Страница 1 из 1

Мама, он нашелся!

Добавлено: 31 авг 2022, 21:06
Raid
«Мама, он нашелся!»

Мою семью, как и любую другую, Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. не обошла стороной. Мы всегда чтили родных героев, прошедших войну, и тех, кто с фронта не вернулся. Воевали мой отец, Иван Секерж, его старший и младший братья Николай и Михаил. Николай – летчик, подполковник, кадровый военный, с фронта не вернулся. Место его гибели и братское захоронение наша семья нашла только в 1972 году. Иван и Михаил были ранены, вернулись с войны и прожили мирную достойную жизнь.
Об Игоре Зильберге, младшем брате моей мамы, штурмане бомбардировщика «Пе-2», не вернувшемся с войны, конечно, всегда помнили в нашей семье, но подробностей его гибели никто не знал. Однажды лет в десять я нашла в шкафу картонную коробку, перевязанную лентой с фотографией моего дяди Игоря в военно-морской форме и вырезки из газет военного времени. Я тут же пошла к маме и попросила рассказать мне об ее брате, герое-летчике. Мама побледнела, окаменела, а потом горько заплакала. Отец объяснил мне, что ничего не надо спрашивать об Игоре. Это была страшная боль потери любимого брата, незаживающая рана для мамы. Ведь фактически на тот момент Игорь считался «без вести пропавшим».
Единственное, что мама вспоминала - было их детство. Игорь рос обычным озорным веселым мальчишкой и любил похулиганить вместе с сестрой. А, повзрослев, стал решительным, организованным и целеустремленным юношей.
Зильберг Игорь (Исаак) Александрович родился 24.06.1918 года в еврейской семье в г.Туле. Его старшая сестра Лия Александровна - моя мама. Их отец - Зильберг Александр Федорович, работал бухгалтером, а мать - Зильберг Ревекка Ионовна, была преподавателем в школе для глухонемых детей. В 1926 году вся семья переехала из Тулы в Москву на улицу Большая Молчановка, д.30. Семья жила очень скромно, после окончания 7-го класса в 1933 г., Игорь поступил в 1934 г. в ФЗУ (школу фабрично-заводского ученичества), где проучился до 1936 г. Там же был принят в члены ВЛКСМ. В 1936 г. закончил курсы по подготовке во ВТУЗ (Высшее Техническое Учебное Заведение) и поступил курсантом в Военно-морское авиационное училище им. Сталина (ВМАУ) в г. Ейске на курс летнабов.
Окончив ВМАУ в 1938 г., Игорь был назначен на должность младшего лейтенанта ВВС Черноморского флота. В 1940 г. был зачислен начальником парашютно – десантной службы в авиаполке, а в 1941 г. был назначен на должность стрелка – бомбардира.
В июне 1941 г. и лейтенант Игорь Зильберг, и младший лейтенант Леонид Пластинин, проходя службу в ВВС Черноморского флота, познакомились с капитаном Георгием Щербининым. Там и был сформирован их боевой экипаж, командиром которого стал Г. Щербинин. 14 ноября 1941 г. Игорю Зильбергу было присвоено очередное звание – старшего лейтенанта.
В марте 1942 г. Игорь Зильберг был назначен на должность штурмана в составе своего экипажа, который был прикомандирован к 2 АЭ 29 бомбардировочного авиаполка ОМАГ ВМФ, переброшенного на Ленинградский фронт. БАП ОМАГ ВМФ был создан для уничтожения боевых сил противника и сопровождения арктических конвоев наших союзников. В июне 1942 г. БАП ОМАГ ВМФ был переброшен на Северный фронт с базированием на аэродроме Ваенга-1 (ныне г.Североморск-1).
Первое упоминание об экипаже Г.Щербинин- И.Зильберг-Л.Пластинин встречается в газете «Красный флот» и в «Комсомольской правде» от 16 июля 1942 г. в заметке «Немецкие транспорты пошли ко дну». 7 июля 1942 г. авиации флота стало известно, что «в Н-ском квадрате идет фашистский транспорт в охранении сторожевых кораблей. Группа самолетов под командованием капитана Щербинина взяла курс к транспорту. При подходе летчики заметили облачка разрывов. Били зенитные пушки немецких сторожевых кораблей. Это не сбило боевого строя североморцев. Штурман Зильберг отлично произвел все расчеты. Бомбы легли в цель. Неприятельский транспорт водоизмещением в 5000 тонн пошел ко дну».
Игорь Зильберг вел лаконичные заметки в своей записной книжке о боевых вылетах их экипажа. Сначала на Южном участке фронта:
11.07.1941 г. – Бомбовый удар по тяжелой батарее в г.Сулина, батарея уничтожена;
20.07.1941 г. – Будучи ведущим звена транспортных самолетов, успешно произвел высадку десанта ночью в г. Констанца и г. Плоешти;
22.07.1941 г. – Бомбовый удар и штурмовка войск противника в районе реки Днестр;
17.08.1941 г. – Бомбовый удар в р-не г. Очаков по элеватору. Элеватор уничтожен.
З апреля 1942 г. записи продолжаются после перевода экипажа на Ленинградский фронт, где Игорь Зильберг, будучи ведущим штурманом-бомбардиром, участвовал в 8 успешных групповых бомбовых ударах.
1.06.1942 г. – Бомбовый удар по скоплению войск в районе г.Кириши, после чего наши сухопутные войска перешли в наступление. Бомбовый удар по порту г.Сортовала.
03.06.1942 г. – Бомбовый удар по катерам в порту г. Лахденпохья.
05.06.1942 г. – Бомбовый удар по м. Сальми.
11.06. и 15.06 1942 г. - Удар по железнодорожному полотну узла Ала-Укса и Лахденпохья.
18.06. 1942 г. – Бомбовый удар по заводу в г. Питкяранта.
На Северном фронте было осуществлено 4 успешных бомбовых удара, произведенных группой самолетов-бомбардировщиков. И.Зильберг был штурманом ведущего самолета и совершал расчеты для бомбовых ударов всей группы.
07.07.1942 г. – Потоплен танкер водоизмещением 5000 тонн «Эльза – Мария».
10.07.1942 г. – На аэродроме Хибугтен уничтожено 5 самолетов противника типа «Ю-88».
10.07.1942 г. – Бомбовый удар по базе Варда.
13.07.1942 г. – Разрушены портовые сооружения базы Киркинес. Три прямых попадания.
Эти скупые записи не дают даже отдаленного представления о настоящей отваге, мужестве и профессионализме экипажа Г.Щербинин, И. Зильберг, Л. Пластинин. Командир экипажа Георгий Щербинин знал, что Игорь Зильбрег вел записи: «Вот Зильберг кое-что записывает, после войны подведем полный счет, а подробно писать сейчас некогда. Летать надо».
Смерть нередко подступала к экипажу, но отважным летчикам удавалось ее избежать.
Три друга практически никогда не разлучались ни в бою, ни в короткие часы отдыха. На вылетах ли, за обеденным ли столом – их всегда видели втроем. В Эскадрильи их называли «Три сокола, три грозных брата, несущих смерть врагам».
Штурман Зильберг в составе экипажа имел 40 боевых вылетов, из них 18 успешных на бомбовый удар.
В июле 1942 г командиром 29 БАП майором Сыромятниковым Зильберг Игорь Александрович был представлен к награде – Ордену Красного Знамени.
В 1942 г. был принят в члены ВКПб.
14 августа 1942 г. экипаж вылетел на задание и не вернулся. Никто не знал, ни о том, что произошло, ни о месте пропажи самолета. Их ждали и надеялись.
22 августа 1942 г. вышла газета «В бой за Родину» с заголовком: «Примеры бесстрашной борьбы с врагом показал капитан Щербинин и его героический экипаж. Летчик, дерись отважно и смело, как Щербинин, Зильберг, Пластинин!» Там же было опубликовано стихотворение зам.политрука Г.Трапина «Бесстрашные», посвященное экипажу. Последние строки были:

«Равняйтесь все по этой тройке
Учитесь так же немцев бить
Умело драться, биться стойко,
Чтоб свору до конца разбить»

И все же боевые товарищи не хотели верить в их гибель.
13 сентября 1942 г. в газете «Красный флот» была опубликована большая статья «Бессмертие», в которой писалось: «На скалистой сопке собрались летчики, штурманы, техники, радисты эскадрильи, чтобы почтить память своих товарищей летчиков Георгия Щербинина, Игоря Зильберга и Леонида Пластинина, павших смертью храбрых. Говорили о том, как трудно примириться с мыслью, что их больше нет, этих трех жизнерадостных, веселых друзей. Вспоминали всю жизнь и боевые дела погибших друзей - настоящих героев, не знавших страха в борьбе с врагом».
Сослуживцы вспоминали, что Игорь Зильберг был вдумчивый, внимательный, волевой командир. Таких точных результатов искусный штурман достигал благодаря тщательно продуманной схеме бомбардировки.
Он много времени уделял подготовке к вылету, до мелочей изучая цель, маршрут полета, противовоздушную оборону противника.
Игорь так ненавидел врага, что постоянно рвался в бой, стремясь уничтожить, как можно больше фашистов. На боевом счету штурмана Зильберга числятся десятки сожженных самолетов и уничтоженных танков, потопленный транспорт, несколько взорванных складов с боеприпасами, сотни убитых врагов.
В газете от 22 сентября 1942 г. в статье «Доблесть» было написано, что несмотря на то, что смерть вырвала из боевых рядов доблестный экипаж – «трех соколов-богатырей» - это только сплотило всех летчиков авиаполка и вдохновило их на новые подвиги во имя Родины.
Так был придуман девиз «Летать, как Щербинин, бомбить, как Зильберг, стрелять, как Пластинин». За их плечами остался путь бесстрашной боевой жизни, полной отваги и храбрости, опасностей, лишений и риска.
В недавно опубликованных архивах Министерства Обороны в графе о причинах гибели старшего лейтенанта Игоря Зильберга было написано карандашом «сгорел при взрыве самолета над полигоном» 14.08.1942 г., а затем напечатано «погиб при катастрофе самолета» 14.08.1942 г. Сейчас мы знаем, что это была не катастрофа, это был боевой вылет. А тогда, после войны, вернувшись в Москву из долгой эвакуации из Барнаула уже вдвоем (мать Игоря умерла там, так и не узнав о гибели своего любимого сына), мой дед и моя мама много раз посылали запросы в военные ведомства, ездили в г. Ленинград, чтобы разузнать о месте гибели самолета и где похоронен их сын и брат. Но им так ничего и не удалось узнать.
Я не знаю, почему у нас нет ни одного письма Игоря с фронта. Может быть, письма потерялись, а может быть он не писал, потому что не знал, куда была эвакуирована его семья. Сейчас об этом, к сожалению, никто не расскажет. Но все эти годы в семейном архиве хранятся его фотографии времени учебы в ВМАУ, газеты «Красный флот» от 16 июля и от 13 сентября 1942 г. и «В бой за Родину» от 22 августа и от 22 сентября 1942 г. со статьями о мужестве и бесстрашии в борьбе с фашистами экипажа командира Г. Щербинина, штурмана-бомбардира И.Зильберга и флагманского стрелка-радиста Л.Пластинина, об их крепкой боевой дружбе и об их гибели.
22 августа 1942 г. приказом Командующего Северным флотом за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте, борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, Игорь Зильберг был награжден Орденом Красного Знамени (посмертно).
В 2019 г. меня разыскала Елена Иосифовна Жилинская, человек-энтузиаст, поисковик с 15-летним стажем, разыскивающая родственников погибших фронтовиков-евреев, захоронения которых были неизвестны. Такие безымянные захоронения продолжают находить на местах боев, уведомлять их родственников и перезахоранивать бойцов с почестями.
Она сообщила ошеломляющую, трогательную и радостную до слез новость: в 2018-2019 гг. отрядом Татарской общественной организации «Отечество» был обнаружен и поднят со дна Среднего Ваенгского озера в районе г.Североморска бомбардировщик «Пе-2» с останками экипажа из 3-х человек – знаменитого экипажа капитана Щербинина Георгия Павловича (26.09.1909 – 14.08.1942), старшего лейтенанта Зильберга Игоря Александровича (24.06.1918 – 14.08.1942) и лейтенанта Пластинина Леонида Кирилловича (04.04.1916 – 14.08.1942). Двигатель бомбардировщика был пробит, на корпусе – следы от немецких снарядов. Экипаж со всеми военным почестями был захоронен на военном кладбище в г.Североморске.
Прошло 77 лет после окончания войны, а поисковики - эти мужественные люди, продолжают находить останки наших Героев, устанавливать их имена, разыскивать их родственников, сделав поиск погибших, без вести пропавших воинов, – Делом своей жизни. Низкий вам поклон и глубокое уважение за ваш нелегкий, но такой благородный труд. За ваш настоящий Патриотизм.
Я смотрю на фотографии Игоря – где-то веселый с солнечной улыбкой, где-то серьезный (как будто хочет казаться старше). Высокий, спокойный, скромный, обаятельный. А ведь, когда он погиб, ему было всего 24 года – самый младший в своем экипаже. Толком не успевший пожить, полюбить. Сначала он учился, затем осуществил свою мечту, став кадровым военным, а потом началась война…
И тем не менее, сколько же он успел за свою короткую, но такую насыщенную жизнь! Он решительно и смело сражался с врагом, проявляя отвагу и мужество, и отдал жизнь за свою Родину, за то, чтобы мы все жили счастливо под мирным небом. И мы всегда будем помнить подвиг наших героев.
Моей мамы давно уже нет с нами. Но как только я узнала о том, что самолет героического экипажа капитана Г.Щербинина обнаружили, моей первой мыслью было: «Мама, он нашелся!».

Наталья Секерж, май 2022
11.jpg
22.jpg
33.jpg

Re: Мама, он нашелся!

Добавлено: 31 авг 2022, 21:07
Raid
44.jpg