ГЕРОИЧЕСКИМ ЗАЩИТНИКАМ ТУЛЫ
Владимир Сафронов.
Фото автора.
В предлагаемой статье рассматривается ситуация, сложившаяся в октябре 1941 года, совпадающая с началом боевых действий на южной границе Тульской области и работа поисковиков в указанных местах по заданию Музея военной истории Тульского края.
Поисково – исследовательская экспедиция проводилась с 23 апреля по 3 мая 2010 года в Чернском районе Тульской области на границе с Мценским районом Орловской области. Рабочий квадрат был определён населёнными пунктами и урочищами, сохранившими названия былых деревень: Большие Борзенки, урочище Малые Борзенки, Зелёный Холм, урочище Шаламово. Задача экспедиции состояла в обследовании мест боёв 6-й гвардейской стрелковой дивизии в октябре 1941 года на Тульской земле в составе 1-го Особого гвардейского стрелкового корпуса. Прояснить причины большого количества пропавших без вести бойцов в октябрьских боях.
Стремительное наступление 2-й танковой группы Гудериана на Орёл, с последующим его захватом, потребовало принятия экстренных мер для закрытия образовавшейся бреши на Орловско-Тульском направлении. Собственно формирование 1-го гв. ск. Красной Армии началось 2-го октября 1941 года. В виде группы войск он развёртывался в районе Мценска. На Орловско – Тульском направлении в этот момент войск не было. Формировать и командовать 1-м гв. ск. было поручено Д. Лелюшенко, (впоследствии генерал армии, дважды Герой Советского Союза).
Собрать в единый кулак передаваемые войска было не просто: две стрелковые дивизии должны были прийти с Ленинградского фронта, а прибыла только одна. 11-я танковая бригада стояла в 150 км от Москвы, 5-й воздушно десантный корпус находился в 300 км от пункта намеченного сосредоточения. 41 кавалерийская дивизия тоже была далеко. Ближе всех находилась 4-я танковая бригада полковника Катукова - она уже прибыла в Кубинку под Москвой.
3-го октября Лелюшенко приехал в Мценск и там неожиданно узнал, что танки Гудериана уже заняли Орёл и немедленно двинулись дальше на север, в сторону Тулы. Единственной реальной воинской силой, которой он располагал, были 36-й отдельный мотоциклетный полк майора Танасчишина с единственным танком Т-34; Тульское артиллерийское училище, располагавшее учебными 152-мм гаубицами, 76 и 45 -мм пушками, 132-й пограничный полк под командованием подполковника Пияшева. Остальные воинские части двигались эшелонами и могли прибыть в распоряжение командира корпуса только позднее. В это время стали прибывать эшелоны с танками 4-й бригады.
Первоначально танковые бригады, прибывшие с мест комплектования имели 116 танков (4-я тбр. -7 КВ, 22 Т-34, 26 БТ-7 и БТ-5, 11-я тбр. -7 КВ, 22 Т-34, 32 Т -26). Это внушительная сила, однако, для противостояния 3-й и 4-й танковым дивизиям фашистов и создания позиционной обороны не хватало пехоты. Поэтому корпус вводился в бои по частям. Ситуация была настолько критической и запутанной, что части 5-го воздушно-десантного корпуса в составе 10-й и 201-й воздушно-десантных бригад перебрасывались к месту сражения по воздуху. Для усиления Особого корпуса ему придавались три гвардейских миномётных дивизиона и 6-я авиационная группа. Как целостное подразделение корпус не использовался. Через несколько дней после начала формирования корпуса, Лелюшенко был отозван для формирования 5-й Армии, которая использовалась дальнейшем на Можайском направлении, а для обороны Тульского направления стала разворачиваться 26-я Армия с подчинением Ставке ВГК. Командование этой армией было передано А.В. Куркину
Не закончив формирование, армия вступила в тяжёлые оборонительные бои со 2-й танковой группой противника, наступавшей на Орловско – Тульском направлении. В ходе ожесточённых боёв в районе Мценска армия понесла большие потери. 25 октября её полевое управление было расформировано, а остатки войск переданы в состав 50-й Армии Брянского фронта.
В состав 26-й Армии были включены: 6 гв. сд., 5 вдк., полк НКВД, 4 и 11 тбр, 41 кав. дивизия и части усиления. В дальнейшем 4 тбр. распоряжением Сталина была отозвана для обороны Москвы и своим ходом проследовала к новому месту назначения.
Первый батальон 4 тбр. был укомплектован танками КВ и Т-34. Утром 4 октября танкистам была поставлена задача: провести разведку в направлении Орла двумя танковыми группами в сопровождении десанта мотострелков. Так начались бои, которым суждено было сыграть огромную роль в Тульской оборонительной операции и в сражении за Москву.
Самым крупным пехотным подразделением на этом направлении являлась 6 гв. сд. Она была сформировано в 1940 году в Орловской области как 120-я сд. Участвовала в Ельнинской наступательной операции. За боевые заслуги, в сентябре 1941 года, была преобразована в 6 гв.сд. В состав дивизии в то время входили 401, 471, 540 стрелковые полки, 606 арт. полк. По штату стрелковые полки имели: командный состав -174 человека, рядовой и младший командный состав – 2953 человека. Арт. полк имел по штатному расписанию командного состава -118 человек; рядового и младшего командного состава – 1319 человек. По архивным данным известно, что потери дивизии были особенно большими в период с 20 октября по 1 ноября 1941 года.
Только пропало без вести:
Командный состав – 83, младший командный состав - 250, рядовой состав – 2547…
Указанные потери совпадают с началом немецкого наступления на Тульском направлении. Несмотря на большие потери, все подразделения дивизии сохранили свои наименования и нумерацию. В дальнейшем дивизия воевала в составе 3-й Армии на Тульской земле в районах населённых пунктов Тёплое, Малые Голубочки, Ефремов, Протасово, Стрикино, наступала в направлении Кривцово. Это всё будет потом, а пока подразделения 540-го полка занимают позиции южнее Больших Борзенок, являясь препятствием продвижению немцев на Чернь.
В октябре 1941 года участок местности, который нам предстояло обследовать, занимали подразделения этой дивизии, предположительно батальоны 540 сп. Фронт дивизии был растянут на 30 км. Правый фланг находился у Больших Борзенок, имея стык с 41 кав. дивизией. 22 октября немцы начинают наступление, однако наши части удерживают позиции. В ночном бою на 23 октября немцам, силой двух рот удалось захватить плацдарм на северо-восточном берегу реки Зуша и утром в 10 часов 30 минут нанести удар по позициям у села Шаламово. Сдерживающий бой продолжался до 21 часа. Село Шаламово было взято немцами. 24 октября продолжались сдерживающие бои между Б. Борзенки – М. Борзенки. В 17.40 ударная группа немцев наносит удар на Меркулово с целью перерезать железную и шоссейную дороги Мценск – Чернь. В районе Зелёного Холма, по продвигающейся колонне врага, был нанесён фланговый удар ротой 540 сп. с приданными средствами. После кратковременного замешательства, немцы, изменив направление движения, отошли в Спасско–Лутовиново, однако ночью вошли в Меркулово, перерезав трассы. 25 октября в первой половине дня немцы захватили Чернь, чему способствовал не взорванный мост. 6 гв. сд выходила в сторону Ефремова и вошла в состав 3-й Армии. 11-я тбр. через Долматово выходила к Туле. Это краткое описание боевых действий составлено на основании документов Подольского Архива МО РФ.
После взятия Шаламово немцы не пошли по старому шляху, грунтовой дороге выводящей к Меркулову и далее к Черни. Вероятно, по данным разведки, им стало известно, что на этом пути их поджидает хорошо подготовленный в инженерном отношении узел обороны, перекрывающий этот шлях. Зная это, немцы, после овладения Шаламово, нанесли удар в стык 6-й гв. и 41-й кав. дивизий, в то же время, обходя позиции южнее в направлении Иноземцево. Об этом говорит настрел советских гильз на линии траншеи, проходящей в направлении Знаменки по кромке лесочков и двух полей. Реально создавалась угроза окружения подразделений, занимавших позиции. Психологическое воздействие оказывал шум боя за деревню М. Борзенки, в 2 километрах в тылу. В деревне располагался штаб 540 сп.
Позиции были оставлены практически без боя. Этот вывод позволяют сделать находки, обнаруженные за несколько экспедиций: 4 винтовки, карабин, подготовленные к бою гранаты РГД-33 и ПТГ, бутылки с зажигательной смесью, каски, противогазы, лопатки, 8 коробок с пулемётными лентами к пулемёту «Максим», коробки с дисками к пулемёту Дегтярёва. Всё это находилось в ячейках и выходах в траншеи. Поспешное оставление позиций отчётливо прослеживается в южной и восточной стороне. Там найдено наибольшее количество оставленных предметов снаряжения и вооружения. В южном секторе только одна ячейка имела большой настрел, где по нашему предположению, находился ручной пулемёт. Северная часть позиций подвергалась бомбардировке, о чём свидетельствуют воронки от бомб порядка 100 кг и одна воронка от 500 кг, глубиной до 4 метров. Немецкого настрела нет. Найдено только 4 гильзы от танкового орудия 50 мм. На весь узел обороны, этого маловато. Количество винтовочных гильз составляет порядка 15 штук. Только в одном месте было кучно поднято 10 гильз, то есть 2 обоймы к немецкой винтовке. На восточном направлении были подняты останки 5 бойцов Красной Армии. Вероятно, что это дело рук немецкого солдата, который мог просто добивать отходящих красноармейцев. Бойцы погибли не в стрелковых ячейках, а в траншеях, ведущих к близлежащему оврагу.
Нельзя не сказать, что поисковые работы и обследование местности проводились несколько раз. Поисковики ТУЦ МВД и отряда «Рубеж» изучали материалы о боевых действиях, опрашивали местных жителей о боях и местах вероятного захоронения погибших солдат. Многие указывали на район сохранившихся полевых укреплений. Необходимо отметить, что район высоты 234,3, где сохранились чёткие контуры позиций, был в 1941 году безлесным. Практика ввода в оборот пахотных земель требовала засыпки ходов сообщения и траншей в тех местах, где не было узлов обороны. То, что выходы с этого узла в теперешние поля должны существовать и замыкаться на близлежащие овраги, это однозначно. Однако их пока не обнаружили. С помощью глубинного металлоискателя на пахотном поле были подняты 5 цинковых патронных коробок с патронами к винтовке Мосина. Вероятно, это был пункт боепитания, так как были подняты крышки-жестянки и от пустых коробок. Это одно из подтверждений существования ходов сообщения и траншей на пахотных полях Кроме лесистого участка обороны, а он возник, вероятно, из-за сложности засыпки, а потом лес поглотил этот участок, существует ещё один, юго-восточнее, тоже заросший лесом. Еловый лес, поднявшийся на этом месте, затруднял полное обследование. Большого боя отмечено не было.
Основные работы проводились на позициях около высоты 234,3. Осенью 2009 года на этих позициях работали поисковики Тульского центра « Искатель». Бойцов найдено не было. Учтя ошибки и просчёты в проведении осенней «Вахты», весной 2010 года на эти места выехала группа от Музея военной истории Тульского края. В состав группы входили слушатели Центра профессиональной подготовки УВД под руководством Ю. Апарина, поисковики недавно созданной областной общественной организации «Патриотическое объединение поисковых отрядов «Легион» под руководством О. Афанасьева, члены клуба «Военной истории». Вся группа состояла из 14 человек. Руководил работами научный сотрудник Музея В. Сафронов. В ходе работ нужно было не только охватить территорию укреплений 1941 года, но и проверить на жизненность выдвигаемые гипотезы и предположения, подтвердить или опровергнуть их. Тщательная проработка траншей и ячеек приборами различных типов, работа щупами позволила на второй день «зацепить» первого бойца, через день ещё одного, а затем ещё двух. Таким образом, на обследованной территории были подняты, с учётом найденного летом 2009 года бойца, останки 5 красноармейцев. Принадлежность останков к Красной Армии идентифицирована по вооружению и элементам снаряжения. Необходимо отметить то, что проработка траншей велась там, где это было возможно, параллельными курсами, что обеспечивало проработку позиции без крупных пропусков.
Обследование узла обороны подтвердило, что позиции занимало усиленное подразделение. Об этом говорят орудийные дворики на 4 орудия (батарея), поднятые снаряды 76,2 мм, три капонира для лёгких танков (Т-26, БТ-7), которые были на вооружении 11 тбр. Все эти позиции были оборудованы для ведения огня на юг-юго-запад, откуда ожидалось немецкое наступление. В овражке была обнаружена землянка, оборудованная столиком и тремя гильзами от снарядов 152 мм, которые были приспособлены для сидения. Найденный трак от тяжёлого трактора-тягача позволяет предположить, что тягач и гильзы являются принадлежностями 447 гап, который прошёл путь от Бреста до Тулы и принимал участие в тех боях.
Несколько слов о позиции на Зелёном Холме. Позиция была создана как засада на господствующей высоте, обеспечивающая хороший обзор и обстрел проходящих в зоне видимости дорог. Холм сейчас лесистый. Открывается перспектива примерно на 10 км на юг-юго-запад. В этом месте была устроена засада и нанесён удар с фланга по продвигавшимся к Меркулову немцам. Артиллерийские орудия позволяли вести обстрел всего, что двигалось по дороге. Найдено несколько артиллерийских двориков, ровики для укрытия личного состава и снарядов. На миномётной позиции сохранились не израсходованные 82-мм мины. Есть винтовочный настрел на обваловке траншеи. Позиции занимали подразделения 540-го сп. Вероятно, немцев в этом месте потрепали хорошо, так как местный житель указывал место, где находилось немецкое кладбище той поры. В организации засады участвовали танкисты 11 тбр. У воронки были обнаружены обгоревшие магазины к пулемёту ДТ. Поднят грунтозацеп к танку Т-34, снарядная гильза к танковому орудию. По рассказу местного жителя, Ермакова Михаила Илларионовича, позиции наших войск на Зелёном Холме бомбили. 30 самолётов, заходя несколькими кругами. Потом, после боя, погибших собирали в воронки, а после освобождения перезахоронили в братской могиле в Зелёном Холме. У мемориала погибшим воинам он шагами отмерял и показывал, сколько было могил. По его словам было 6 могил размером 4 на 6 метров, а количество имён на плитах не соответствуют действительности. Вероятно, в могилах лежат те, кто считаются пропавшими без вести из 540 полка. В этих местах захоронение есть еще и в Спасско-Лутовиново. На памятной доске очень мало имен. Есть братское захоронение в урочище Шаламово. На памятной плите порядка 50 фамилий. А раньше здесь были силосные ямы, заполненные погибшими. Сколько их лежит там? Ведь бой длился почти полдня. В последний день перед отъездом, приехавший из соседней деревни житель описал воронку у Б. Борзенок, в которую женщины стаскивали погибших солдат. Каждый раз перед завершением экспедиции открываются новые подробности происходивших событий. Нельзя сказать, что работы в тех места завершены. Выезжать надо весной и продолжать искать пропавших без вести бойцов 540 сп. В летнюю пору и осенью щуп не пробивает грунт. По взаимной договоренности с местной администрацией останки бойцов 6-й гвардейской стрелковой дивизии, а также останки бойцов других подразделений, поднятых в ближних окрестностях, были захоронены на господствующей высоте около памятника в урочище Шаламово 22 июня, в день, когда была открыта первая черная страница войны, в день нашей скорби. В присутствии жителей ближайших населённых пунктов прозвучали прощальные залпы траурного салюта, как эхо прошедшей войны.
Карта района поисковых работ.
Ящики с патронами из пункта боепитания.
Героическим защитникам Тулы
Модератор: svkon
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: Героическим защитникам Тулы
Владимир Николаевич Сафронов.
Стрелковые позиции, поросшие молодым лесом.
Стрелковые позиции, поросшие молодым лесом.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя