Ночной полёт
Павел Пустырёв
Председатель Совета КРОО ПО «Подвиг»
(г. Клин Московской обл.).
фото из фондов ЦАМО РФ
Если на земле Клинского района Московской области бои Великой Отечественной войны шли менее двух месяцев осенью-зимой 1941 года, то в клинском небе война шла дольше, до 1944 года. Останки многих лётчиков покоятся в клинской земле. Останки одних лежат безвестными рядом с обломками их боевых машин. Другие погребены в братских могилах, мы читаем их имена на гранитных плитах. К сожалению, знаем мы о них очень мало!
На надгробии братской могилы в селе Петровское выбиты имена:
– ст. сержант Беляков Степан Павлович, 1909 - 07.05.1943
– рядовой Остапенко Дмитрий Кузьмич, 01.05.1943
Понять, что их связывает, из-за ошибок в надписи трудно. На самом деле, это экипаж бомбардировщика Ил-4: командир корабля старший лейтенант Беляков Степан Павлович и штурман лейтенант Остапенко Дмитрий Кузьмич. Они погибли в катастрофе 7 мая 1943 года. В ЦАМО РФ, в фонде 209-го гвардейского бомбардировочного авиаполка сохранились материалы, посвящённые этой катастрофе, в том числе Аварийный акт от 17 мая 1943 года. Об этом экипаже и их последнем ночном полёте я хочу рассказать в этой статье.
2-й учебный авиационно-планерный полк был сформирован в августе 1942 года в г. Киржаче Ивановской области. Среди других задач полк занимался снабжением партизан и высадкой разведывательно-диверсионных групп в тыл врага. Экипажи полка регулярно летали за линию фронта и сбрасывали в условленных местах грузы – продукты, оружие и боеприпасы. Трудная сама по себе задача – найти ночью площадку для сброса - осложнялась противодействием противника.
Экипаж Ил-4 с бортовым номером 4 в полку считался опытным: командир корабля старший лейтенант Беляков Степан Павлович, штурман лейтенант Остапенко Дмитрий Кузьмич, стрелок-радист сержант Ширяев Виктор Андреевич.
Степан Павлович Беляков(1) родился в 1909 году в деревне Все Святые Бельского района Западной (ныне Смоленской) области в рабочей семье. В 1930 году окончил 6 классов школы второй ступени. В Красной Армии с 1930 г. Окончил окружную школу военных пилотов в Смоленске в 1932 г. В 1933-м уволен в запас. Работал пилотом в гражданском воздушном флоте (2). С 26.07.1933 г. – пилот Бурят-Монгольской воздушной линии акционерного общества «Добролёт». В 1937 г. – пилот Л-1567 Восточно-Сибирского управления Гражданского Воздушного Флота. За выдающиеся успехи в овладении авиатехникой, безаварийную работу и высокие показатели в производственной работе, Постановлением ЦИК СССР 10.11.1937 г. был награждён орденом Красной Звезды. В 1938 году ему присвоено звание «лейтенант запаса». С 04.1938 г. – командир учебно-тренировочного отряда Восточно-Сибирского управления Гражданского Воздушного Флота. С 04.1939 г. – пилот 11-го гидроотряда Восточно-Сибирского управления Гражданского Воздушного Флота. С 17.06.1940 г. – пилот Московского Управления Гражданского Воздушного Флота. Проживал с женой Хайловой Ниной Сергеевной в Москве. Пилот 1 класса, летал на самолётах разных типов: Р-1, Р-5, СБ, МН-1, ПС-7 (3). В 1940 году повысил квалификацию на курсах усовершенствования ВВС (4).
Был вновь призван на воинскую службу, отделом кадров ВВС РККА 11 февраля 1941 года назначен инструктором по ночным и слепым полётам в 100-й дальнебомбардировочный авиационный полк. С мая 1942 года старший лейтенант Беляков - командир корабля во 2-м авиапланерном учебном полку ВДВ. К маю 1943 года имел общий налёт: днём 3826 часов 58 минут, ночью 71 час 47 минут, под колпаком и в облаках 33 часа 10 минут (5). На самолёте ДБ-3Ф летал с марта 1941 г., общий налет 19 часов 52 минуты (6).
Остапенко Дмитрий Кузьмич (7) родился 23 октября 1915 года в деревне Дмитриевка Балаковского района Саратовской области в крестьянской семье. Вступил в комсомол в 1932 году. В 1936 году окончил сельскохозяйственный техникум и получил диплом агронома. 13 января 1937 года поступил в 3-ю военную школу лётчиков и летнабов, которую и окончил по курсу стрелка-бомбардира с оценкой «отлично». С 6 ноября 1937 года служил стрелком-бомбардиром в 52-й двухместной истребительной авиационной эскадрилье, 15 декабря ему было присвоено звание младший лейтенант. С 17 февраля 1939 года служил лётчиком-наблюдателем в 5-й двухместной истребительной авиационной эскадрилье, а с 7 сентября 1939 года - в 41-й отдельной разведывательной авиационной эскадрилье в городе Коростень Киевского особого военного округа. С 5 ноября 1940 года - летнабом в 14-м тяжело-бомбардировочном авиационном полку, а с 5 июня 1941 года - стрелком-бомбардиром в том же полку. С 22 ноября 1941 года - штурман авиационного звена в 9-й авиационной эскадрилье ВДВ.
Ширяев Виктор Андреевич родился в 1920 году и проживал до призыва в 1940 году в Красную Армию в г. Кинешме Ивановской области. Младший сержант (8).
За 7 ночных боевых вылетов на самолете ДБ-3 с планером по доставке вооружения и боеприпасов партизанам Белоруссии и высадку 12 человек десанта экипаж был награждён приказом № 060 от 20.02.1943 года государственными наградами(9). Лейтенант Остапенко(10) - орденом Красной Звезды, старший лейтенант Беляков(11) и младший сержант Ширяев (12) – медалями «За отвагу».
5 мая 1943 года экипаж Белякова для выполнения боевого задания перелетел на самолете Ил-4, заводской номер № 101-18, с аэродрома Киржача на аэродром Монино(13). Самолёт был новый, изготовлен заводом №126 10.03.1943 г., эксплуатировался с 27.04.1943 г. и налетал всего 27 часов (14).
Задача была хорошо знакома экипажу: ночной боевой маршрутный полёт, переброска боевого груза за линию фронта в район расположения партизан (15). На этот раз должны были сбросить 8 мешков с винтовками и боеприпасами. В каждом мешке 138 кг груза (16).
Полет начинался удачно. В 21.00 6 мая 1943 года вылетели из подмосковного Монино (17). Пробив облачность и набрав высоту 4000 м, пошли по прямой к первому поворотному пункту – озеру Щучье. Через 10 минут штурман велел стрелку-радисту передать, что прошли линию фронта. Перелетев линию фронта, пошли со снижением ко второму поворотному пункту – озеру Селява и вышли к нему на высоте 1500 м. От озера Селява развернулись на цель. Цель нашли с трудом. Разложенные на земле равнобедренным треугольником сигнальные огни были сначала малозаметны. Сбросив груз с высоты 300 м, сделали еще два круга над местом сброса, легли на обратный курс с набором высоты. В 00.40 стрелок-радист по приказу штурмана передал радиограмму «задание выполнено». После поворотного пункта, пробив облачность, пошли на высоте 4500 м. Перелетев линию фронта, радировали: «Перешли линию фронта». По приказу штурмана радист несколько раз запрашивал пеленг с земли, но только с четвёртого раза его услышали и дали приводную. Ночные полёты над Москвой были запрещены, возвращающиеся ночью экипажи должны были идти на радиомаяки аэродромов в Клину или Калинине (18). Пробыв в воздухе 6 часов, самолет шёл на радиомаяк в Клину и был уже недалеко от аэродрома, когда обнаружились неполадки в левом двигателе. Командир корабля приказал стрелку-радисту передать на базу сообщение «горит двигатель» и попытался совершить вынужденную посадку. Примерно в 2.50 – 3.00 7 мая самолет стал снижаться с сильной тряской, после окончательного заклинения левого двигателя резко накренился влево, от удара об деревья загорелся и упал в лесу в 25 км юго-западнее г. Клин. Стрелок-радист Ширяев, получив незначительный ушиб головы, успел выскочить через нижний люк и отбежать от горящего самолета. Обойдя вокруг горящую машину, Виктор заметил что-то горящее рядом с мотором. Подполз поближе, увидел лейтенанта Остапенко и оттащил его от горящего самолета. Дмитрий Кузьмич был еще жив, но говорить не мог, вздохнул два раза и умер. После этого Ширяев стал искать командира и, не найдя, отправился за помощью, вышел к посту ВНОС, который показал ему путь к ближайшей деревне. Вернувшись с председателем колхоза и осмотрев место катастрофы, на левом двигателе нашли сгоревшее тело командира корабля.
Ширяев телеграммой сообщил в полк, что самолет потерпел катастрофу. Останки летчиков были похоронены местными жителями 9 мая 1943 г. (19). Позже внесли на памятник имя пилота. Имя штурмана забыли.
Справедливость восстановила учительница Петровской школы Валентина Ивановна Челнокова. Получив в 1983 г. в ЦАМО данные на Д.К. Остапенко она узнала, что самолёт принадлежал 2-му учебному авиационно-планерному полку ВДВ, но подробностей давней катастрофы узнать тогда не удалось, в ответе значилось «Документов необходимых для наведения справки 2-го учебного авиационно-планерного полка ВДВ за указанный период на хранении нет». Несмотря на это, она не только разыскала родственников Остапенко, но и добилась в 1985 году от районных властей внесения его имени на памятник в с. Петровское. Справедливость была восстановлена.
Отдавшие жизни, защищая Родину, достойны памяти потомков! Памяти не «о войне вообще», а о конкретных событиях и именах, из которых и складывается история Великой Отечественной войны.
Примечания
1. Биографические данные С.П. Белякова и данные о его службе в РККА приводятся по Учетно-послужной карточке хранящейся в 11 отделе ЦАМО РФ.
2. Данные о службе С.П. Белякова в ГВФ предоставлены В. Филипповым
3. Справкарта запаса ВВС РККА, вложенная в Учетно-послужную карточку хранящуюся в 11 отделе ЦАМО РФ.
4. Там же.
5. ЦАМО РФ. Ф. 209 гв.бап. оп. 130131, д. 2, л. 129.
6. Там же.
7. Биографические данные Д.К. Остапенко и данные о его службе в РККА приводятся по Учетно-послужной карточке хранящейся в 11 отделе ЦАМО РФ.
8. Биографические данные на В.А.Ширяева приводятся по Наградному листу. ЦАМО РФ. Ф. 33, оп 682525, д. 443, л. 226.
9. ЦАМО РФ. Ф. 33, оп 682525, д. 443, л. 109 - 112.
10. Там же, л. 158. Наградной лист на Д.К. Остапенко.
11. Там же, л. 188. Наградной лист на С.П. Белякова.
12. Там же, л. 226. Наградной лист на В.А.Ширяева.
13. ЦАМО РФ. Ф. 209 гв.бап. оп. 130131, д. 2, л. 123.
14. Там же, л. 129 об.
15. Там же, л. 124.
16. Там же, л. 123.
17. Описание полёта и катастрофы даны по письменным показаниям стрелка-радиста В.А.Ширяева. ЦАМО РФ. Ф. 209 гв.бап. оп. 130131, д. 2, л. 124 - 124 об.
18. Там же, л. 125.
19. Данные из карточки Д.К. Остапенко в картотеке потерь командного состава ВВС, хранящейся в 11 отделе ЦАМО РФ.
1. Приказ о награждении пилотов по выполнению плана воздушных перевозок в 1935 году.
2.Дмитрий Кузьмич Остапенко.
3.Степан Павлович Беляков.
Ночной полёт
Модератор: svkon
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя