Достучаться до сердец

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 789
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0

Достучаться до сердец

Сообщение Raid » 06 авг 2022, 16:03

Достучаться до сердец

Владимир Щербанов
Фото автора

За прошедшие десятилетия поисковая работа приобрела множество форм: от собственно поиска и захоронения солдат Великой Отечественной до просветительской или военно-патриотической работы с молодежью. Поисковики создают музеи, работают в архивах, составляют компьютерные базы данных, проводят слеты и даже дают концерты. Однако в многообразии форм и направлений поисковой деятельности далеко не все составляющие имеют одинаковую эффективность с точки зрения эмоционального воздействия на окружающих. Вот именно о таких формах, способных давать мощный заряд положительных эмоций, тема моих размышлений.

Фотосъемка давно уже стала неотъемлемой частью полевой поисковой работы. Но если «рабочая» или репортажная съемка производится в каждом нашем объединении и отряде, то создавать художественные фотографии удается далеко не всем. И все же в поисковых объединениях России уже имеются свои практически профессиональные фотохудожники. Такие как Анастасия Буланова и Вячеслав Немышев из Подмосковья или уроженка Архангельской области Ольга Нагибина. Работы этих авторов неоднократно экспонировались на тематических фотовыставках в Госдуме, в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и на ВВЦ. В свое время Вячеслав Немышев выпустил весьма интересный фотожурнал о поиске на Валдае. А в конце 2007 года Анастасия Буланова по поручению Центра патриотического воспитания молодежи при Рособразовании подготовила и издала фотоальбом «Срока давности не имеет…». Яркие, индивидуальные, насыщенные красками и эмоциями работы Булановой рассказывают о целях и задачах поискового движения, о судьбах погибших солдат и о трагедии Великой Отечественной войны, о сегодняшней молодежи, о разнообразии нашей Родины и еще о многом другом.

Сильным эмоциональным эффектом обладает поисковая лирика. Ведь мысли и переживания, выраженные в поэтической форме, способны пробить самую стойкую человеческую «броню» черствость, под которой многие сегодня пытаются скрыть свою душу. Поэтому сборник стихов «А мы идем искать ровесников следы…» переиздавался уже трижды. А межрегиональная поисковая газета «Безымянная высота» собирает и печатает стихотворения поисковиков Смоленской, Тюменской, Ростовской, Астраханской областей, Мордовии и Крыма.
Еще более сильна в своем эмоциональном воздействии авторская песня. Все, кто ходил поисковыми дорогами, прекрасно знают, как согревает душу, снимая усталость и напряжение тяжелого полевого дня, добрая песня у ночного костра. Хочется отметить емкую и, не побоюсь этого слова, профессиональную подборку авторских песен, появившуюся за годы работы в Новгородской экспедиции «Долина». Сегодня их поют поисковики не только по всей России, но и в странах бывшего Советского Союза. Чего стоят написанные в новгородских лесах и болотах «Звезда» и «Гимн солянке» питерца Игоря Щукина или «Я сегодня снова в камуфляже» Евгения Шумилова из Чебоксар! Набирают популярность и песни ростовчанина Сергея Жилина из сборника «Я не видел войны, но я помню…»: «Прямое попадание», «Отцовская ложка», «Два шага до победы», «Шапки-ушанки»… Они продолжают и дополняют известные произведения Окуджавы, Высоцкого, Визбора, Розенбаума, Трофимова…

Весной 2004 года руководители территориальных поисковых объединений Российской Федерации, присутствовавшие на торжественных мероприятиях по случаю открытия «Всероссийской Вахты Памяти-2004» в Санкт-Петербурге, посетили персональную выставку Сергея Евтюхова. Экспозиция насчитывала несколько десятков панно формата A4 с личными вещами, найденными вместе с останками воинов на полях былых сражений. По словам автора, он практически ничего не отбирал и не придумывал. Просто размещал элементы, которые отобрали сама война и время, сохраняя их на останках.
Надо сказать, при всей внешней простоте и невзрачности эти композиции производили весьма сильное впечатление. Ведь скромные листы ДВП в нарочито небрежных рамках являлись по сути отпечатками войны, следами солдатских судеб и того времени, свидетельствами человеческих трагедий.
На одном панно размещены: Талон Управления РК Милиции по Татарской ССР на имя Измаилова Фаткулислама Хамидовича с номером удостоверения шофера № 72070, ржавая звездочка с головного убора, наборный мундштук, ключ зажигания на самодельном брелоке и алюминиевая ложка, пробитая осколками. Тут же помещена черно-белая фронтовая фотография с колонной автомашин на ледовой Дороге Жизни. В нижней части панно небольшой прямоугольник белой бумаги с краткими данными о солдате и районе обнаружения.
На другом листе: старенькая фотография молодого парня, изъеденный временем и сыростью бумажный вкладыш с читаемыми карандашными строчками, да черный пенал медальона, как жирная черная точка в конце солдатской судьбы. На останках бойца больше ничего не было, но этот одинокий темный предмет донес до наших дней лучик света размером с вкладыш медальона и высветил в темноте Забвения его имя – Агапитов Степан Михайлович, уроженец Челябинской области.
Третье панно не похоже на первые два. На нем: частично сохранившийся погон с буквами «БФ» Балтийский флот, медная бляха с якорем и небольшая финка с обломанным лезвием. На останках моряка не было ни медальона, ни документов, имя его осталось не известным. Но последние минуты его жизни были горячими: в районах карманов не обнаружилось ни одного патрона, рядом россыпь гильз, а в руке обломанный нож, которым он дрался в последней рукопашной схватке…
В коллекции автора есть и персональные панно, и тематические. Например, пропагандистские листовки, использовавшиеся в годы войны на Ленинградском и Волховском фронтах, или личные вещи немецких солдат. А вот портрет самого Поиска, с условным названием – панно официального поискового движения России.
И каждое новое панно – новый взгляд на прошедшую войну с ее неприкрытой болью и грязью. И не придумать, не обмануть.

Осенью 2005 года в Волгограде на праздновании 10-летия Межрегиональной общественной организации «Южный рубеж», которое провели коллеги из Волгоградского общества «Поиск», участники мероприятий впервые увидели интереснейшую выставку «флоры и фауны» (!), изготовленную из военного металла. Здесь были цветы из осколков, черепашка из корпуса гранаты Ф-1, осколочный паук на паутине из колючей проволоки, гусь из осколков и взрывателей снаряда, и сказочный дракончик, и скорпион…
Это был пробный вариант выставки «Ради жизни…», выставки скульптур из фронтового металла, которые в свободное от работы и поиска время создает член поискового отряда «Безымянная высота» Волгоградской области Михаил Черкасов.
А в октябре 2006 года расширенный вариант этой экспозиции увидели и смогли оценить участники и гости закрытия «Всероссийской Вахты Памяти-2006» в доме-музее пленения фельдмаршала Паулюса в Волгограде.
Надо сказать, что автор статьи специально наблюдал за реакцией людей, знакомившихся с творчеством Сергея Евтюхова в Санкт-Петербурге и с произведениями Михаила Черкасова в Волгограде. Среди посетителей были и совсем молодые люди – сегодняшние школьники и студенты, слабо знающие историю Великой Отечественной войны, и фронтовики, и поисковики с многолетним стажем, были люди-оптимисты без возраста и солидные функционеры и бизнесмены. Кто-то критиковал, кто-то хвалил, но главное, что среди гостей обеих выставок не было равнодушных. И это, как мне кажется, лучшее подтверждение права на жизнь таких неординарных форм популяризации истории Великой Отечественной войны.

Современная жизнь немыслима без компьютеров и интернета, ставшего глобальным средством коммуникации. Обзавелись своими страничками в сети и поисковики. А сайты Архангельского регионального общественного Фонда «Поиск» и «Объединения «Отечество» Республики Татарстан пользуются популярностью не только среди поискового сословия, но и в среде любителей военной истории, краеведов и даже профессиональных историков. И если для разработки и обновления интернет-сайтов нужен достаточно высокий уровень компьютерных знаний и определенные финансовые затраты, то создание небольших компьютерных фото- или видеороликов оказалось вполне доступно и небольшим поисковым отрядам.
Так, года полтора назад руководитель отряда «Поиск» школы № 1 станицы Егорлыкской Ростовской области Галина Ступак принесла показать в Ростовский областной клуб «Память-Поиск» свой первый опыт короткого фото-видеофильма, выполненного в условиях сельской школы. По объему этот ролик был не велик – его время подгонялось под длительность песни Марка Бернеса «Журавли», которая шла фоном.
И поскольку за две с половиной или три минуты рассказать что-то существенное о нашей непростой, разносторонней и непонятной для обычного обывателя работе невозможно, то мы поначалу отнеслись к этой затее скептически. И лишь потом поняли, что короткий ролик, соединенный с хорошей, правильно подобранной песней, способен создать интригу, вызвать интерес к теме Поиска – а это главное для встреч со школьниками и более серьезной аудиторией. Все остальное будет делом техники и мастерства рассказчиков.
И дело пошло. Монтируя второй клип, ребята добавили к фотографиям видеокадры сегодняшнего поиска и фронтовой кинохроники. Фоном взяли песню И. Щукина «Это наша поисковая работа». Причем видеоряд идеально ложился на текст, что усиливало и восприятие песни, и кадры на экране. Премьера состоялась в рамках открытия «Всероссийской Вахты Памяти-2007» в Ростове-на-Дону. Три минуты – и весь зал «завели» темой. Впоследствии мы неоднократно выступали с этим трехминутным роликом в различных аудиториях – среди школьников и студентов ВУЗов, среди курсантов военных училищ и солдат-срочников, среди жителей городов и в сельской местности, но результат был один – после просмотра глаза аудитории, обращенные на нас, были уже другими. Это были глаза не безразличных обывателей, а думающих и переживающих граждан своей страны.
Сейчас у поискового отряда школы № 1 станицы Егорлыкская уже четыре лазерных диска с музыкальными фото-видеоклипами на поисковую тематику. И не один из них не повторяет другой. А в планах еще несколько.

Еще одной из интересных форм патриотической работы с молодежью в последние годы стала историческая реконструкция. И если в девяностые годы в России в основном воссоздавали форму, оружие и баталии времен Отечественной войны 1812 года или Первой мировой войны, то в последнее время усилился интерес к реконструкции событий периода Великой Отечественной и Второй мировой войн.
И хотя об этой форме исторической работы мы уже наслышаны, тем не менее, увидеть результат деятельности таких исторических клубов вблизи, так сказать – изнутри, представляется интересным и полезным. Благо за последние годы ими накоплен определенный опыт, собраны большие коллекции формы, оружия и техники, апробированы различные варианты показательных выступлений.
Близко познакомиться с работой реконструкторов автору удалось на открытии «Всероссийской Вахты Памяти-2007». Надо сказать, когда у Вечного огня встали в караул не только сегодняшние солдаты караульного полка СКВО, но и «солдаты» Великой Отечественной войны ребята из военно-исторического клуба «Южный фронт», изменилось не только восприятие происходящего участниками и гостями форума, но и само мероприятие. На торжествах, посвященных увековечению памяти воинов Великой Отечественной, среди обилия слов о Памяти и истории появились элементы и люди «той эпохи»!..
В последний день мероприятия в Матвеево-Курганском районе уже сельские школьники показали гостям небольшую военно-историческую инсценировку, поставленную руководителем патриотического школьного кружка школы №3 Владимиром Колесником. И, хотя у сельских школьников форма и оружие были не столь точны, как у их взрослых коллег из Ростова, тем не менее, эта двадцатиминутная реконструкция событий зацепила за живое всех присутствующих еще сильнее. Ведь сценой и декорациями стали обильно политые кровью солдат 1941 1943 годов высоты Миус-фронта, где всего десять минут назад возлагались цветы к мемориалам, и где под ногами все еще встречается военный металл. А непосредственность игры ребят, их неравнодушие и сама обстановка оказались более важным, чем какие-то неточности формы и оружия.
И все наши гости это оценили. Слезы были даже у самых сдержанных коллег. Вот это поразило. Поразило и еще раз наглядно показало, что реконструкторская работа в театрализованной постановке с сохранением исторической достоверности военных событий, несет мощнейший эмоциональный заряд и способна производить огромный воспитательный эффект.

Небольшой музей боевой славы в сыктывкарском колледже вряд ли остался бы в памяти автора этой статьи, не будь в экспозиции великолепной подборки графических работ на поисковую тему. Все они в разные годы выполнены заместителем командира поискового отряда «Долг» В.П. Зайцевым из города Киров, копии его работ украшают Комнату Памяти, созданную поисковиками в Республике Коми…
Штабеля ржавых пробитых советских касок, остовы винтовок, здесь же воткнутые в землю, и объемные мешки с чем-то угловатым и нелепым. И над всем этим темные дождевые тучи и пелена дождя. Такие картины сопровождают окончание каждой весенней и осенней поисковых экспедиций под Новгородом и Смоленском, в Калуге и под Ржевом, за день-два до окончания работ и перед захоронением найденных останков. Почти фотография с натуры. Но на рисунке через пелену сырости еще проступают и не четкие контуры шеренги солдат сорок первого года. И это то, что не может ловить фотоаппарат своим формально-техническим «зрением». А прямо над этими нелепыми и неправильными мешками в зенит поднимается светлый столб, щемящий и болезненный, как душа забытого солдата…
Лес. Свежая небольшая могила со скромной пирамидкой и девушка в камуфляже, сидя на корточках, поправляет цветы. Такие фотографии мы привозим из каждой экспедиции. И бездушный фотоаппарат так обычно и запечатлевает моменты нашей жизни, не замечая и не видя почти прозрачную эфирную фигуру смертельно уставшего, скорбящего солдата, прислонившегося рядом к стволу израненного дерева.
И каждый новый рисунок, как почти тобою сделанный снимок, но только более подробный, детальный. Каждый новый рисунок, почти как обычная фотография, только увиденная через тонкий фокус неравнодушной души автора-поисковика. И вглядываясь в эти рисунки, полностью соглашаешься с автором, понимая, что ведь чувствовал и даже видел ты сам мельком, не ясно, на грани периферического зрения. А автор лишь показал возможности художественной графики.
Вообще, следует отметить, что ни одну форму работы или методику изучения, пропаганды, просветительства по истории Великой Отечественной войны нельзя выделить как главенствующую или основополагающую. У каждой из них своя роль, свои плюсы и свои минусы. Но максимальный результат дает только комплексная работа, которую планируют и проводят НЕБЕЗРАЗЛИЧНЫЕ люди.

Работа С. Евтюхова.
Панно.
Паук из осколков.
Вложения
Панно С. Евтюхова.JPG
Панно.JPG
Паук из осколков.JPG

Raid
Модератор
Сообщения: 789
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0

Re: Достучаться до сердец

Сообщение Raid » 06 авг 2022, 16:04

Птица.
Рисунки В. Зайцева.
Вложения
Рисунок В. Зайцева.JPG
Рисунок В. Зайцева 2.JPG
Птица.JPG

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»