На правом фланге «Огненной дуги»

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

На правом фланге «Огненной дуги»

Сообщение Raid » 01 окт 2023, 20:58

На правом фланге «Огненной дуги»

Константин Страхов,
Руководитель поискового клуба «Обелиск», г. Лангепас.

…Отдел по делам молодёжи, возглавляемый Инной Владимировной Рачковской, выделил нашему клубу деньги на приобретение электронного металлоискателя «Фишер 1266-Х». А в ноябре нашёл возможность откомандировать меня на конференцию поисковиков России в Москву. На конференции, проходившей в Доме ветеранов войн и Вооружённых Сил, я увидел и услышал много нового и интересного. Приобрёл большое количество методической литературы по поисковой работе. Самое главное там я познакомился с коллегами из других регионов, в том числе с руководителем Брянского областного поискового объединения «Патриот» Александром Викторовичем Соболевым и его заместителем Максимом Волковым, которые предложили мне организовать экспедицию в Брянскую область. Я без долгих колебаний согласился.
Пришла весна 2000 года. На средства, выделенные отделом по делам молодёжи, в город партизанской славы смогли выехать восемь юных «обелисковцев». Коллектив подобрался замечательный. Прошедший со мной Новгородчину Сергей Шаповалов. Заводила и «ходячее ЧП» Андрей Селезнёв. Болтун и фанат военной техники Семён Толкачёв. Задумчивый философ Денис Селивёрстов. Вечно улыбающийся и беспрерывно дымящий сигаретами Петя Синяков. Спокойный и молчаливый Миша Потапенко. Хитрый и юркий Рома Золотухин. И очень серьёзная девушка с большими серыми глазами Настя Брыкова.
После торжественных проводов, в недавно открытом Центре начальной военной подготовки, где собрались ветераны Великой Отечественной, войны, представители различных городских структур, работающих с молодёжью, наш отряд тронулся в путь. При пересадке в Тюмени, мы посетили высшее военно-инженерное командное училище, которое я в своё время окончил, а затем краеведческий музей. В Москве осмотрели военно-исторический комплекс и Центральный музей Великой Отечественной войны, расположенные на Поклонной горе.
Переночевав, и закупив продукты в Брянске, на выделенном Комитетом по делам молодёжи Брянской области автобусе, с Максимом Волковым мы отправились в город Севск, находящийся в двухстах километрах, на юге области. Там познакомились с командиром отряда «Поиск», работающим в школе учителем истории Владимиром Сергеевичем Макухиным. От него мы узнали, что этот небольшой, очень древний город, основанный в 1146 году, находился на правом фланге знаменитой Орловско-Курской дуги, получившей за ожесточённые и кровопролитные бои от советских войск название «Огненная дуга». С марта по сентябрь 1943 года у Севска проходила линия фронта, и наши войска понесли значительные потери.
Лагерь решили установить у бывшего посёлка Павловский, жителей которого за связь с партизанами в 1942 году, одновременно с соседними деревнями Галчинское и Ясная Поляна, расстреляли венгерские каратели и полицаи. Жутко было читать на памятниках списки погибших местных жителей, среди которых было много детей.
На окраине Павловского нужно было разыскать распаханную тракторами братскую могилу, в которой по воспоминаниям местных жителей и данным севских поисковиков похоронили наших бойцов, погибших в конце августа 1943 года при освобождении посёлка, а также одиночные могилы офицеров.
Довольно быстро при помощи щупов ребята нашли забытую могилу, из которой за два дня работы извлекли останки 29 солдат. У нескольких бойцов были вставные зубы и коронки из рондоля – металлического сплава, похожего на золото и использовавшегося заключёнными исправительно-трудовых лагерей. Штрафники? Но Сергей Шаповалов среди останков нашёл спортивный знак «БГТО». У одного солдата в руке оказалась граната Ф-1 без предохранительной чеки. Видимо, выдернув чеку, он хотел метнуть «лимонку», но был убит. Закостеневшие пальцы, сжимавшие гранату, солдаты похоронной команды разжимать не решились. Удалив подростков из раскопа, я отнёс её на всякий случай подальше.
Из записки смертного медальона, найденного Андреем Селезнёвым, мы узнали, что один из погибших воинов является обрусевшим немцем Шульцем Фердинантом Игнатьевичем, 1892 года рождения, уроженцем Ростова-на-Дону, который в случае своей гибели просил сообщить Егупову Лариону Игнатьевичу на станцию Токаревка Тамбовской области. Тот же Андрюха, отойдя на двадцать метров от отряда, забивающего шурфы вокруг братской могилы, с целью обнаружения могил офицеров, начал копать в приглянувшемся ему месте и… натолкнулся на останки четырёх советских командиров.
Обследуя окопы, вокруг села, в которых было найдено множество немецких пулемётных лент, патронов и гильз ребята натолкнулись на останки гитлеровца, со вставной челюстью-присоской во рту.
В родительский день Пасхи, у могилы жертв фашизма, стоящего на окраине Павловского, остановилось две легковые машины, из которых вышли люди с букетами цветов. Через некоторое время они подъехали к нашему лагерю. Из одной машины с трудом выбралась старенькая бабушка. В разговоре выяснилось, что в годы войны она тоже жила в этом посёлке и уцелела только чудом, находясь во время расстрела у родственников в соседнем селе Шведчики. Причитая и плача, она стала рассказывать, что творили в Павловском гитлеровцы, как мучили и убивали ни в чём не повинных женщин, стариков и детей. Для моих подопечных самым страшным из её воспоминаний стало то, что одна из наших палаток, стоящая под старой грушей, находится как раз на сглаженной могилке матери и двух её дочерей, которых застрелили немцы за нежелание отдать им корову. После отъезда бабушки, палатка была немедленно переставлена на другое место. Эксгумировать останки мирных жителей, для переноса в братскую могилу никто из нас не решился…
У хутора Марьицский, в воронке от взрыва рухнувшего самолёта Фокке-Вульф – 190, опять же Селезнёв нашёл табличку с заводским номером немецкого истребителя. В недавно оставленном жителями селе Александровское, где мы собирались раскопать английскую бронемашину, закопанную на огороде, нас, а особенно Семёна Толкачёва ждало разочарование. Какой-то местный житель, видимо соблазнившись алюминиевым двигателем, взорвал уникальную технику. В лесном овраге, с помощью «Фишера» мы обнаружили склад миномётных мин – свыше двухсот штук, которые позже были переданы сапёрам для уничтожения.
Вообще, мои ребята брались за любое дело дружно и с энтузиазмом. Мальчишки беспрекословно выполняли всё, что требовал я и…Настя Брыкова, проявившая незаурядные организаторские способности не только на кухне.
Местные власти, по ряду причин, не смогли в тот момент достойно захоронить поднятых нами солдат, воевавших в составе 194-й стрелковой дивизии 65-й армии под командованием генерал-лейтенанта П.А. Батова. Поэтому останки советских воинов мы решили поместить во временное захоронение тут же, на окраине бывшего посёлка. На это мероприятие прибыли севские поисковики: Владимир Макухин, Владимир Романцов, Александр Шаламов, а также ветеран Великой Отечественной - Пётр Николаевич Целиков, прошедший в составе экипажа танка Т-34 славный боевой путь от Курска до Берлина.
Поднятые нами советские воины обрели последний покой 22 июня в братской могиле села Шведчики. А останки немецкого солдата были похоронены в том же окопе, где его нашли, так как в Брянской области немецкие военные кладбища на тот момент отсутствовали. Слишком много горя и страданий принесли немецко-фашистские захватчики на брянскую землю…
8 мая мы прибыли в Брянск и поселились в гостинице «Десна», окна которой выходили на центральную площадь. Утро 9 мая началось с сюрпризов. За активное участие в поисковой экспедиции Александр Соболев вручил нашему отряду грамоту, подписанную военным комиссаром Брянской области генерал-майором В. Ревенко, а мне лично, от имени Совета ветеранов России юбилейные медали: «Маршал Жуков», «50 лет Победы» и «80 лет Вооруженных Сил СССР». Все лангепасские поисковики были награждены памятными нагрудными знаками и грамотами. В дар нашему, только создающемуся в Центре НВП музею «Боевой Славы», брянские коллеги передали десять томов Книг Памяти Брянской области. Столько одновременно наград и подарков ни я, ни мои воспитанники никогда, ни от кого не получали. А Соболев лишь посмеивался: «Не знаю как у вас на Севере, а у нас на Брянщине так. Заслужили – получите. По работе и награда».
Потом мы присутствовали на праздновании Дня Победы, в котором участвовали все военно-патриотические организации Брянской области. Очень серьёзно мальчишки и девчонки в десантной, пограничной, морской форме шествовали по улицам Брянска. Красные знамёна, празднично одетые ветераны со сверкающими орденами и медалями на груди, восторженная, патриотически настроенная молодёжь, придавали этому событию, непередаваемое словами ощущение грандиозного праздника. Мои ребята побывали в областном краеведческом музее, на Кургане Бессмертия и на молодёжном фестивале славянских народов.
Домой возвращались с массой впечатлений. В довершении ко всему, на подведение итогов экспедиции военный комиссар Лангепаса полковник В. Буяшенко наградил всех юных участников «Вахты Памяти» нагрудными знаками «Долг и Честь», которые я приобрёл втайне от детей в тюменском военторге.
Вскоре, желающих записаться в клуб, стало намного больше.


Поисковое счастье - Андрей Селезнёв нашёл медальон...
Вложения
Поисковое счастье - Андрей Селезнёв нашёл медальон.jpg

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя