У разбитой понтонной переправы…
Модератор: svkon
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
У разбитой понтонной переправы…
У разбитой понтонной переправы…
Василий Малышев,
фото автора.
Началось всё с телефонного звонка старого знакомого в первых числах июля прошлого года – нашли танк, будем вытаскивать. Поначалу я воспринял эту новость с ленивым скептицизмом — знаем мы эти «танки», (особенно «тигры» в прудах и болотах). Хорошо, если в наличии оказываются хотя бы фрагменты боевой машины, а зачастую вообще ничего не обнаруживается. Да и без различных разрешительных документов это сомнительное занятие. Хотя Минобороны и является законным владельцем машины, танк у военных запросто могут отобрать местные власти, подобные прецеденты уже были.
В качестве ответа мне на почту прислали видео – подводную съёмку, сделанную дайверами. На видео, сквозь тёмную водную муть, явно виднелся Т-34-76 выпуска СТЗ с повёрнутой вправо башней, ровно стоящий на дне водоёма, и практически не занесённый илом! Более того – подъём машины уже согласован на самом высоком уровне в Министерстве обороны!
Найденный танк оказался уникальным – выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 года. К настоящему времени сохранилось всего 3-4 сталинградские машины, а комплектных и в первозданном виде среди них нет ни одной. Этот танк уникален ещё и тем, что относится к позднему периоду выпуска — лету 1942 года, в сентябре производство было прекращено.
Основная часть экспедиции выехала задолго до нас, им предстояло разбить лагерь, поставить в известность местную администрацию, полицию, МЧС, наладить взаимодействие с военными (военная часть из Богучара предоставляла БРЭМ, тралы для перевозки и сапёров для обезвреживания боеприпасов).
Быстро собираем такелажное имущество – блоки, громадные шаклы, коуши и главное — краном ЗИЛа грузим в прицеп катушку со 100 метрами специального троса. В ночь выдвигаемся на место. Впереди 700 километров по трассе М4.
Место проведения подъёма танка находилось в населённом пункте, отмеченном на картах как село Украинская Буйловка. К настоящему времени от села остались только покрытые буйной растительностью развалины домов, да руины церкви в центре. Последний житель покинул село в 2008 году.
Дорога до села представляла собой заросшую и петлявшую по придонским оврагам колею – клиренса прицепа кое-где не хватало, и он просто тащился балкой по земле. К моменту нашего приезда лагерь был уже разбит, на берегу спилены все мешавшие деревья, определено место стоянки для БРЭМа.
С нашим приездом началась работа по зацеплению танка. В соответствии с заранее продуманной схемой, разматываем и укладываем трос, вымеряем нужное расстояние для установки коушей (специальных петлей на тросе) и места для блока.
После подготовки троса начинается работа водолазов – нужно спуститься к машине, накинуть петли на крюки танка, подвязать их специальной проволокой от соскакивания, расправить трос. И всё это при сильном течении и практически на ощупь!
К вечеру подготовка к подъёму закончена, ждём военных с тяжёлой техникой. Полагая, что последних надо ждать не раньше, чем через 2-3 дня, мы уже морально приготовились к ленивому трёхдневному расслабону, и каково же было наше удивление, когда ранним утром мы были разбужены рёвом БРЭМа, продирающегося сквозь прибрежные заросли! Оказывается, техника ещё с вечера выехала из Богучара, и, несмотря на затруднения по технической части, к утру уже была на месте! Более того, на всякий случай БРЭМов приехало два! Машины оказались даже полностью исправными и укомплектованными всем необходимым имуществом, что само по себе бывает нечасто. Возглавлял военных на редкость адекватный и грамотный подполковник, заместитель командира вновь созданной богучарской бригады.
Решили сразу начинать, не дожидаясь дневной жары. Встав на место, первый БРЭМ сразу начал разматывать лебёдку, а его экипаж собирать полиспаст. Прошло всего-то 15 минут, а Т-34, стоящий на дне реки через систему блоков уже подцеплен к лебёдке БРЭМа. Начинается натяжка троса.
Предварительная натяжка показала, что всё собрано правильно, можно тянуть. Полковник даёт команду механику-водителю БРЭМа, - «Начинаем!».
И вот, через 74 года, Т-34 покидает свою стоянку на дне Дона и показывается на поверхности. На башне виднеются многочисленные обрывки лесок, блёсны. По словам водолазов, они видели даже обмотанный вокруг башни оборванный трос – следы неудачных попыток вытащить машину классическим колхозным способом. Танк в спешке покидают его подводные обитатели – ерши и раки. Люки открыты, это хорошо, шансов, что внутри экипаж становится меньше.
Поскольку в этот день задачи вытащить машину не стояло, то вытянув большую часть танка из воды, после проверки тросов и добавки ещё одного – страховочного, опускаем танк обратно, оставив на поверхности лишь часть его орудия.
На следующий день начинается окончательный подъём машины. Несмотря на то, что о предстоящем мероприятии знало не так много человек, с утра весь берег наполняется людьми, а поверхность реки лодками. Пришёл даже небольшой теплоход со зрителями. Прибывают сапёры, ВАИ, местный военком, МЧС, полиция, многочисленные корреспонденты. Не забыли и про медицинскую помощь — с военными приехала женщина-врач. От чересчур любопытных зевак пришлось натянуть сигнальную ленту и выставить посты оцепления.
После того как всех зрителей с помощью рупора кое-как загнали за ленту, ждём отмашки лейтенанта из пресс-службы ЗАПВО о готовности всех журналистов. Наконец, всё готово, заводится БРЭМ и начинается уже окончательный подъём танка.
Т-34 явно на передаче – гусеницы при натяжке-ослаблении троса хоть и немного шевелятся, но не крутятся. Склон берега периодически проливается водой – для лучшего скольжения. Машина повоевавшая – на катках пробоины от снарядов (позже будут найдены и многочисленные отметины на броне). После того, как танк оказывается на берегу, начинаем вымывать из него песок и ил, накопившиеся за 74 года.
На главный вопрос – есть ли в машине экипаж, ответа пока нет, поэтому размываем всё очень осторожно, вычерпывая грязь руками, чтобы ничего не пропустить.
Показываются снаряды, закреплённые в укладках по бортам боевого отделения, их передают сапёрам. Все предметы из танка складываются отдельно, фотографируются и переписываются.
К всеобщему облегчению, через пару часов становится ясно – никого из экипажа в танке нет. Размыв место механика-водителя, обнаруживаем рычаг КПП в положении включённой 1-ой передачи, ручной газ стоит на максимуме, на педали газа вдобавок лежит цинк с патронами и снаряд. Судя по всему, машину намеренно загнали в воду. Найденные рядом в реке разбитые понтоны, косвенно подтверждают эту версию – похоже, что после уничтожения понтонов, видя невозможность переправы танка через реку, экипаж специально утопил машину.
Из местных жителей толком никто ничего сказать не может, непосредственных свидетелей не нашлось — всё на основе пересказов и слухов. Ясно только одно – при отступлении наших войск летом 1942 года, в селе была наведена понтонная переправа, позже разбитая немецкой авиацией. Танков в реке вроде бы было два. Один, по словам старожилов, свалился с понтона при переправе, а вот как в реке оказался второй (наш) схожих правдоподобных версий не нашлось. Первый мешал судоходству, и его вытащили ещё в 60-е годы.
Думаю, вытащенный нами танк уцелел благодаря тому, что стоял не на фарватере и судам не мешал, в отличие, например, от ранее поднятого из Дона КВ — тот был взорван после того, как на него напоролась баржа.
На следующий день продолжилась работа по размывке танка и извлечению из него боекомплекта, ну а нам уже пора было уезжать.
Затем была транспортировка тридцать четвёрки до тралов, стоявших в нескольких километрах от берега. Осложнялась она тем, что снять с передачи танк так и не смогли, пришлось разбивать гусеницы, плюс Донской берег изрезан крутыми оврагами, по которым и на джипе-то проехать нелегко! Тут и понадобился второй БРЭМ.
Через две недели Т-34 уже был в Кубинке, где его подготовили для экспозиции в парке «Патриот».
Решили пока выставить танк в таком виде, каким он был извлечён из реки. В будущем его ждёт реставрация, возможно, до ходового состояния.
В подъёме участвовали: сотрудники парка «Патриот» во главе с Анатолием Калембергом (руководитель и организатор экспедиции), военные из различных частей ЗапВО, команда дайверов из Москвы и Санкт-Петербурга, многочисленные помощники из числа местных жителей и много других просто неравнодушных людей.
В довершении рассказа, хотелось бы дополнительно поблагодарить за работу дружную команду дайверов, не отмеченную в многочисленных репортажах. За три месяца до основной экспедиции они обныряли и отсняли танк, затем уже при подъёме провели все водолазные работы на семиметровой глубине при сильном течении и нулевой видимости, и помимо всего вышеперечисленного они ещё взяли на себя организацию лагеря, электроснабжение и питание всей многочисленной экспедиции.
1.Руины храма в селе Украинская Буйловка.
2.Здесь, примерно в пяти метрах от берега, на глубине семь метров и находится танк Т-34.
3.К вечеру подготовка к подъёму танка закончена…
Василий Малышев,
фото автора.
Началось всё с телефонного звонка старого знакомого в первых числах июля прошлого года – нашли танк, будем вытаскивать. Поначалу я воспринял эту новость с ленивым скептицизмом — знаем мы эти «танки», (особенно «тигры» в прудах и болотах). Хорошо, если в наличии оказываются хотя бы фрагменты боевой машины, а зачастую вообще ничего не обнаруживается. Да и без различных разрешительных документов это сомнительное занятие. Хотя Минобороны и является законным владельцем машины, танк у военных запросто могут отобрать местные власти, подобные прецеденты уже были.
В качестве ответа мне на почту прислали видео – подводную съёмку, сделанную дайверами. На видео, сквозь тёмную водную муть, явно виднелся Т-34-76 выпуска СТЗ с повёрнутой вправо башней, ровно стоящий на дне водоёма, и практически не занесённый илом! Более того – подъём машины уже согласован на самом высоком уровне в Министерстве обороны!
Найденный танк оказался уникальным – выпуска Сталинградского тракторного завода, 1942 года. К настоящему времени сохранилось всего 3-4 сталинградские машины, а комплектных и в первозданном виде среди них нет ни одной. Этот танк уникален ещё и тем, что относится к позднему периоду выпуска — лету 1942 года, в сентябре производство было прекращено.
Основная часть экспедиции выехала задолго до нас, им предстояло разбить лагерь, поставить в известность местную администрацию, полицию, МЧС, наладить взаимодействие с военными (военная часть из Богучара предоставляла БРЭМ, тралы для перевозки и сапёров для обезвреживания боеприпасов).
Быстро собираем такелажное имущество – блоки, громадные шаклы, коуши и главное — краном ЗИЛа грузим в прицеп катушку со 100 метрами специального троса. В ночь выдвигаемся на место. Впереди 700 километров по трассе М4.
Место проведения подъёма танка находилось в населённом пункте, отмеченном на картах как село Украинская Буйловка. К настоящему времени от села остались только покрытые буйной растительностью развалины домов, да руины церкви в центре. Последний житель покинул село в 2008 году.
Дорога до села представляла собой заросшую и петлявшую по придонским оврагам колею – клиренса прицепа кое-где не хватало, и он просто тащился балкой по земле. К моменту нашего приезда лагерь был уже разбит, на берегу спилены все мешавшие деревья, определено место стоянки для БРЭМа.
С нашим приездом началась работа по зацеплению танка. В соответствии с заранее продуманной схемой, разматываем и укладываем трос, вымеряем нужное расстояние для установки коушей (специальных петлей на тросе) и места для блока.
После подготовки троса начинается работа водолазов – нужно спуститься к машине, накинуть петли на крюки танка, подвязать их специальной проволокой от соскакивания, расправить трос. И всё это при сильном течении и практически на ощупь!
К вечеру подготовка к подъёму закончена, ждём военных с тяжёлой техникой. Полагая, что последних надо ждать не раньше, чем через 2-3 дня, мы уже морально приготовились к ленивому трёхдневному расслабону, и каково же было наше удивление, когда ранним утром мы были разбужены рёвом БРЭМа, продирающегося сквозь прибрежные заросли! Оказывается, техника ещё с вечера выехала из Богучара, и, несмотря на затруднения по технической части, к утру уже была на месте! Более того, на всякий случай БРЭМов приехало два! Машины оказались даже полностью исправными и укомплектованными всем необходимым имуществом, что само по себе бывает нечасто. Возглавлял военных на редкость адекватный и грамотный подполковник, заместитель командира вновь созданной богучарской бригады.
Решили сразу начинать, не дожидаясь дневной жары. Встав на место, первый БРЭМ сразу начал разматывать лебёдку, а его экипаж собирать полиспаст. Прошло всего-то 15 минут, а Т-34, стоящий на дне реки через систему блоков уже подцеплен к лебёдке БРЭМа. Начинается натяжка троса.
Предварительная натяжка показала, что всё собрано правильно, можно тянуть. Полковник даёт команду механику-водителю БРЭМа, - «Начинаем!».
И вот, через 74 года, Т-34 покидает свою стоянку на дне Дона и показывается на поверхности. На башне виднеются многочисленные обрывки лесок, блёсны. По словам водолазов, они видели даже обмотанный вокруг башни оборванный трос – следы неудачных попыток вытащить машину классическим колхозным способом. Танк в спешке покидают его подводные обитатели – ерши и раки. Люки открыты, это хорошо, шансов, что внутри экипаж становится меньше.
Поскольку в этот день задачи вытащить машину не стояло, то вытянув большую часть танка из воды, после проверки тросов и добавки ещё одного – страховочного, опускаем танк обратно, оставив на поверхности лишь часть его орудия.
На следующий день начинается окончательный подъём машины. Несмотря на то, что о предстоящем мероприятии знало не так много человек, с утра весь берег наполняется людьми, а поверхность реки лодками. Пришёл даже небольшой теплоход со зрителями. Прибывают сапёры, ВАИ, местный военком, МЧС, полиция, многочисленные корреспонденты. Не забыли и про медицинскую помощь — с военными приехала женщина-врач. От чересчур любопытных зевак пришлось натянуть сигнальную ленту и выставить посты оцепления.
После того как всех зрителей с помощью рупора кое-как загнали за ленту, ждём отмашки лейтенанта из пресс-службы ЗАПВО о готовности всех журналистов. Наконец, всё готово, заводится БРЭМ и начинается уже окончательный подъём танка.
Т-34 явно на передаче – гусеницы при натяжке-ослаблении троса хоть и немного шевелятся, но не крутятся. Склон берега периодически проливается водой – для лучшего скольжения. Машина повоевавшая – на катках пробоины от снарядов (позже будут найдены и многочисленные отметины на броне). После того, как танк оказывается на берегу, начинаем вымывать из него песок и ил, накопившиеся за 74 года.
На главный вопрос – есть ли в машине экипаж, ответа пока нет, поэтому размываем всё очень осторожно, вычерпывая грязь руками, чтобы ничего не пропустить.
Показываются снаряды, закреплённые в укладках по бортам боевого отделения, их передают сапёрам. Все предметы из танка складываются отдельно, фотографируются и переписываются.
К всеобщему облегчению, через пару часов становится ясно – никого из экипажа в танке нет. Размыв место механика-водителя, обнаруживаем рычаг КПП в положении включённой 1-ой передачи, ручной газ стоит на максимуме, на педали газа вдобавок лежит цинк с патронами и снаряд. Судя по всему, машину намеренно загнали в воду. Найденные рядом в реке разбитые понтоны, косвенно подтверждают эту версию – похоже, что после уничтожения понтонов, видя невозможность переправы танка через реку, экипаж специально утопил машину.
Из местных жителей толком никто ничего сказать не может, непосредственных свидетелей не нашлось — всё на основе пересказов и слухов. Ясно только одно – при отступлении наших войск летом 1942 года, в селе была наведена понтонная переправа, позже разбитая немецкой авиацией. Танков в реке вроде бы было два. Один, по словам старожилов, свалился с понтона при переправе, а вот как в реке оказался второй (наш) схожих правдоподобных версий не нашлось. Первый мешал судоходству, и его вытащили ещё в 60-е годы.
Думаю, вытащенный нами танк уцелел благодаря тому, что стоял не на фарватере и судам не мешал, в отличие, например, от ранее поднятого из Дона КВ — тот был взорван после того, как на него напоролась баржа.
На следующий день продолжилась работа по размывке танка и извлечению из него боекомплекта, ну а нам уже пора было уезжать.
Затем была транспортировка тридцать четвёрки до тралов, стоявших в нескольких километрах от берега. Осложнялась она тем, что снять с передачи танк так и не смогли, пришлось разбивать гусеницы, плюс Донской берег изрезан крутыми оврагами, по которым и на джипе-то проехать нелегко! Тут и понадобился второй БРЭМ.
Через две недели Т-34 уже был в Кубинке, где его подготовили для экспозиции в парке «Патриот».
Решили пока выставить танк в таком виде, каким он был извлечён из реки. В будущем его ждёт реставрация, возможно, до ходового состояния.
В подъёме участвовали: сотрудники парка «Патриот» во главе с Анатолием Калембергом (руководитель и организатор экспедиции), военные из различных частей ЗапВО, команда дайверов из Москвы и Санкт-Петербурга, многочисленные помощники из числа местных жителей и много других просто неравнодушных людей.
В довершении рассказа, хотелось бы дополнительно поблагодарить за работу дружную команду дайверов, не отмеченную в многочисленных репортажах. За три месяца до основной экспедиции они обныряли и отсняли танк, затем уже при подъёме провели все водолазные работы на семиметровой глубине при сильном течении и нулевой видимости, и помимо всего вышеперечисленного они ещё взяли на себя организацию лагеря, электроснабжение и питание всей многочисленной экспедиции.
1.Руины храма в селе Украинская Буйловка.
2.Здесь, примерно в пяти метрах от берега, на глубине семь метров и находится танк Т-34.
3.К вечеру подготовка к подъёму танка закончена…
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: У разбитой понтонной переправы…
4. Т-34, стоящий на дне реки, через систему блоков подцеплен к лебёдке БРЭМа.
5.-6.После проверки троса, опускаем танк обратно, оставив на поверхности только часть его орудия.
5.-6.После проверки троса, опускаем танк обратно, оставив на поверхности только часть его орудия.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: У разбитой понтонной переправы…
7. Танк явно на передаче – гусеницы при натяжке-ослаблении троса хоть и немного шевелятся, но не крутятся.
8.Для лучшего скольжения берег периодически поливается водой…
9.Все предметы из танка складываются отдельно и фиксируются.
8.Для лучшего скольжения берег периодически поливается водой…
9.Все предметы из танка складываются отдельно и фиксируются.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: У разбитой понтонной переправы…
10.-11.С особой осторожностью танк отмывается от ила и грязи…
12.И вот боевая машина доставлена в Кубинку… Фото Р. Алымова.
12.И вот боевая машина доставлена в Кубинку… Фото Р. Алымова.
-
- Модератор
- Сообщения: 1398
- Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: У разбитой понтонной переправы…
13….А впоследствии заняла достойное место в экспозиции парка «Патриот». Фото Ю. Пашолока.
14.Участники экспедиции по подъёму Т-34 из реки Дон у с. Украинская Буйловка.
14.Участники экспедиции по подъёму Т-34 из реки Дон у с. Украинская Буйловка.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя