Повесть о красноармейце Горбунове

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Повесть о красноармейце Горбунове

Сообщение Raid » 24 авг 2020, 17:45

Повесть о красноармейце Горбунове

Егор Черналов,
командир поискового отряда «Восток» (г.о. Электрогорск)
МОМОО ВППО «Плацдарм»
фото из архива поискового отряда «Восток»

Сигнал – гильза, сигнал – осколок, сигнал – гильза, сигнал – осколок…
Катушка прибора ёрзает по земле вправо – влево. Гильза, осколок, хвост от миномётки, фрагмент ведущего пояска от снаряда. Всё не то.
Уже порядка полутора часов блуждаем по этому лесочку, с легкой руки, точнее языка, одного из поисковиков названного «Дедушкиным лесом». Этому названию предшествует отдельная история, которую, возможно, я расскажу вам позже. В нескольких десятках метров от нас «зацепили» бойца. Нашли его, благодаря противогазной коробке-фильтру, а у меня один мусор идёт…
Я думаю, каждый из нас испытывал такое: твердо знаешь – они здесь, рядом, ждут тебя. По одному, рядом с товарищами, «верховые», «санитарные». С остервенением машешь катушкой, пронзаешь землю щупом, разгребаешь руками, и по локоть черпаешь жижу из воронок. Но вновь на выходе у тебя в руке осколок, который должен был принести смерть, но не сделал этого и стал просто частью нашей многострадальной земли-матушки.
В этот момент и в моей голове был полный винегрет. Движения, доведённые до автоматизма. Взмах прибором – сигнал – лопата – железо. Взмах прибором и так далее. Появляется небольшое раздражение, переходящее в разговор с самим собой. - «Мужики, хватит, давай покажись, всё, пришли мы, хватит воевать, закончена атака, пора отдыхать».
Забираюсь на небольшую высотку, испещрённую воронками: корёженные диски от «Дегтяря», фрагменты патронных цинков и море хвостовиков с «любимыми» осколками. Сел на край одной из воронок. Закурил. Дым заполняет лёгкие, когда уже брошу эту пагубную привычку? Явно не сегодня. Так, надо проверить эту воронку, потом вот ту, дальше тоже, вижу, идут, а слева…
«Егор Николаевич, мы винтовку нашли!» - звонкий крик Насти прервал мои размышления и разорвал тишину апрельского леса.
Некоторые из поисковиков не берут с собой в лес молодежь. И в некоторых моментах я могу их понять и даже сам, иногда, задумывался, что с компанией взрослых людей намного проще заниматься этим делом. Но каждую «Вахту» вновь беру с собой школьников. А вдруг их зацепит это дело так же, как однажды меня. Кто будет продолжать дело, начатое нашими отцами, когда нас не станет? В конце концов, можно долго говорить о патриотическом воспитании молодежи сидя в кабинетах и на торжественных мероприятиях, но в лесу оно обретает реальный смысл. И вот как раз Анастасия одна из таких, кого поиск зацепил однажды и теперь уже, я надеюсь, на всю жизнь.
- «С затвором?» - крикнул ей в ответ, чтобы как-то обозначить свое местоположение. В этот момент ноги уже сами шли по направлению на голос. Кроме меня, в этот день, поиск вели ещё две группы из нашего отряда. Настя с Игорьком и Серёгой, а также троица парней: Никита, Артём и Кирилл, и если последние из-за нехватки поисковых приборов встали на лопаты и выбивали одну из многочисленных траншей в этом лесу, то у второй группы были старые-добрые «Аськи» и, судя по всему, побольше везения, чем у автора этих строк.
Когда я вышел к месту находки, ребята уже аккуратно снимали дерн рядом с винтовкой. Да, она, родимая, «Мосинка». Затвор закрыт, штык примкнут. Косвенные признаки того, что рядом может быть наш боец. У всех настроение, собственно как и у меня, уже приподнятое. На щеках румянец, на лице улыбки – «странные люди» могут подумать многие непосвящённые, но те, кто занимается тем же, поймут, о чём я говорю.
Чтобы не мешать ребятам, решил крутануться рядом с металиком. Прибор сразу выдал мне устойчивый сигнал. Немного усилий и на свет божий появляется стебель затвора ещё одной винтовки. Ещё пара взмахов «фискарём» и на меня смотрит уже вся. Присматриваюсь – короткая. Карабин. Лежат совсем рядом, одна смотрит на другую. Начинаем расширяться, вызванивая спиралью все металлические предметы в радиусе.
В это время рядом с нами проходит группа из соседнего поискового отряда. Услышав о находке, ребята сразу поворачивают к нам и присоединяются к поискам хозяев винтовок. Проходит 10-15 минут и в 3-4-х метрах от первоначальных находок ребята нашли ещё груду железа.
«Да тут ПТР, похоже!» - слышу возглас, не успеваю довернуть голову до сказавшего, как сразу идёт опровержение: - «А, не-не, это ещё винтовка. Стоп. И не одна. Две, три… Да они тут, как дрова лежат!».
На небольшом клочке весеннего лесочка собралось около 10 человек. «Вязанка винтовок» неудержимо расчищалась. Все были заняты работой, когда раздалась фраза, за которой все и приходят в леса, поля и болота, тратя на это свои личные сбережения и выпрашивая отпуска за свой счёт у начальства – «Кость. Тут боец!».
Только после этого, решили немного передохнуть. Развели костерок, достали из рюкзаков нехитрую снедь в виде тушенки, консервов и хлебушка, поставили чай. Решил выяснить у своих, как набрели на место, да и просто впечатления узнать.
У Игоря и Насти это была вторая «Вахта», но если первый уже состоявшийся мужчина, то Анастасия – 17-летняя девчушка, никогда не ходившая раньше с металлоискателем. Как выяснилось, она пошла вместе с Игорьком, чтобы именно поучиться работать с прибором на местности. Сначала просто смотрела, слушала, а потом попросила попробовать. - «Дядя Игорь, а можно мне?». «Аська» пискнула спорным чёрным сигналом. Как рассказывал впоследствии Игорь, решил показать ей её первый сигнал, уже приготовился достать из недр земли очередной осколок и отдать на память, как показалось что-то совсем иного рода. Вот так, на первом в жизни сигнале, юная девушка «назвонила» на винтовку бойца. Своего первого.
После небольшого перекуса, продолжили поиск и расчистку. За первым погибшим солдатом пошел второй, третий, четвертый… Решили оставить работу на следующий день, ибо уже начинало смеркаться. Прикрыли мужиков лапником, у кого-то в недрах рюкзака отыскалась фляжка с согревающим, которая сразу пошла по кругу. Выпили в тишине, и только одна фраза резанула слух – «Ну вот мы и пришли, мужики. Скоро вам домой собираться»…
На следующий день встали рано. Накрапывал дождичек. Дежурные уже вскипятили чайник и смастерили бутерброды. Быстро позавтракав, и, распихав по рюкзакам и вещмешкам банки с тушенкой и оставшиеся бутерброды, мы собрали вещи, прихватили с собой тент и львиную долю личного состава отряда, оставив в лагере только дежуривших ребят.
Пока топали до места, дождик продолжал усиливаться, но, как ни странно, настроение у всех было приподнятое. Нам предстояла очень важная работа – завершить ту последнюю атаку наших солдатиков. Хоть и спустя 70 лет.
Пришли. Так, всё хорошо, все на месте. Ребята знают, что надо делать. Убираем лапник, натягиваем тент над местом раскопа, сразу разводим костерок для обогрева, берёмся за лопаты. Поехали. С Богом.
Сделали водоотводы, обозначили границу, сняли верхний слой. Ну вот, можно уже приступать к расчистке. Как только ребята и девчата взялись за ножи и совочки, дождь прекратился, и выглянуло солнце. Очень яркое и уже по-весеннему тёплое…
За всеми этими делами у нас пролетело больше половины дня. Пообедали. Продолжили работать. Стали появляться немногочисленные личные вещи, сложилось понимание, как лежат бойцы и сколько их, также прояснилась ситуация с винтовками. Этот раскоп представлял собой следующую картину.
Бойцов в яме было семеро. Лежали аккуратно, в одну сторону. Без обуви. Состояние останков было очень печальное – болотина сделало свое чёрное дело. Винтовки были уложены в куче в ногах. Их оказалось 4 штуки, плюс две, с которых мы и начали поиск, они лежали поодаль и ещё одна винтовка была найдена мной позже, метрах в 15 от раскопа – она была без затвора и погнутая. Судя по всему, били об дерево. Две винтовки в яме были с открытыми затворами и примкнутыми штыками. Можно предположить, что после того, как бойцов стащили в воронку, их прикрыли шинелью или наоборот – клали на неё, так как нами были обнаружены несколько шинельных пуговиц рядом с черепами погибших.
Время отсчитывало минуты, костерок весело потрескивал, ребята время от времени вылезали из ямы, чтобы обогреть замёрзшие руки и согреться горячим чайком. Солнышко ушло, и опять заморосил мелкий дождь. У крайнего бойца обнаружились при себе две пачки патронов в заводской бумажной упаковке – не успел использовать.
Я сидел у костерка и с наслаждением потягивал крепкий горячий чай, подошла Настя – «виновница» всех наших сегодняшних действий, отогревать ледяные руки. И тут слышу, из раскопа раздается робкий женский голосок: - «Егор Николаевич, а что это такое?»
Девушку, задавшую этот интересный вопрос, зовут Наталья. В поиск с нами приехала впервые, прихватив с собой и своего верного друга – немецкую овчарку по кличке Прайд. Пока ребята, в основной своей массе, вылезли греться, она наоборот, спустилась попробовать себя в работе по расчистке останков. Попробовала…
На её ладони, в резиновой перчатке из армейского комплекта ОЗК, лежал ОН – медальон! Лес наполнился гвалтом радостных криков, кто-то хлопал в ладоши, одна только Наташа стояла с вытянутой рукой и хлопала своими большими глазами, видимо, не совсем понимая, какую радость только что она принесла всем участникам подъема! А дождь, не перестававший моросить по тенту всё это время, внезапно перешёл в град…
Переборов в себе желание сразу же открыть его, запечатали капсулу в грунт и приготовили к транспортировке. Работа продолжилась с ещё большим усердием, все были воодушевлены такой важной находкой!
У соседнего бойца (судя по всему, он был в обмотках) в районе ноги ребята нашли ложку, химический карандаш и портмоне. Ложку помыли на месте. На ней была только одна буква «Х». В портмоне проглядывались несколько монет и какие-то фрагменты бумажки, поэтому его также сразу упаковали и впоследствии отправили на экспертизу. Кроме всего этого, при бойцах было обнаружено круглое зеркальце, немного мелочи, лампочка от карманного фонаря и перочинный нож, завернутый в упаковку от ИПП.
Подъём и актировку оставили на следующий день, ибо уже совсем стемнело. Накрыли солдат лапником. Тент убирать не стали, впоследствии, уже после подъёма, он служил хорошим ориентиром в лесу для наших поисковых групп, а затем перекочевал и сослужил хорошую службу на другом подъёме в этом районе.
Мои ребята не шли – летели в общий лагерь экспедиции. Хотелось скорее сообщить о желанной находке! А там о ней уже все знали. Торжественно вручили медальон руководителю экспедиции – Константину Смирнову. Народ подтягивался к бивуаку, всем интересно, ещё бы! И вот отмыли его от земли и верхняя крышечка медленно, но верно, начала раскручиваться…
Вы знаете, я так не переживал со времен сдачи экзаменов в институте. Сердце колотилось как бешеное – «А вдруг нет записки?», «А вдруг она истлела?», «А вдруг…». Пальцы Серафимыча совершают последний виток, и крышечка снимается – бивуак взрывается криками, которые разносятся на все поисковые лагеря – бумажка в превосходном состоянии! Есть контакт! Живем, братцы!
Таинство раскрытия записки длилось около 40 минут. У штабной палатки, как у родильного отделения, столпились люди в ожидании вердикта. Время от времени оттуда доносились отдельные слова: - «918 стрелковый полк!», «250! 250-я стрелковая!», «Павел, имя Павел». Записка оказалось в очень хорошем состоянии и полностью заполнена! Даже больше. На обратной стороне боец дописал «Полк 918 Дивизия 250». Видимо, очень хотел, чтобы его опознали…
«Горбунов Павел Иванович, красноармеец, стрелок, 1913 года рождения, уроженец Воротынского района Горьковской области, деревня Семьяны. Письменная связь с родственниками прекратилась 15 октября 1941 года, считался пропавшим без вести». Ну, здравствуй, Павел Иванович!…
На следующий день была намечена церемония открытия нашей экспедиции «Бельский плацдарм», поэтому встали мы также рано и вместе с Константином поехали на актировку бойцов. Управились вовремя, даже ещё успели привести себя в порядок перед мероприятием.
Все отряды экспедиции построены. Приехали гости. Звучат торжественные слова. И тут происходит то, во что многие не верят, а некоторые, видели и чувствовали это сами. Над нашими лагерями, над всеми поисковиками, собравшимися по случаю открытия, кружит журавль. Один. Дав пару кругов, он разворачивается и улетает из зоны нашей видимости. Ребята переглядываются, шепчутся: - «Ты видел его? Журавль! А может, это он…». Мы уехали раньше церемонии захоронения, а на ней, как рассказывали ребята, журавль вновь появился…
Знаете, лично я верю, что тот большой и красивый журавль имел самое непосредственное отношение к Павлу Горбунову! Больше он не «пропавший без вести»! Его судьба установлена и душа, наконец, упокоена! Я смотрел на ребят и понимал, что теперь поиск стал частью их жизни. Частью их судьбы. Они повзрослеют, обзаведутся семьями, у них появятся дети и однажды, уже своим детишкам, они расскажут историю о том, как их деды спасли мир от фашизма, а внуки и правнуки этих Героев возвращали их десятилетиями домой…
P.S. Через несколько дней нашлись родственники красноармейца Горбунова. 17 мая 2016 года он был со всеми воинскими и церковными ритуалами захоронен в родном селе.
Вложения
1.jpg
2.jpg
4.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Повесть о красноармейце Горбунове

Сообщение Raid » 24 авг 2020, 17:46

5,6,7.
Вложения
5.jpg
6.jpg
7.jpg

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя