Экспедиция длиной в 23 года - окончание

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Экспедиция длиной в 23 года - окончание

Сообщение Raid » 26 май 2024, 11:42

Илья Дюринский,
руководитель поискового объединения «Северо-Запад»,
председатель Совета регионального городского отделения
«Поискового движения России» в Санкт-Петербурге
фото из архива объединения «Северо-Запад»,
из семейных архивов Усовой О.В. и Черновой С.Г.

Экспедиция длиной в 23 года

Окончание. Начало в № 1 -2021 г.

У нас в коллективе уже настоящий интернационал. Ульяновск, Самара, Оренбург, Беларусь, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Появляется надежда, что с таким составом, в этот раз докопаем яму до конца «Вахты». С опалубкой дело пошло гораздо быстрее. Жижа оказалась заблокирована стенками сруба. И вот 4 мая показались останки погибшего летчика. Господи, как же его сломало! Свернувшийся в позе эмбриона, человек или силуэт человека, изломанная фигура в разодранном лётном обмундировании и коротких, обрезанных для удобства управления самолётом, сапогах. Да, именно не кости в чистом виде, а силуэт, фигура человека, болото хорошо сохраняет свои жертвы.
Пилот лежал под обломками сиденья в глубине болотной бездны, изломанный страшным ударом, сорвавшим его с неба и бросившим огненным смерчем в бессмертие, а мы стояли над ним, взрослые мужики и женщины, а ведь каждый из нас сейчас вдвое старше его, шагнувшего в вечность в свои 20 лет. Стояли и думали о нём. Я смотрел на одинокую звездочку младшего лейтенанта на сохранившемся погоне с голубым кантом и думал о том, что он совершил, что успел до того, как погибнуть? Что? Он успел главное - не струсить, не предать, не солгать своей стране, своему народу, своей семье. Так позже описал свои впечатления Сергей Мачинский, которого пригласили на подъём самолёта и сразу же позвонили, как только нашли тело лётчика.
Рваная гимнастёрка, погон младшего лейтенанта. В карманах пусто, ни документов, ни клочка бумаги... Аккуратно в вёдрах вынимаем то, что осталось от пилота. Светлана занималась проведением эксгумации и заполнением документации по подъёму. Останки лётчика Света разложила на специальном баннере с сеткой и напечатанными абрисами всех костей человека.
Вот ещё одна находка – латунная колодка от медали «За оборону Ленинграда» грязно-желтоватого цвета с остатками ленты с одной зелёной полоской. Самой медали нет. Оторвалась при ударе. Подвесное колечко медали разогнуто. Где её теперь искать в такой огромной яме?! А может её вместе с песком или торфом проглотила грязевая помпа? Заметить в грязи и обломках такой небольшой предмет непросто. Это памятная для родственников личная вещь лётчика. Надо найти медаль во что бы то ни стало! Перебираем руками чёрную жижу. Куда же она могла деться? Толя с металлоискателем с задумчивым видом ходит по краю ямы, куда из помпы выливается болотный грунт с водой, а остальные перебирают руками отвалы в поисках медали. Света в это время очищает на баннере останки лётчика. И тут случилась мистическая история. Но не выдуманная, а самая настоящая. Света, склонившаяся над останками в этот момент была одна, все ушли на обед в лагерь. И тут она почувствовала, что кто-то стоит за её спиной. И пристально смотрит ей в затылок. Аккуратно поворачивая голову назад, она вдруг боковым зрением заметила, что под ногами что-то блеснуло. Сзади никого. Посмотрев себе под ноги, Света обомлела. Медаль! Да ладно! Откуда она тут! Её невозможно не заметить, так как она почти не испачкана грязью, блестит жёлтой латунью на солнце. Неужели это лётчик помог найти её? Хочешь – верь, хочешь – не верь, но на поисковых работах такая мистика изредка случается. Хоть в неё не очень-то верят окружающие. Но в этом мире много вещей, которые трудно объяснить с позиции материализма.
Сгрудившись вокруг останков, все внимательно наблюдают, как Светлана в медицинских перчатках аккуратно отделяет обрывки обмундирования от костей, следя, не попадутся ли в этом месиве обрывки документов. Ожидания наши напрасны. У пилота при себе никаких документов нет. Только небольшая расчёска. От гимнастёрки остался один погон – предположительно левый с одной звездочкой – мл. лейтенант.
Может, при падении вырвало карман гимнастёрки и мы его не нашли? Вся правая сторона пилота сильно повреждена. Неужели так и не узнаем его имя? Из смятой планшетки извлекли ластик, остатки карандашей и мелкие обрывки полётной карты с чётко-читаемой надписью – «рабочий поселок № 8».
Вот искорёженный латунный портсигар, небольшого размера и со скруглёнными краями, с остатками табака внутри. Сумка с парашютом. Шёлк белоснежный как снег, почти не сгнивший. Развешиваем парашют на верёвке для просушки.
Из-под сиденья извлекли сплющенную стальную коробку от авиационных взрывателей к бомбам, а в коробке ещё пачка разорванных документов, обрывки карт, писем и банка ленд-лизовской ветчины. Красивая, американская разноцветная прямоугольной формы банка, с припаянным ключиком для открывания. Прямо как современная. Из разорванной жести выглядывает содержимое. Да, ветчина, почти розовая, такая же, как на картинке, украшающей банку: несколько ломтиков ветчины, лежащей на белой тарелке.
Оставив Свету заполнять документы, все залезают обратно в яму. Нам нужно достать мотор. Без его номера установить лётчика не получится. Медаль, хоть и нашлась, но нам не поможет, так как она всё равно безномерная. И тут в болоте показался край мотора, его задняя часть. Немного углубившись, смогли увидеть номер двигателя. Набираю телефон Сергея Мачинского, представителя РВИО. Сообщаю номер мотора, и он сразу отсылает данные в Москву. Вместе с ним полночи обзванивали всех поисковиков, специализирующихся по авиации, у которых есть базы данных по номерам самолётов: Илья Прокофьев из Татарстана, Саша Морзунов и Игорь Кун из Новгорода, Костя Тарасов из Питера.
Через несколько часов приходит ответ, что этот двигатель был снят с другого самолёта на ремонтном заводе. Самолёт, на котором раньше стоял этот мотор, упал совсем в другом месте. Досадно! Осматриваем всё железо, извлечённое из ямы на предмет номеров. Их полно. Они везде. Отштампованные чернилами, написанные карандашом и выбитые в металле. Разные - по длине и не похожие один на другой. В глазах уже начинает рябить от номеров. Но это всё не похоже на номер самолёта. Это заводские сборочные номера, номера чертежей, клейма и номера приёмщиков и прочее.
От безысходности сообщаю, что на броне есть так же, как мне кажется, бестолковый, номер «310». И в этот же вечер одновременно приходят ответы от трёх разных специалистов по авиационным архивным сведениям. Предположительно, самолётом мог управлять младший лейтенант Усов Леонид Павлович, 1923 года рождения, уроженец Тамбовской области. Это одновременно установили и Илья Прокофьев, и Костя Тарасов, и ещё кто-то из специалистов. Мотор после ремонта поставили на другой самолёт с номером 081310! Первые три цифры это номер завода! А вторые три – порядковый номер самолёта! Всё сходится, так как обычно на самолётах номер завода не указывали.
В обед Анатолий, аккуратно взяв обрывки слипшейся бумаги, найденные в ящике вместе с ветчиной, пошёл в лагерь пытаться их расслоить в надежде на новые сведения. Посидев над замоченными документами, Толя расслаивал их по одному кусочку и один из кусков бумаги оказался актом аварийной посадки, по сути, объяснением лётного происшествия (судя по линиям на бумаге для рукописного написания текста), на этом кусочке четко читается: оз. Барское, 703 ШАП, «Усов», «Урусов». И вот ещё на фрагменте письма штамп с датой отправки 25 мая 1943 и надписью ТАМБОВ. Всё сходится!
Это ещё раз подтвердило точность архивных исследований коллег из Москвы. Впоследствии и на обрывке карты прочиталась написанная синим карандашом фамилия УСОВ.
Оставалось вытащить из плывуна мотор. От него торчит только краешек. Стали готовиться к этой операции. Мотор у штурмовика, мягко говоря, немаленький. Весит с редуктором и лопастями около тонны. Чтобы понять его размер, для автомобилистов сообщаю, что объем цилиндров более 46 литров!!! Олег Придатко и Толя Шушурин своими Уазиком и Газиком с крановыми стрелами решили через блоки на кевларовые тросы зацепить мотор, а автомобили пристегнуть тросами к деревьям. Для автомобилей выбраны места на самом краю ямы, который усилили брёвнами. И вот мотор зацеплен на «удавку», на текстильную стропу, выдерживающую многотонную нагрузку.
– Отошли все от троса! – Это Олег разгоняет фотографов, пытающихся залезть в самое выгодное для ракурса место. По краям ямы, как грачи, сидят и стоят многочисленные зрители. – Начали! – кричит Олег.
– Толян, давай! – Загудели лебёдки. Постепенно их гул становится всё более натужным. Кевларовый трос натянулся как струна и «вспотел». Мотор даже не шелохнулся. – Стоп! Ждём!
Толя разъясняет: «– Мотор присосало к мокрому грунту как присоской. Надо подождать. Через несколько минут он сам начнёт отлипать потихоньку». Так оно и вышло. Через час мотор вылез уже на полметра и внезапно остановился. А точнее, перестал вылезать вверх, а по миллиметрам как-то странно двинулся вбок. Бах! Это лопнул кевларовый трос и ролик со свистом улетел к вершинам берёз. – Вот гадюка! Толя полез в яму перецеплять систему полиспастов. Пришлось добавить ещё роликов и увеличить тягу.
Потихоньку мотор зашевелился, но при этом из ямы стал раздаваться странный треск. Все отскочили подальше от края. Тросы натянулись так, что стали похожи на стальные натянутые прутья. Треск усилился. Потом раздался мощный хруст и мотор подпрыгнул вверх сантиметров на двадцать. Тросы ослабли. Из-под воды показался краешек загнутой лопасти. Оказалось, что мотор был с целым редуктором и своей загнутой лопастью, как крюком, зацепился снизу за опалубку и разломил нижнее бревно диаметром сантиметров в двадцать! Страшная сила кроется в лебедках с многороликовыми полиспастами. На подъём мотора на край ямы ушёл целый день. А думали - полчаса и вытащим!
Под конец дня произошло ещё одно малоприятное для меня событие. Выискивая ракурс для съёмки, я полез в яму на край опалубки, чтобы снять мотор, лежащий на самом краю, снизу из ямы. Яма уже заполнилась водой до самого края нашего сруба. Сверху на воде плавал толстый слой в пару сантиметров зелёного и чёрного масла, вытекшего из двигателя, какие-то щепки и прочий мусор. Брёвна тоже были в масле. Поскользнувшись, я взмахнул фотоаппаратом и нырнул в самый центр ямы. Инстинктивно поднял в одной руке над головой свой Эпсон, но тщетно - нырнул солдатиком по полной, вместе с фотоаппаратом. Вынырнув, первым делом схватившись за поперечное бревно, я отдал фотоаппарат в протянутые ко мне руки товарищей. Потом вылез сам. Какая гадость это масло! Но зато хоть вода тёплая! Забрав фотик, поковылял сушиться и разбирать фотоаппарат, слабо надеясь на успех. Забегая вперёд, хочу сказать, что странно, но на второй день сушки фотоаппарат зарядился и даже заработал, без особых проблем. Повезло. Что тут скажешь.
Теперь торопиться некуда. Переодевшись, иду в лагерь «ястребов» на обед. Копающиеся в песке под ногами курицы производят какое-то сюрреалистичное впечатление. Лес, лагерь поисковиков. И вдруг курицы… Но они, кстати, всё это время исправно несли два яйца в день!
Мотор лежал теперь на самом берегу ямы, отмытый из брандспойта, и блестел на солнце, как новенький. Яркое солнце, голубое небо. Где-то далеко наверху, оставляя инверсивный белый след, беззвучно летит над ямой современный собрат-самолёт. Сегодня особенный день, 7 мая. День особенный потому, что мы всё сделали это! Подняли лётчика, установили его имя. Достали мотор и почти все обломки самолёта. По плану мотор и другие части штурмовика займут своё место в экспозиции, посвящённой поисковым работам по подъёму самолётов. Такому непростому, но очень важному и нужному делу. Народ должен знать, как всё это происходит. Решили, что в эту будущую экспозицию включим и старую помпу, которой 23 года назад откачивали эту яму. До сих пор сохранился старый ребристый резиновый шланг с фильтром на конце из 76-мм пушечной гильзы, найденной в лесу и рассверленной дрелью до состояния дуршлага.
Сегодня должны прибыть гости. Журналисты из разных ТВ каналов. Их везёт сюда Сергей Мачинский на гусеничном тягаче ГТС. Дороги на подступах так разбиты, что наш отрядный ГАЗ-66 без лебёдки не может их преодолеть.
А пока мы анализируем увиденное за все годы в процессе всех подъёмов. Так. Бронекорпус и сиденье пилота были в перевёрнутом положении. 23-мм снарядов от пушек найдено мало, меньше трети, РС-ов 82 мм нет совсем, только направляющие от них. Патроны к ШКАС-ам полный непочатый комплект. Пристяжная система кресла расстёгнута. В правом борту бронекорпуса пробоина от малокалиберного снаряда или осколка. Правая часть лётчика сильно изуродована. Редуктор у мотора цел, хотя почти всегда он расколот от огромной силы, возникающей в шестернях в момент резкой остановки винта. Из всего этого можно сделать вывод, что штурмовик совершил на вражеские позиции минимум два захода - как того требует инструкция: сначала выпустил РС-ы, а на втором заходе стрелял из пушек, до третьего захода дело не дошло, самолёт был подбит зенитной артиллерией. Двигатель остановился ещё в воздухе, самолёт падал в перевёрнутом положении, лётчик, отстегнувшись, собирался прыгать, но видимо, не хватило высоты или был сильно ранен. Яма обратно заполнилась до краёв водой… Теперь она напоминает небольшое озеро, в котором на фоне голубого неба отражается моя задумчивая супруга Ирина, стоящая на краю рукотворного водоёма. О чём она думает? Наверное, о непростой судьбе таких молодых парней, как Леонид Усов. Ведь ему было всего двадцать лет. Столько же сейчас нашему старшему сыну Лёше. С трудом можно представить сейчас в кабине пилота такого молодого парня…
А вот и гул дизеля ГТС-ки. Это журналисты. Пойду встречать. Впереди самая ответственная часть работы – поиск родственников младшего лейтенанта Леонида Павловича Усова…
Но дело ещё не закончено. Надо вывезти в музей мотор и обломки самолёта. Нам на помощь пришли ребята из Ульяновска, Оренбурга и Самары. Парни-ульяновцы из клуба «Патриот» помогали строить опалубку, черпать болотную жижу, а девчонки не только выкидывали из ямы мешающие работе помпы палки, но и занимались раскладкой останков на баннере. Поисковики из Оренбурга и Самары под руководством Анатолия Кушнера моментально построили дорогу для подъезда машин прямо на край ямы. После приезда многочисленных журналистов, отфотографированный со всех сторон мотор загрузили в ГАЗ-66. Для этого Толя с помощью крановой стрелы попытался поднять мотор на борт грузовика. Лебёдка УАЗ натужно гудит, кевларовый трос натянулся, как стальной. Кузов стал издавать подозрительные трески. И начал расширяться зазор между рамой и задней частью кузова. Тормози! Так машину всю разломаем. Всё-таки мотор вместе с винтом весит почти тонну. Это вам не шутки. Пришлось затаскивать мотор цепной талью в кузов. Как обычно, пол у кузова погнули. Да и бог с ним. Потом выпрямим. ГАЗ-66, загруженный частями от самолёта, завывая мотором и переваливаясь в глиняных колеях с борта на борт, поехал в сторону музея «Битва за Ленинград».
Эпопея с подъёмом окончена. Теперь самое главное – найти родственников и с почестями захоронить останки. Звоним командиру отряда тамбовских поисковиков Елене Валатиной. Она как раз на «Вахте Памяти», недалеко, на Гайтолово. Елена моментально приехала, посмотреть на место подъёма самолёта и её земляка из Тамбова, лётчика Леонида Павловича Усова. Для нас, поисковиков, это не просто останки. Это люди. Герои, без всякого пафоса. Поисковики часто ставят себя на место тех солдат , которых они нашли, установив обстоятельства последнего боя, представляя воочию, как это тогда было… Вот и сейчас стоит перед глазами последний миг жизни младшего лейтенанта, когда перевёрнутый Ил-2 почти отвесно упал в заболоченный лес… Елена предложила отвезти в Тамбов останки лётчика на своей экспедиционной машине – военном КАМАЗе, на котором они приехали в экспедицию. Ну что же. Сомнений, что это Усов у нас уже нет. Будем готовить комплект документов для перевозки.
А на завтра Леонида Усова увезли домой, в родной Тамбов, где не дождались его мать, отец, брат лётчик-истребитель, прошедший всю войну, который долгие годы пытался выяснить его судьбу и добиться правды и ответа на вопрос, что значит фраза в документах «отстал от группы».
Узнав обстоятельства падения самолёта, которые нам удалось установить в процессе подъёма, Сергей Мачинский написал своё виденье происходящего тогда, 25 июля 1943 года: «Младший лейтенант Усов Леонид Павлович 1923 года рождения, не вернулся с боевого задания, отстал от группы, и пропал без вести!!! Как отстал? Под крыльями нет РСов, отстреляны все снаряды к пушкам, остались только боекомплекты к пулемётам, значит, он вёл бой! Что-то здесь на земле он заметил, мимо чего не мог спокойно пролететь. Может, он увидел залёгшую под шквальным огнём нашу пехоту, может, увидел, как егеря перешли в контратаку, может чья-то беда не позволила пролететь мимо, и он упал с неба коршуном, чтобы разогнать нацистскую стаю! Бился, огненным смерчем расшвыряв шакалью стаю, сделал минимум два захода, расстрелял почти весь боекомплект и, споткнувшись о вражескую трассу, упал, прервав свой карающий полёт! Я думаю - долго ещё немецкие егеря с опаской смотрели в темнеющее небо, откуда свалился на них одинокий, но страшный советский самолёт, за штурвалом которого был наш двадцатилетний герой Леонид Усов. И если выжили они в той войне, то долго, надеюсь, мучили их кошмары, в которых с неба на них падала страшная, огромная, сверкающая огнём орудий тень советского самолёта!».
Он уезжал, и мы молча смотрели вслед машине, на которой ребята из тамбовского отряда «Альтаир» увозили его домой.
В июне 2016 года мл. лейтенант Усов Леонид Павлович 1923 года рождения, уроженец города Тамбов был с почестями похоронен на родине. В Тамбове.
Теперь надо искать родственников. Толя со Светой начали архивный поиск. Для начала проверили ОБД «Мемориал». Установили адрес родственников: г. Тамбов, ул. Карла Маркса, 27. Елена Валатина поехала по адресу. Хозяйки дома не обнаружили. Но соседи дали номер мобильного телефона племянницы Усова Ольги Васильевны, и хозяйка по телефону сообщила, что дом – её, где она живёт с детьми. А главное, есть фотографии Лёни и другие личные вещи. Елена ещё приехала на Карла Маркса со своими ребятами-поисковиками. Оказалось, что племянница не только сохранила фотографии Леонида Усова, но и сохранила в первозданном виде обстановку в комнате Усова. Несмотря на проведённый современный ремонт, все предметы были расставлены на свои места. Кровать, шкафы, стол. Как в музее, в комнате сохранилось всё в таком виде, как было в день, когда он ушёл на войну! Сохранился даже Лёнин граммофон с пластинками. Сильно потёртая ручка заведения пружины напоминала о довоенных временах, когда ею активно пользовались.
Выяснилось, что в семье их было два брата, с разницей в два года. Леонид был младший. Он очень любил рисовать, был левшой и своим каллиграфическим почерком каждую букву делал живой. Оба брата окончили Балашовскую авиашколу. Когда началась война, бабушка, очень верующий человек, не могла спокойно отпустить своих внуков без благословения. Василий, старший, приложился к бабушкиной старой иконке и вернулся с войны. А Леонид, заявив, что он атеист, отказался получать благословение, ушёл на фронт и погиб. Старший Василий служил в истребительном авиаполку.
Племянница показала фотоальбом её отца Василия, который свято хранил фотографии своего брата. В нём было очень много фотографий, присланных с фронта Леонидом. На многих фотографиях Леонид был запечатлён с какой-то девушкой. Эта же девушка была в конце альбома на фото одна. Возникла мысль, а не избранница ли это Леонида Усова? Иначе, зачем присылать фото, как на паспорте. Стало интересно, захотелось разобраться, кто изображён на фотографии. Попросили у хозяйки и, получив разрешение, аккуратно отклеили некоторые снимки. Выяснилось, что каждая фотография, с обратной стороны была подписана. На последней фотографии, где девушка была одна, на обороте была надпись: «На память Павлу Терентьевичу Усову, от Екатерины Е. Куценко. Может счастье улыбнется, и мы увидимся. 19.07.1944 г. Г. Пенза». Так мы вышли на г. Пензу. То есть она прислала эту фотографию отцу Леонида Усова через год после его гибели.
Забегая вперёд скажу, что позже выяснилось, откуда так много в семье полковых фотографий. Оказалось, что Екатерина Куценко была не только лётчицей-фоторазведчиком, фотографировала результаты работы штурмовиков, но и была фотографом 703-го авиаполка.
Вернувшись из Тамбова, находим в архивах данные о награждении Куценко Екатерины Евстафьевны орденом Отечественной войны второй степени в апреле 1985 года, где чётко указан год её рождения (1922) и место рождения – г. Чернигов. Ищем в базе данных Украины и находим адрес проживания: г. Чернигов, ул. Свердлова (в 2012 году была переименована на ул. Гетьмана Полуботка), д. 16 кв. 14. Связались с поисковиками г. Чернигов, а конкретно, с Максимом Филоненко. С фотографией и надписью с её оборотной стороны Максим отправился на адрес, где выяснил, что квартира продавалась четыре раза через агентство.
Через месяц поисков Максим связался снами и рассказал, что удалось найти агентство и выяснить, что девушка с фото (Екатерина) умерла ещё в 2006 году. Но у неё есть дочь, сейчас ей 72 года! И она родилась в 1944 году.
Пока шли поиски дочери, оставалось ещё одно дело, которое надо было обязательно сделать. Надо поставить памятную табличку лётчику на месте падения самолёта. Стали рассуждать, где именно её ставить. На месте падения никто, кроме охотников её не увидит. Сошлись на том, что надо ставить табличку у дороги, пусть и в некотором отдалении от места падения. Толя предложил установить не табличку, а целый памятник. Но какой он должен быть? Он стал самостоятельно прорабатывать концепцию. Он должен быть оригинальный, не похожий на другие. Исполнение должно быть обязательно антивандальное. Чтобы маргинальные личности не смогли его испортить. Но что изобразить на памятнике? В каком он должен быть виде? Толя придумал. Конечно, это должен быть винт самолёта. Но самолёт советский, поэтому соответственно у подножья памятника должна быть звезда. Причём, большая и, разумеется, красная. Из чего лопасти сделать? Из алюминия нельзя. Место не охраняется, могут отпилить. Трубы! Большие толстостенные стальные трубы! Если вырезать из их боков, по трафарету лопасти, то они будут изогнутые, как и положено. Увлёкшись идеей, Толя вначале сделал макет памятника из обычной проволоки. В голову пришла идея установить пропеллер на подшипнике, чтобы он крутился от ветра. Но, казалось бы, прекрасную идею пришлось отвергнуть. Прямо перед глазами так и вставала ужасающая картина – молодые оболтусы раскручивают лопасти, а один из них случайно подставляет руку, ногу или не дай бог голову. Даже думать о последствиях было страшно. Пришлось от красивой идеи отказаться. Всю зиму Толя в свободное время занимался творчеством. Искал материалы, пилил, сваривал и зачищал детали будущего памятника. Место для установки выбрали видное. У перекрёстка дорог, Барское озеро-Назия-Апраксин-Карбусель. В районе урочища Вороново. На красивом взгорке, где уже был народный памятник воинам 286-й стрелковой дивизии. На этой высотке в 1993 году проходили первые поисковые захоронения. Тогда тут стоял самодельный корявый крест из потемневших брёвен. Под ним несколько лет хоронили воинов, найденных в окрестностях на «Вахтах Памяти». Позже останки перенесли на мемориал в Новой Малуксе.
Памятник решили устанавливать весной, во время «Вахты Памяти». Толя приехал в лес на УАЗике с прицепом, перегруженный мешками с песком и цементом. Привёз доски для опалубки, бетономешалку и многочисленный инструмент. Перво-наперво определили место для памятника. Разметили, и работа закипела. К инициативной группе присоединился депутат Сергей Харлантьев. Он помогал с работами на самолёте и ранее. Не только сам копал торф в яме, но и покупал на свои средства бензин, шланги и специальную пожарную помпу. И вот теперь взялся за лопату и бодро замешивает цемент. Вечерело. Пошёл дождь, быстро перешедший в ливень. Но это не остановило парней. До поздней ночи работали они на памятнике, и пришли в лагерь, насквозь промокшие, только в три часа ночи.
С утра, по солнышку, покрасили металлические части памятника и повесили табличку из нержавейки. Трафаретно вырезанные буквы на полированной пластине алели ярко красным, из-за пластиковой подложки. Получилось очень красиво. К ослепительно блестящей табличке всем отрядом возложили цветы. Дело сделано. Осталось завершить поиск родственников.
Дочь Усова Леонида Павловича (или Урусова) как ни странно, очень помогли найти социальные сети. Через «Однокласники» и «Майл. Ру» мы узнали, что фамилия у неё Чернова, родилась она 25 марта 1944 г. в Пензе (через восемь месяцев после гибели Леонида Усова), оттуда они отправились в эвакуацию, затем оказались в Чернигове, а потом переехали в Киев, где Светлана вышла замуж и сменила фамилию. Светлана Георгиевна активный пользователь социальных сетей, благодаря чему удалось поддерживать с ней связь. Вкратце описали ей историю обнаружения самолёта и лётчика, но фотографии из Тамбова не оправляли. Узнав, что мы ищем родственников Леонида Усова, Светлана Георгиевна нам возразила, что её отца зовут Урусов Георгий Иванович (который тоже служил в 703 штурмовом авиаполку) и погиб он в феврале 1944 г., за месяц до её рождения и даже прислала нам свое свидетельство о рождении.
И тут мы хотели поставить точку. Потому что родственница в лице племянницы найдена, а отцом её дочери Светланы был не Леонид Усов, а Георгий Урусов. Тем более, что по базе данных Георгий Урусов тоже числился лётчиком 703-го ШАП и действительно погиб в феврале 1944 года.
Но любопытство взяло верх. И мы попросили Светлану Георгиевну из Киева прислать фотографию своего отца. И она прислала нам фото. Вот тут мы и озадачились. Видимо, произошла некая ошибка, так как на фото был не Георгий Урусов, а Леонид Усов! И фотографии точь-в-точь такие же, как у родственников в Тамбове. Как такое может быть? Вот это поворот! И опять наше исследование завертелось с новой силой.
Тогда мы решились на серьезный шаг – сделать генетическую экспертизу, чтобы убедиться, чья она дочь! Для этого, чтобы лишний раз не тревожить уже захороненного Леонида, мы пытались найти генетический материал в остатках обмундирования...
Тут произошло ещё одно удивительное событие. В процессе сбора генетического материала Леонида с его же обмундирования вдруг узнаём информацию о том, что поисковики Новгородской области подняли фрагменты самолёта Георгия Ивановича Урусова! Самолёт с бортовым номером 732, выпущенный заводом №30, который был приписан к 703-му штурмовому авиационному полку 281-ой штурмовой Новгородской Краснознаменной авиационной дивизии 14-й воздушной армии Волховского (с 15 февраля 1944 года – Ленинградского) фронта. Помимо этого, были подняты фрагментированные останки погибшего лётчика, некоторые личные вещи: части офицерского кожаного ремня, подошвы и части ботинок. По данным ОБД «Мемориал», Новгородские поисковики установили, что летчик – младший лейтенант Урусов (!) Георгий Иванович 1920 года рождения, уроженец Пензы, погиб 18 февраля 1944 года при выполнении боевого задания.
Захоронен 23 февраля 1944 года на кладбище в поселке Уторгош Шимского района Новгородской области. 18 февраля 1944 года во время воздушного боя в районе села Медведь Шимского района штурмовик был сбит немецкими истребителями Me-109 и упал в районе озера Косовское. Видимо, не все останки, тогда в 1944 году, удалось найти на месте падения самолёта.
Георгий Иванович Урусов в 1941 г. принял военную присягу и попал вначале в первую запасную авиабригаду, а потом был отправлен 23 апреля 1943 года в первую запасную авиабригаду, а позже был отправлен в тот же 703 ШАП, где служил Леонид Усов.
Прямо-таки невероятные совпадения происходят!
Пытаясь разобраться с хитросплетениями этой удивительной истории, ищем ещё и брата Урусова Георгия Ивановича – Владимира Ивановича. Но увы, информации мало, известно что Пенза, а даты рождения нет. Постепенно составили небольшое генеалогическое древо по линии Георгия Урусова. Мистика какая-то нашлась и тут. Вот что мы заметили: был ещё один Леонид, но в 2015 году он разбивается на машине в Петербурге (странно, что опять техника, и место – Северная столица), в этом же году рождается ещё один Леонид.
А если посмотреть на генеалогическое древо дочери (пока неизвестно - чьей), то можно заметить тоже небольшую странность: Леонид погибает в июле 25 числа! Светлана рождается 25 числа (в марте)! и её сын - тоже 25 числа (в апреле)! Может, конечно, мы накручиваем, но числа - это мощная энергия, несущая за собой много тайн и скрытой информации...
Финал этой истории получился не совсем предсказуемым. Мы попросили Светлану Георгиевну из Киева провести генетическую экспертизу. Она согласилась. Племянница Усова - Ольга Васильевна из Тамбова тоже была согласна на генетическую экспертизу и даже радовалась будущему знакомству с киевской дочерью Леонида Усова или Георгия Урусова. Поэтому генетический материал с гимнастёрки лётчика можно было не использовать. И в Новгороде поисковики, при необходимости, тоже готовы были отдать на проведения ДНК-анализа фрагменты останков лётчика Георгия Урусова.
До открытия тайны, чья же всё-таки дочь Светлана Георгиевна, оставался один шаг.
Но вдруг Светлана Георгиевна перестала отвечать на письма. А через продолжительное время ответила что извиняется, но общаться больше не может и ей больше ничего не нужно.
Что бы это значило? Что такое могло произойти за это время?
Журналисты «47 канала» из Ленинградской областной телекомпании, которые собирались снять документальный фильм про лётчика Леонида Усова по своим каналам выяснили, что в Киеве, к Светлане Георгиевне и к её сыну пришли неизвестные люди и сказали, что если им хочется спокойно жить в Киеве, то они должны прекратить всякое общение с Россией. Как украинские националисты узнали про её переписку с Россией - неизвестно.
Мы были поражены и расстроены таким финалом. Но потом, со временем, пришла такая мысль. А может так оно и правильно. Может и хорошо, что всё остановилось именно на этом месте. А вдруг бы оказалось, что Светлана Георгиевна дочь не Георгия Урусова, а дочь Леонида Усова. И как бы Светлана Георгиевна в таком преклонном возрасте жила с этим?
Но хочется верить, что когда на Украине к власти придут люди, которые будут чтить свою историческую память, то тогда сын Светланы Георгиевны, возможно, прояснит до конца эту историю. Ведь Леонид Усов и Георгий Урусов погибли за мирное будущее своей Родины, за то, чтобы всем в этом мире жилось хорошо и спокойно…

3. Толя Шушурин у своей помпы «Илюша».
5. Мотор АМ-38 вид сзади.
6. Раскоп после окончания работ похож на небольшое лесное озеро.
Вложения
6.JPG
5.jpg
3.JPG

Raid
Модератор
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Экспедиция длиной в 23 года - окончание

Сообщение Raid » 26 май 2024, 11:43

7. Планшет, переданный родственникам погибшего лётчика.
9. Младший лейтенант Л.П. Усов.
10. Леонид Усов и Екатерина Куценко.
Вложения
10.jpg
9.jpg
7.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Экспедиция длиной в 23 года - окончание

Сообщение Raid » 26 май 2024, 11:45

11. Сержант Екатерина Куценко.
12. Младший лейтенант Усов.
13. Фото Екатерины Куценко из семейного альбома Усовых, присланное в 1944 году отцу пилота после гибели Леонида.
Вложения
13.jpg
12.jpg
11.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Экспедиция длиной в 23 года - окончание

Сообщение Raid » 26 май 2024, 11:46

13-2. Оборот фотографии Куценко с надписью «На память Павлу
Терентьевичу Усову от Екатерины Е. Куценко. Может счастье
улыбнётся и мы увидимся 19.7.1944 г. Пенза».
14. Анатолий и Светлана у дома Усовых.
15. Интерьер в комнате Леонида Усова.
Вложения
15.jpg
14.jpg
13-2.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Экспедиция длиной в 23 года - окончание

Сообщение Raid » 26 май 2024, 11:48

16. Фото Леонида Усова, сделанное за два дня до его гибели.
16. -2. Оборот фото с надписью.
17. Перед церемонией захоронения в Тамбове.
Вложения
17.jpg
16-2.jpg
16.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Экспедиция длиной в 23 года - окончание

Сообщение Raid » 26 май 2024, 11:50

19. Свидетельство о рождении Урусовой Светланы Георгиевны.
20. Карточка захоронения Георгия Урусова.
23. Екатерина Куценко с дочерью Светланой.
Вложения
23.jpg
20.jpg
19.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Экспедиция длиной в 23 года - окончание

Сообщение Raid » 26 май 2024, 11:52

18. Фото Урусова, присланное Светланой Георгиевной из Киева.
21. Семейное генеалогическое дерево Усовых.
22. Семейное генеалогическое дерево Урусовых.
Вложения
22.jpg
21.jpg
18.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Экспедиция длиной в 23 года - окончание

Сообщение Raid » 26 май 2024, 11:53

Фрагменты блокнота, найденные на месте падения штурмовика.
Вложения
26.jpg
25.jpg
24.jpg

Raid
Модератор
Сообщения: 1208
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: Экспедиция длиной в 23 года - окончание

Сообщение Raid » 26 май 2024, 11:55

30 Памятник в процессе создания.
32. Памятник после установки.
33. Лётчики 703-го штурмового авиационного полка.
Вложения
33.jpg
32.jpg
30.jpg

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя