта «Небо Родины», но в базах данных никого из специалистов его не оказалось.
На могиле пилотов, силами членов Клинской районой общественной организации Поисковый отряд «Подвиг», установлен памятник с именами и фотографиями. На настоящий момент это всё, что мы смогли сделать в память о погибших лётчиках.
54-й сбап в январе 1942 года из Монино перебазировался в район Калуги. Аэродром полка был вскрыт разведкой противника и подвергся налётам немецкой авиации. Первый налёт был 27 января. Самым тяжёлым оказался налёт в ночь на 2 февраля, когда к лётному полю неожиданно приблизились около двух десятков тяжёлых истребителей Ме-110 с приглушёнными моторами. Утром налёт повторили, а следующим вечером аэродром бомбили несколько Ю-88. Эти налёты нанесли полку серьёзный урон, потери составили 7 самолётов, из которых 3 - сгорели. После этого удара полк остался почти без самолётов. Уцелевшие машины в середине февраля передали в 511-й ближнебомбардировочный авиаполк, а личный состав 54-го авиаполка вывели в резерв. В мае 1942 года оставшиеся в живых экипажи были отправлены для переподготовки в 9-й запасной авиаполк и в дальнейшем всю войну летали на самолётах Пе-2 .
«Один экипаж не вернулся, судьба экипажа не известна» записали в журнале боевых действий полка 12 декабря 1941 года. Сегодня нам удалось установить судьбу пропавшего экипажа, вернуть из забвения имена погибших лётчиков и кавалериста. Нам хранить память о них и о миллионах других, отдавших за Родину свои жизни. Наш долг помнить их свершения, помнить, какой ценой было заплачено за победу в Великой Отечественной войне, и передать эту священную память потомкам.

Бахмат А. И.
Транспортировка фрагмента двигателя самолёта.
Кошевой Б. А.
Вложения
1. Бахмат  А. И..JPG
2. Транспортировка фрагмента двигателя самолёта.JPG
3. Кошевой Б. А..jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Нам хранить память

Сообщение Raid » 24 авг 2020, 18:13

Захоронение...
Найден медальон.
Номер самолёта.
Вложения
4. Захоронение Озорнина А.П. и лётчиков.jpg
5. Найден медальон.JPG
6. Номер самолёта.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Нам хранить память

Сообщение Raid » 24 авг 2020, 18:14

Обломки самолёта.
Озорнин А.П.
Озорнины. Вручение медальона.
Вложения
7. Обломки самолёта.jpg
8. Озорнин А.П..jpg
9. Озорнины. Вручение медальона.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Нам хранить память

Сообщение Raid » 24 авг 2020, 18:15

Раскопки на месте падения самолета.
Памятник лётчикам.
Вложения
10. Раскопки на месте падения самолета.JPG
13. Памятник лётчикам..JPG

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя