Фронтовые письма ищут адресатов

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Фронтовые письма ищут адресатов

Сообщение Raid » 01 июн 2020, 17:22

Ольга Ромашова
член инициативной группы
по увековечению памяти воинов 9-й ДНО (Москва)
фото автора и из архива автора

Фронтовые письма ищут адресатов

Вот уже 6 лет наша инициативная группа, состоящая из потомков ополченцев, занимается восстановлением истории 9-й дивизии народного ополчения (далее – ДНО) Кировского района г. Москвы. К сожалению, документы дивизии в архивах не сохранились, в том числе, утрачены списки личного состава. Поэтому для нас важна любая информация: газетные заметки, сводки, карты, воспоминания, письма… Все найденные материалы публикуются на сайте http://9dno.ru
В апреле 2015 года на сайт написал Вальдемар Петерс (Waldemar Peters) из Германии. Он сообщил, что обнаружил несколько писем воинов 9-й ДНО, попавших в октябре 1941 года в руки солдат 15-й пехотной дивизии (далее - пд) вермахта ― и готов поделиться ими.
9-я дивизия народного ополчения формировалась в начале июля 1941 года в Кировском районе г. Москвы, в неё влились также ополченцы из Тимирязевского района Москвы и подмосковные жители – из Загорского и Подольского районов.
В конце сентября дивизия, получившая к тому времени наименование 139-й сд (2-го формирования), вышла на позиции юго-западнее Ельни, возле деревни Леоново, чтобы сменить изрядно потрёпанную в боях 303-ю сд. В первых числах октября смена произошла ― и противником 139-й сд стала 292-я пехотная дивизия вермахта, однако на левом фланге (в районе д. Биберево, Передельники, Лапинские хутора) ополченцам противостояла 15-я пд. В немецком журнале боевых действий эта местность между реками Стряной и Десной описывается как «похожая на джунгли». В наши дни это большой лесной массив, местами совершенно непроходимый, и, кроме того, подтопленный из-за неудачной мелиорации, так что даже местные жители советуют не надеяться на старые карты и не пытаться пройти старыми дорогами.
Одному из тех, кто служил в этой немецкой дивизии, видимо, и попали в руки письма ополченцев 2-го (1302-го) стрелкового полка. В дальнейшем эта корреспонденция привлекла внимание какого-то филокартиста. У него в коллекции письма пролежали все эти годы и благодаря этому сохранились в отличном состоянии. Затем они были проданы на аукционе.
К сожалению, неизвестный коллекционер, видимо, собирал карточки и конверты, сами письма его не заинтересовали, в коллекцию не попали, будучи вынуты из конвертов, и потому не сохранились.
Итак, спустя 70 лет нам оказались доступны следующие документы: три почтовых карточки и два конверта, отправленных через полевую почтовую станцию (далее - ППС) 931 разными адресатами. (До середины августа 9-я ДНО имела только отдельный «почтовый ящик» №41 при ППС 527 штаба 33-й армии. Затем бойцы стали сообщать домой новый адрес, принадлежащий непосредственно дивизии – ППС 931). Конверты и карточки были обработаны, имеют оттиски почтовых штемпелей и штампы «Просмотрено военной цензурой», конверты без содержимого (писем).
Одна почтовая карточка, отправленная в ППС 931 по ошибке, адрес на ней указан как ППС 527, п/я 47 (на самом деле верно п/я 17, это 17 дивизия Москворецкого района г. Москвы).
3 почтовых карточки и 2 конверта, отправленные 4-5 октября 1941 года из ППС 931 по разным адресам до почты так и не добрались, а потому не имеют почтовых штемпелей, конверты также без содержимого (писем).
Последняя группа, конечно же, вызывает наибольший интерес и имеет огромную ценность ― это послания, написанные в те дни, когда дивизия уже фактически была в окружении. За время работы по восстановлению боевого пути дивизии, в процессе общения с родственниками ополченцев, ранее нам удалось собрать довольно большую подборку сохранившихся писем. Так вот, самое позднее из них (и дошедшее в 1941 году до адресата с помощью обычной почты) было написано 29 сентября. Письма, датированные 4-5 октября, были написаны тогда, когда была потеряна не только связь с бойцами дивизии, но и со всеми войсками 24 армии (Из оперативной сводки штаба Резервного фронта по состоянию на 06:00 05.10.1941 г.: «139 сд ведет лесной бой вост. Соловеньки, точных данных о расположении частей дивизии нет», по состоянию на 18:00 того же дня: «С 15:00 5.10.1941 г. все средства связи 24-й армии работу прекратили и к моменту составления сводки данных о положении войск армии не поступало»).
Потому особенно ценными оказались короткие строки этих сообщений, последние весточки от бойцов 2-ого стрелкового полка.
Вальдемар, передавая письма, особо подчеркнул, что хотел бы, чтобы нашлись родные, те, кому были предназначены эти письма, или их потомки, дети, внуки, правнуки ― лишь бы они поняли важность и ценность этих посланий, сохранили бы их в своих семьях, как реликвии.
Все адреса и фамилии с карточек были немедленно опубликованы на сайте, посвящённом памяти дивизии, чтобы родственники, набрав в поисковике ФИО своих бойцов, немедленно выявили эти сведения. Однако здесь стоило надеяться лишь на удачу, или случайное совпадение, а одного этого, конечно, маловато. Поиски однофамильцев в Интернете, в соцсетях, были начаты мной немедленно и успеха, увы, не принесли. Конечно же, с каждым адресом нужно было разбираться особо, и у каждого послания оказалась своя история возвращения домой.
Интересно, что, хотя дивизия формировалась в Кировском районе Москвы и носила соответствующее название, почти все воины, чьи письма попали в эту подборку, были жителями Подмосковья. Это, строго говоря, уже не ополченцы, а мобилизованные в середине-конце августа Постановлением ГКО №495 граждане 1904-1895 г.р. Тогда пополнение в дивизию поступило практически со всей области, но особенно много было призывников из Пушкинского, Наро-Фоминского, Клинского, и Химкинского районов.
I) Почтовая карточка
Адрес на обороте: Куда: Московская область, Клинский р-н, д. Першутено. Шмыковой Марии Прохор.
Адрес отправителя: из РККА
«Жив и здоров ― здравствуйте, дорогие родные жена и дочки, привет от отца и мужа вашего. Я в настоящее время нахожусь в окопах на передовой линии фронта с 2 октября. Писем не пишите, адреса пока нет, и ничего не посылайте. Пока до свидания, привет всем родным и знакомым».
По ОБД «Мемориал» удалось установить, что это писал домой Шмыков (Шмиков) Семен Федорович 1903 г.р. Он попал в плен 4 октября 1941 под Ельней и погиб в плену. Адрес семьи из карточки военнопленного совпал с адресом на открытке: «Отец Федор Платонов, жена Шмикова Мария Прохоровна. МО, Клинская обл., д. Першутино».
На форуме сайта Soldat.ru, где я разместила сообщение с просьбой о розыске родственников, сразу же включилась в работу Лариса Алексеевна Карел. Она немедленно написала запрос главе Клинского муниципального района ― и вскоре получила ответ. Оказалось, что один из внуков Семена Федоровича и Марии Прохоровны, Сергей, и сейчас живет в Першутино, в том самом доме, который построил его дед. В один из ближайших выходных я доехала на электричке до Клина, а потом на маршрутке ― до деревни, где без труда отыскала этот маленький аккуратный домик. Сергей был на работе, в огороде трудилась его жена ― она и получила карточку, адресованную когда-то Марии Прохоровне.
II) Почтовая карточка
Адрес на обороте: Куда: Москва, Садово-Самотечная, дом 4, кв. 42. Соловьевой Марии Васильевне.
Адрес отправителя: Действующая РККА, Полевая-почтовая станция №931, 2-й стр. полк, санвзвод-музвзвод. Талыкину В. М.
(приписка сверху) «Маша, передай Любушке!
Дорогой жене, дорогим родителям шлю красноармейский привет. Сообщаю, что пока жив и здоров. За период моего нахождения в армии пришлось испытать очень многое. Настоящая война очень сложна, я ещё не видел такой войны, не видел таких тяжёлых переживаний, страх и трусость заменяет героизм. Несмотря на грохот – стрельбу и осколки, мы санитары, храбро подбираем раненых товарищей, работаем круглые сутки. Многих из моих товарищей ранило, ранение легкое. Дорогая жена, прошу тебя, при крайности не забудь мальчонку, а если вернусь, то заживем хорошо. Прости за плохое, вспомни хорошее. Любушка, пришли посылочку, сухарики, сахарку, рубаху не присылай, я теперь одет тепло. Живите дружно с Клавдией, она всё же очень хорошая. Привет всем-всем. Любушка, береги копейку, расходуй её только разумно. Пиши мне чаще, я от вас ещё ни от кого не получал писем. Мужа Нади не вижу. Играть не приходится. 5.Х. Вася. (приписка сбоку) Денег не присылай!»
По одним данным Талыкин (Таликин) Василий Миронович 1909 г.р., погиб в плену в шталаге X B и похоронен в Германии, в Витцендорфе. Однако в картотеке РГВА он же числится освобождённым. Упоминаемая в тексте Любушка ― это его жена, Талыкина Любовь Игнатьевна, проживавшая МО, Химкинский р-н, пос. Ново-Ховринский, ул. Коминтерна, 14 (теперь это часть московского района Ховрино). К сожалению, пока никого из родственников Талыкина найти не удалось.
III) Почтовая карточка
Куда: Москва, ст. Вешняки, Лен. Ж.д., Кузьминское шоссе, д. 24а, кв. 3. Темкиной Этэль Моисеевне
Адрес отправителя: Действующая Красная армия, Полевая почтовая станция 931, 1302 СП, П.В.О. Темкину
«Милая дорогая Эточка! Очень рад, что могу тебе писать письма, и главное, получать твои. Хотя я уже не имел давно от тебя ничего, но я знаю, что у тебя всё в порядке. Милая! Пока я ещё здоров, что тебя больше всего интересует, и сражаюсь с фашистами. Новостей у меня нет, все бойцы в порядке, за исключением одного, которого убили фашисты разрывной пулей. Милая моя Эточка! Ну и сволочи эти проститутки гитлеровские, стреляют они исключительно разрывными и нарезными пулями, которые дают мучительные раны и смерть. Ещё в истории таких зверских войн не было, как ведет себя гитлеровская сволочь. Но что ж? Говорят, горбатого могила справит, так что нам пришлось справлять горбатого ― и исправим! Вот всё, что могу тебе пока на сей раз написать. Буду жив и здоров, буду писать, убьют – товарищи напишут. А пока оставайся здорова и счастлива, целую крепко, крепко жму тебя к своим могучим грудям, верный тебе друг в жизни. Твой вечный Яша».
Это письмо написал Темкин Яков Хаимович 1916 г.р., политрук роты 2 СП ППС 931, пропавший без вести. В базе данных мемориала «Яд Вашем» («Память и имя» – национальный мемориальный комплекс, Иерусалим – прим. авт.) поисковик Елена Жилинская обнаружила «Лист свидетельских показаний», заполненный на политрука Якова Темкина. Сведения о нём предоставил в 1991 году Давид Залманович Златкин из Израиля, указавший, что он знакомый погибшего бойца. На этом же сайте нашёлся и второй документ на погибшего, теперь уже составленный в 2014 году со слов историка-исследователя - Леонида Пора-Леоновича.
Благодаря просьбе Елены, один из помощников музея «Яд Вашем», Арон, в своей программе рассказал о Якове Хаимовиче Темкине и об этом поиске. И уже на следующий день, утром, ему позвонил Геннадий Резников из г. Мигдаль Ха-Эмек, внучатый племянник погибшего бойца. Яков Темкин был родным братом его бабушки. Геннадий даже вспомнил довоенную фотографию Якова, на которой он изображён со значком «Ворошиловский стрелок». Кроме того, оказалось, что в г. Ашкелоне (Израиль) живет родной племянник погибшего, названный в честь его Яковом. А через пару дней, уже в Москве, отыскался Михаил Симановский, директор еврейской студенческой организации «Гилель» в Москве, внук Фридмана Бориса Исаевича. Темкин Яков Хаймович был родным братом мамы Бориса Исаевича, прабабушки Михаила. Своих детей у Якова не было.
Некоторое время назад дедушка узнал об этой открытке из эфира израильского телевидения и попросил внука постараться разузнать подробности. Михаил тотчас же оставил свой комментарий на сайте дивизии.
3 ноября мы встретились с Михаилом в Москве, и я передала ему открытку.
Кроме того, имеются ещё два конверта, не сохранившие своего содержимого:
IV) Конверт №1
Куда: Окт. ж.д., стан. Ховрино, улица Тельмана, дом 9/25, Новый поселок. Полдолиной А. П.
Адрес отправителя: Действующая армия, полевая почт. станция 931, 2 ст. полк, 3 бат., 8 рота Полдол(…)
Полдолин Иван Александрович родился в 1909 году, был призван Химкинским РВК, 5 октября 1941 года попал в плен под Ельней и уже 21 ноября погиб в шталаге XI D (321) в Эрбке. У него осталась жена Полдолина Александра Петровна, сын и дочь.
После выхода в эфире Химкинского телевидения сюжета об этом поиске, нашёлся внук солдата, Сергей Викторович Полдолин. Он же прислал фотографию своего деда и рассказал немного о нём. Оказывается, Иван Александрович был простым сапожником, ушёл в армию вместе с несколькими своими соседями, один из которых выжил, вернулся домой после плена и рассказал родным о судьбе бойца, расстрелянного немцами в лагере.
V) Конверт №2
Куда: Смоленская обл., Спас-Деменский р-н, Павлиновский с/с, д. Гороховье, Калупин Евдокии Семеновне.
Адрес отправителя: Действующая Красная Армия, полевая почт. станция 931, 1302 полк, 3 б-н, подр. 8. А. Таранщ(…)
К сожалению, пока установить, кто подписал этот конверт, не удалось. В восстанавливаемых списках воинов 9-й ДНО нет никого с подходящей фамилией. Возможно, он писал не сестре, дочери или матери, и вообще не родственнице, а женщине, с которой познакомился, когда его полк стоял возле этой деревни Гороховье. Дивизия провела там 1,5 месяца в августе-сентябре 1941 года и занимала полосу обороны западнее Спас-Деменска — НОВ. ЛАЗИНКИ, БУРАКИ, МОРОЗОВО, ЧЕБЫШИ. Строили укрепления, проводили занятия по боевой подготовке, но потом, в конце сентября, переместились ближе к Ельне. Противотанковый ров, который они рыли, до сих пор отлично виден.
Письма из дома, отправленные на фронт в сентябре и не дошедшие до адресатов, вероятно, тоже когда-нибудь вернутся назад к потокам тех, кто их написал. Никаких подробностей и описаний быта в них нет, ни слова о том, какие жизненные тяготы выпали на долю тех, кто остался в тылу ― только тёплые приветы, только самые важные новости, которые должны успокоить солдата – дома «все живы и здоровы».
Из Рязанской области коротенькое послание написала семья Павлу Егоровичу Лунякову (пропал без вести):
«Здравствуй, родной папаша, шлёт вам открытку ваша родная семья: жена Мария Алексеевна, сын Алексей, Михаил, Пётр, Александра, дочь Татьяна. Мы все живы и здоровы, того и вам желаем быть живым и здоровым. (…) Мы живём ничего, об нас особенно не беспокойся. Береги себя, если можно, пока до свидания, ждём ответ».
Вот что писали дети москвичу Василию Прохоровичу Егорычеву (судьба неизвестна):
«Добрый день, дорогой наш папочка, шлем мы тебе свой горячий и сердечный привет от всей семьи. Папа, мы все живы и здоровы, и того тебе желаем. Папа, мама пока работает, а мы находимся дома. Папа, привет тебе от всех родных. (…) Папа, опиши, где ты находишься и какое твое здоровье. Папа, если тебе что-нибудь надо, напиши нам, мы тебе пришлем безотказно. (…) Папа, целуем тебя много раз: Катя, Валя и мама».
Так и не получил карточку из Ивановской области Борис Борисович Зыков (погиб в плену):
«Дорогой Борис! Я и Дима шлём тебе свой привет и от всей души желаем тебе полного благополучия.(…) Дима с большой охотой ходит в школу. Пока успехи хорошие. Очень часто о тебе вспоминает и с нетерпением ждёт твоего возвращения. Погода у нас стоит ещё довольно хорошая, ежедневно ходим в лес за грибами. Ещё раз желаем тебе всего хорошего, крепко, крепко тебя целуем. Муся и Дима».
Письма полны тревоги за бойцов: почта работала плохо ― и это не могло не волновать родных, томящихся от неизвестности. В каждой из трёх сохранившихся карточек упоминается об этом: «Папа, что же ты нам не шлёшь писем, мы тебе уже послали 5 писем, а ты нам не пишешь ни одного» (из письма В. П. Егорычеву). «Папа, письмо вам посылаем, но вы ни одного не получили, это видно из ваших писем, но мы от вас 5 писем получили, но почему от нас к вам не доходят? Я пишу только что живы и здоровы, больше ничего» (П. Е. Лунякову). «Пишем тебе вот уже вторую открытку, а от тебя ничего не получали. Но мы и не обижаемся, если есть у тебя свободное время, на что очень трудно рассчитывать, то лучше отдыхай, а пиши чаще в Москву, а они сейчас же об этом сообщают нам. Пиши чаще, знай, что все мы о тебе ужасно беспокоимся, и когда получаем от тебя весточки, так это для нас большой праздник» (Зыкову Б. Б.).
Единственная карточка, попавшая в почту 9-й ДНО по ошибке, была отправлена Струниным Виктором 1924 г.р., ополченцем 1-й ДНО Ленинского района Москвы своему товарищу Ивану Зиновьеву, который был ополченцем 17-й ДНО Москворецкого района и на 2 года его старше
«Ваня, мне прислали из Москвы твой адрес, и я решил написать тебе. Я ушёл в армию в тот же день, как и ты, только в 8 часов утра. Было это совсем неожиданно. Я ночевал у Володьки и вдруг прихожу домой ― меня вызывают. Тебя не застал каких-нибудь 30 минут».
Оба друга пропали без вести в 1941 году.
Прошло почти 75 лет, но всё ещё в пути письма солдат Великой Отечественной. Только теперь их вручают неравнодушные люди из разных городов и стран.

Дом в д. Першутино.
Иван Полдолин.
Вложения
0. для оформления в начало.jpg
1.Дом в д. Першутино.JPG
2.Иван Полдолин.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Фронтовые письма ищут адресатов

Сообщение Raid » 01 июн 2020, 17:24

Противотанковый ров у д. Лазинки.
Карточка Василию Егорычеву.
Вложения
3.Противотанковый ров у д. Лазинки.JPG
4. вместе с номером 5.jpg
5. Карточка Василию Егорычеву.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Фронтовые письма ищут адресатов

Сообщение Raid » 01 июн 2020, 17:25

Карточка Борису Зыкову...
Вложения
6.Карточка Борису Зыкову..jpg
7. для оформления.jpg
8.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Фронтовые письма ищут адресатов

Сообщение Raid » 01 июн 2020, 17:26

9.
10.
11.
Вложения
9.jpg
10.jpg
11.jpg

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей