НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.
Модератор: svkon
- ГУРОН
- Модератор
- Сообщения: 1642
- Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.
ЛЕТОПИСЬ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ
Командир U-123 кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями капитан-лейтенант Рейнхард Хардеген слушает рассказ вернувшегося из похода к берегам США командира U-84 обер-лейтенанта цур зее Хорста Упхофа. Наиболее вероятно, фотография сделана 16 мая 1942 года в Бресте, куда вернулась U-84. Интересно, что в тот же день, Хардеген, сам вышел в поход из Лорьяна, чтобы "перегнать" U-123 на капитальный ремонт в Германию. В некоторых источниках возвращение U-84 отнесено на дату 14 мая. В этом случае всё встаёт на свои места и проблема дефицита времени разрешается.
После оглушительного успеха операции "Удар в литавры" в начале 1942 года, командующий подводными силами Кригсмарине адмирал Дёниц с наступлением весны отправил к берегам Северной Америки новую волну лодок, включавшую в себя 20 «семёрок» и 6 подводных крейсеров типа IX. Была среди них и ветеран битвы за Атлантику U-84 обер-лейтенанта цур зее Хорста Упхофа. Это была одна из немногих лодок устаревшего типа VIIB, которая продолжала сражаться на Атлантическом фронте. В предыдущих трёх походах экипаж лодки не снискал лавров, но сейчас настроение подводников перед походом к берегам США было приподнятым, так как редко какая лодка возвращалась оттуда без победных вымпелов.
U-84 ждал нелегкий переход через Атлантический океан, в котором бушевала непогода. В связи с этим перерасход драгоценного топлива стал неизбежен. Но теперь это было уже не страшно, так как в Атлантике появились первые "дойные коровы" - специальные лодки-танкеры, которые прямо в море снабжали боевые лодки топливом, водой, провиантом и запчастями. 2 апреля, спустя две недели после выхода в море, Упхоф встретился с лодкой снабжения UA корветтен-капитана Ханса Кохауза и принял с неё 19 м³ топлива. Процесс передачи затянулся на сутки из-за волнения на море и был окончен только на следующий день. После этого U-84 продолжила свой путь к берегам Америки, а отдавшая всё топливо UA взяла курс в Норвегию.
Прибыв в район Нью-Йорка, Упхоф сразу же столкнулся с активно действующей американской авиацией и патрульными кораблями. В условиях усиления вражеской ПЛО и с учётом мелководности прибрежного района, ему пришлось обратиться к тактике «ночного охотника». Она заключалась в том, что днём немецкие подлодки отлёживались на глубине, а с наступлением ночи всплывали и вели поиск целей в надводном положении, атакуя жертву под покровом темноты с максимально близкого расстояния.
Вечером 7 апреля Упхоф обнаружил в районе Нью-Йорка 5200-тонное югославское торговое судно «Неманья» (капитан Карло Лозер) с грузом в 7200 тонн сахара. U-84 успешно торпедировала его. Однако повреждённый транспорт бросился удирать. Лодка преследовала его в течение 10 часов и, истратив в общей сложности 4 торпеды, к утру 8 апреля всё-таки отправила на дно. При этом погиб капитан судна, 9 членов экипажа и три британских артиллериста. Остальной экипаж в составе 34 человек позднее был спасён.
Затем U-84 ушла на юг в перспективный район мыса Гаттерас, однако движение судов здесь было совсем не таким интенсивным, как ожидал Упхоф. Лишь 21 апреля U-84 попался небольшой 3000-тонный панамский транспорт «Ченанго», гружёный марганцевой рудой. С таким грузом любой транспорт тонул, как утюг. Так вышло и сейчас. Получив торпеду, взрыв которой проделал огромную дыру в корпусе, «Ченанго» скрылся под водой в течение одной минуты, забрав с собой весь свой многонациональный экипаж в количестве 36 человек (граждане США, Канады, Дании, Норвегии, Швеции, Эстонии, Бельгии, Франции, Ирландии, Португалии, Испании, Чили, Колумбии и Филиппин).
Лишь двум морякам удалось доплыть до плота, но на нём не оказалось никаких запасов кроме воды и лески для рыбной ловли. 12 дней спустя плот был замечен американским самолетом и спустя ещё шесть часов оба моряка были подобраны летающей лодкой «Каталина» Береговой охраны США. Их доставили в морской госпиталь в Норфолке, но один из спасенных спустя два дня, к сожалению, скончался.
24 апреля Упхоф отправил в штаб подводных сил отчёт о ситуации. Он доложил о потоплении им 21 апреля вражеского транспорта и слабом движении судов в районе мыса Гаттерас. Продолжая патрулирование U-84 переместилась на 300-400 миль к востоку от мыса. Но тщетно. Район между мысом и Бермудскими островами также оказался пустынен.
Лишь 28 апреля в квадрате CB.8165 с U-84 заметили пароход несущий полное освещение и опознавательные знаки. «Нейтрала» пришлось беспрепятственно пропустить. После этого разочарованный Упхоф взял курс домой. 16 мая, проведя в походе два месяца, U-84 вошла в Брест с двумя победными вымпелами.
Вернувшийся из похода почти за две недели до этого, командир U-123 оказался гораздо удачливее своего друга и коллеги. Хардегену удалось торпедировать у американских берегов 11 вражеских судов почти на 65.000 брт (8 из них затонули, а ещё три получили повреждения). Наградой за эти успехи стали Дубовые листья к Рыцарскому кресту и положенный их обладателю Знак подводника с бриллиантами.
Военная судьба Упхофа и Хардегена сложится по разному. Никогда не отличавшийся крепким здоровьем, переживший авиакатастрофу с тяжёлыми для себя последствиями, Хардеген проживёт очень долгую жизнь и уйдёт в мир иной лишь 9 июня 2018 года в родном Бремене, в возрасте 105 лет. Весельчак и балагур "Хайн" Упхоф, который прославился в Бресте своими едкими шуточками в адрес нацистов (отчасти послужив прототипом капитан-лейтенанта Филиппа Томсена из фильма "Лодка", которого сыграл актёр Отто Зандер) погибнет в августе 1943 года в Атлантике вместе со своей лодкой и всем экипажем. Его последний поход мы рассмотрим в отдельной статье.
Командир U-123 кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями капитан-лейтенант Рейнхард Хардеген слушает рассказ вернувшегося из похода к берегам США командира U-84 обер-лейтенанта цур зее Хорста Упхофа. Наиболее вероятно, фотография сделана 16 мая 1942 года в Бресте, куда вернулась U-84. Интересно, что в тот же день, Хардеген, сам вышел в поход из Лорьяна, чтобы "перегнать" U-123 на капитальный ремонт в Германию. В некоторых источниках возвращение U-84 отнесено на дату 14 мая. В этом случае всё встаёт на свои места и проблема дефицита времени разрешается.
После оглушительного успеха операции "Удар в литавры" в начале 1942 года, командующий подводными силами Кригсмарине адмирал Дёниц с наступлением весны отправил к берегам Северной Америки новую волну лодок, включавшую в себя 20 «семёрок» и 6 подводных крейсеров типа IX. Была среди них и ветеран битвы за Атлантику U-84 обер-лейтенанта цур зее Хорста Упхофа. Это была одна из немногих лодок устаревшего типа VIIB, которая продолжала сражаться на Атлантическом фронте. В предыдущих трёх походах экипаж лодки не снискал лавров, но сейчас настроение подводников перед походом к берегам США было приподнятым, так как редко какая лодка возвращалась оттуда без победных вымпелов.
U-84 ждал нелегкий переход через Атлантический океан, в котором бушевала непогода. В связи с этим перерасход драгоценного топлива стал неизбежен. Но теперь это было уже не страшно, так как в Атлантике появились первые "дойные коровы" - специальные лодки-танкеры, которые прямо в море снабжали боевые лодки топливом, водой, провиантом и запчастями. 2 апреля, спустя две недели после выхода в море, Упхоф встретился с лодкой снабжения UA корветтен-капитана Ханса Кохауза и принял с неё 19 м³ топлива. Процесс передачи затянулся на сутки из-за волнения на море и был окончен только на следующий день. После этого U-84 продолжила свой путь к берегам Америки, а отдавшая всё топливо UA взяла курс в Норвегию.
Прибыв в район Нью-Йорка, Упхоф сразу же столкнулся с активно действующей американской авиацией и патрульными кораблями. В условиях усиления вражеской ПЛО и с учётом мелководности прибрежного района, ему пришлось обратиться к тактике «ночного охотника». Она заключалась в том, что днём немецкие подлодки отлёживались на глубине, а с наступлением ночи всплывали и вели поиск целей в надводном положении, атакуя жертву под покровом темноты с максимально близкого расстояния.
Вечером 7 апреля Упхоф обнаружил в районе Нью-Йорка 5200-тонное югославское торговое судно «Неманья» (капитан Карло Лозер) с грузом в 7200 тонн сахара. U-84 успешно торпедировала его. Однако повреждённый транспорт бросился удирать. Лодка преследовала его в течение 10 часов и, истратив в общей сложности 4 торпеды, к утру 8 апреля всё-таки отправила на дно. При этом погиб капитан судна, 9 членов экипажа и три британских артиллериста. Остальной экипаж в составе 34 человек позднее был спасён.
Затем U-84 ушла на юг в перспективный район мыса Гаттерас, однако движение судов здесь было совсем не таким интенсивным, как ожидал Упхоф. Лишь 21 апреля U-84 попался небольшой 3000-тонный панамский транспорт «Ченанго», гружёный марганцевой рудой. С таким грузом любой транспорт тонул, как утюг. Так вышло и сейчас. Получив торпеду, взрыв которой проделал огромную дыру в корпусе, «Ченанго» скрылся под водой в течение одной минуты, забрав с собой весь свой многонациональный экипаж в количестве 36 человек (граждане США, Канады, Дании, Норвегии, Швеции, Эстонии, Бельгии, Франции, Ирландии, Португалии, Испании, Чили, Колумбии и Филиппин).
Лишь двум морякам удалось доплыть до плота, но на нём не оказалось никаких запасов кроме воды и лески для рыбной ловли. 12 дней спустя плот был замечен американским самолетом и спустя ещё шесть часов оба моряка были подобраны летающей лодкой «Каталина» Береговой охраны США. Их доставили в морской госпиталь в Норфолке, но один из спасенных спустя два дня, к сожалению, скончался.
24 апреля Упхоф отправил в штаб подводных сил отчёт о ситуации. Он доложил о потоплении им 21 апреля вражеского транспорта и слабом движении судов в районе мыса Гаттерас. Продолжая патрулирование U-84 переместилась на 300-400 миль к востоку от мыса. Но тщетно. Район между мысом и Бермудскими островами также оказался пустынен.
Лишь 28 апреля в квадрате CB.8165 с U-84 заметили пароход несущий полное освещение и опознавательные знаки. «Нейтрала» пришлось беспрепятственно пропустить. После этого разочарованный Упхоф взял курс домой. 16 мая, проведя в походе два месяца, U-84 вошла в Брест с двумя победными вымпелами.
Вернувшийся из похода почти за две недели до этого, командир U-123 оказался гораздо удачливее своего друга и коллеги. Хардегену удалось торпедировать у американских берегов 11 вражеских судов почти на 65.000 брт (8 из них затонули, а ещё три получили повреждения). Наградой за эти успехи стали Дубовые листья к Рыцарскому кресту и положенный их обладателю Знак подводника с бриллиантами.
Военная судьба Упхофа и Хардегена сложится по разному. Никогда не отличавшийся крепким здоровьем, переживший авиакатастрофу с тяжёлыми для себя последствиями, Хардеген проживёт очень долгую жизнь и уйдёт в мир иной лишь 9 июня 2018 года в родном Бремене, в возрасте 105 лет. Весельчак и балагур "Хайн" Упхоф, который прославился в Бресте своими едкими шуточками в адрес нацистов (отчасти послужив прототипом капитан-лейтенанта Филиппа Томсена из фильма "Лодка", которого сыграл актёр Отто Зандер) погибнет в августе 1943 года в Атлантике вместе со своей лодкой и всем экипажем. Его последний поход мы рассмотрим в отдельной статье.
- ГУРОН
- Модератор
- Сообщения: 1642
- Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.
КУРС - ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ!
Весной 1943 года, в связи с нарастающими трудностями в Северной Атлантике, командование Кригсмарине решило расширить районы подводной войны на Индийский океан, где японцы подготовили для базирования немецких подлодок базу Пенанг. 5 апреля 1943 года было решено отправить в Пенанг первую лодку - U-178 корветтен-капитана Вильгельма Доммеса. Лодки 10-й флотилии, находящиеся в боевых походах около Южной Африки, получили приказ принять дополнительное снабжение и были направлены в Аравийское море.
В течение лета предполагалось развернуть там ещё больше лодок из германских и французских баз, прибытие которых ожидалось на исходе сезона муссонов в сентябре 1943 года; именно по этой причине группа получила наименование «Муссон». Ожидалось, что группа посеет такие же разрушения в Индийском океане, как вблизи американского побережья в начале 1942 года.
Из состава 10-й флотилии к переходу на Дальний Восток готовились U-509, U-511, U-514, U-516 и U-533. Мы рассмотрим поход одной из этих лодок, капитан-лейтенанта Хельмута Хеннига.
Хенниг принадлежал к знаменитому "Олимпийскому экипажу" Кригсмарине (1936 года набора) и после получения офицерских погон, с ноября 1939 года служил в качестве второго вахтенного офицера на «семёрке» U-52 капитан-лейтенанта Отто Зальмана, который был известен в подводном флоте своим эксцентричным поведением. Но адмирал Дёниц относился к этому с терпением, так как Зальман показывал отличный результат в боевых походах.
На U-52 Хенниг совершил 6 патрулей (199 суток в море), во время которых Зальман потопил 11 кораблей на 42.000 брт. В феврале 1941 года уже обер-лейтенанта цур зее Хеннига направили на командирские курсы. По их окончании он был назначен командиром учебной «двойки» U-24. Однако вопреки сложившейся практике Хеннига не вернули на Атлантический фронт – в июле 1941 года он стал инструктором 1-й учебной дивизии подводного флота. Новую лодку он получил лишь осенью 1942 года.
Первый поход U-533 пришёлся на "чёрный май" 1943 года, в котором лодка получила тяжёлые повреждения, с трудом добравшись до своей новой базы на атлантическом побережье оккупированной Франции. И вот теперь U-533 ждал дальний переход, но куда более спокойные воды Индийского океана.
5 июля U-533 вместе с U-506 кавалера Рыцарского креста Эриха Вюрдеманна и U-230 Пауля Зигмана вновь вышла в море. Всем трём лодкам предстояло прорваться через кишащий самолётами врага Бискайский залив. Предоставим слово лейтенанту цур зее Герберту Вернеру, в описываемое время первому вахтенному офицеру U-230:
«Понедельник, 5 июля 1943 года. Уход U-230 в море запланирован на вечер. Когда U-230 отчалила от пирса, была совершенно безлунная ночь. На краешке побережья Бретани, где из моря выступают голые скалы, нас встретил сторожевой корабль и повел на юг вдоль берега к месту встречи с другими подлодками из Лорьяна. Ночь прошла без происшествий, и на рассвете мы присоединились к U-506 и U-533. Нам было приказано втроем пересечь Бискайский залив, отбивая совместным огнем авианалеты англичан.
Вокруг места встречи подлодок кружили четыре эскорта в полной боевой готовности. Три командира подлодок переговаривались по мегафонам, обсуждая план взаимодействия во время перехода через залив. Они договорились двигаться днем в надводном положении со скоростью 18 узлов, ночью же идти под водой, поддерживая тесный контакт, и снова по команде всплывать на рассвете. Если самолет удавалось обнаружить на безопасной дистанции, командир U-533 (Хенниг) должен был подать другим лодкам желтым флагом сигнал к погружению под воду. Если же он подавал сигнал красным флагом, то это означало, что самолет противника приблизился настолько, что безопасный уход под воду невозможен. Тогда три лодки должны были отогнать самолет совместным огнём.
Этот «мудрый» план, разработанный в кабинетах офицерами штаба, был порочен по сути и совершенно невыполним. Однако за неимением лучшего командиры решили его придерживаться.
В 08.10 три подлодки взяли курс на запад в попытке прорваться сквозь плотную противолодочную оборону противника. Как только мы двинулись в этом направлении, эскорты повернули на восток, возвращаясь в порт. Стоял жаркий влажный день — отличное время, чтобы поваляться на пляже. На небе — высокая облачность, дымка тумана стелилась пониже. «Метокс» ничего не показывал. Три напряженных часа мы прошли без происшествий.
11.35. U-533 просигналила желтым флагом. Тотчас мы запеленговали самолет на дистанции 10 тысяч метров по правому борту. Через 30 минут U-506 при помощи своего нового акустического прибора дала сигнал к всплытию. Три лодки одновременно вынырнули на поверхность моря, как хорошо надрессированные тюлени. Полным ходом они продолжили движение на запад, оставляя за собой длинные пенистые следы.
13.10. Из-за облачного покрова выскочил «Либерейтор» на дистанции три тысячи метров. Погружаться поздно. Сразу же показался красный флаг, и зенитные расчеты трех лодок заняли свои места на палубе. Огромная черная птица снизилась для атаки. Но прежде чем войти в зону досягаемости нашего огня, самолет сделал вираж и стал кружить над нами в высоте.
13.18. В небе появился другой «Либерейтор», повторив маневр своего предшественника. Оба самолета кружили над нами на почтительном расстоянии. Я приказал доставить на мостик и в боевую рубку больше боеприпасов. В такой ситуации не могло быть и речи о погружении. Застигнутые врасплох самолетами противника, три подлодки гасили желание «томми» атаковать одиночными залпами. Рокот работавших дизелей подлодок, распространявшийся снизу, дополнялся ревом авиационных двигателей сверху.
13.25. Из облаков вынырнул «Сандерленд» и присоединился к двум кружившим над нами «Либерейторам». Его появление снизило до минимума наши шансы на благоприятный исход развития событий.
13.32. С появлением третьего «Либерейтора» образовалась четверка самолетов. Наши шансы упали до нуля. Казалось, что поход, продлившийся всего несколько часов, подошел к преждевременному завершению. Мы ожидали атаки с воздуха, сохраняя в душе всего лишь крупицу той решимости, с которой вышли в поход.
13.40. «Либерейтор» ринулся в атаку. Зенитки трех подлодок ударили одновременно по пилоту, который, казалось, совершал безумие, пикируя в зону сплошного огня. Однако вскоре с противоположной стороны нас атаковал другой «Либерейтор», отвлекая на себя часть огня. Мы начали маневрировать зигзагами, стремясь расстроить план атакующих. Один из самолетов, обстрелявших во время пикирования из пулеметов U-230, сбросил кассету бомб и пронесся с ревом всего лишь в трех метрах от мостика. Последовали четыре взрыва, сопровождавшиеся вздыбившимися фонтанами воды. Один из наших зенитчиков у нижнего орудия стал оседать и рухнул на палубу. Его заменил другой матрос.
Через несколько секунд четыре фонтана взметнулись рядом с рубкой U-506. В это время другой самолет пробивался сквозь нашу огневую завесу. Мы спустили раненого зенитчика в прочный корпус и доставили на мостик новую порцию боеприпасов.
Внезапно U-506 ушла под воду. Четыре пилота «томми» решили, что наступил благоприятный момент, и начали решающую атаку. Но случилось неожиданное. U-506 быстро вынырнула на поверхность, и ее расчеты бросились к зениткам. Подлодка резко развернулась влево, уклоняясь от бомб, сброшенных «Сандерлендом». Грохот их взрывов прозвучал среди тугих хлопков нашей зенитки, пулеметной дроби самолетов, шума дизелей и рева авиамоторов. Море пенилось от выхлопных газов и разрывов бомб. Воздух звенел от шрапнели и пуль, отскакивавших от бронированных плит ограждения мостика, «Сандерленд», выходивший из пике, настиг зенитный огонь. Он вздрогнул и медленно упал в море.
После его гибели другие самолеты удалились. Для нас наступил момент позаботиться о своей безопасности. Три подлодки мгновенно нырнули под воду. Мы еще не достигли безопасной глубины, когда разрывы глубинных бомб показали, что англичане не оставили нас в покое. На этом заканчивался наш групповой переход через Бискайский залив».
Расставшись с U-230 и U-506, Хенниг провел свою лодку вдоль испанского побережья вне видимости берега, днём в подводном положении, а ночью в надводном. Но встречи с врагом избежать не удалось - 9 июля U-533 донесла в штаб, что в квадрате BF.7738 на неё охотились два эсминца.
К середине июля U-533 благополучно добралась до западного побережья Африки, где неудачно атаковала двумя торпедами крупный танкер. Спустя несколько дней жертвами лодки стали два 150-тонных парусных судна с нефтепродуктами. Лодка потопила их артиллерийским огнем, израсходовав 47 105-мм снарядов. Несколько десятков уцелевших моряков плавали буквально в 5 метрах от лодки, но Хенниг запретил их спасать.
Тем временем штаб подводных сил занимался организацией снабжения и дозаправки лодок группы «Муссон». Сначала для этих целей планировалось использовать подводный танкер U-487. Однако спустя несколько дней эта «дойная корова» замолчала, навсегда пропав в глубинах Атлантики. Тогда в качестве заправщика решили использовать боевую лодку U-160. 19-20 июля U-532 и U-533 тщетно прождали её 36 часов в квадрате DS.1975, но лодка так и не прибыла и на запросы не отвечала.
В штабе подводных сил возникло подозрение, что гибель U-487 и U-160 вызвана действиями авианосных ударно-поисковых групп, получавших данные от самолётов воздушной разведки. Поэтому всем лодкам изменили пути следования, а в качестве заправщика решили использовать одну из лодок группы «Муссон». 26 июля U-516 заправила U-532 и U-533. Каждая лодка получила по 40 м³ топлива и провизию. Кроме того, Хенниг принял с U-516 запасные подшипники к дизелям.
Расставшись с U-516, лодка Хеннига обогнула мыс Доброй Надежды, держась далеко к югу и встречая большое количество айсбергов. В этом районе Хенниг должен был встретиться с U-198, U-197, U-181 и U-196, чтобы передать им новые шифры и коды. Но обстановка изменилась и U-533 провела рандеву лишь с U-183 Шеффера и U-181 подводного аса, кавалера Рыцарского креста с Дубовыми листьями и Мечами Вольфганга Люта в районе Мадагаскара. 11-13 сентября все три лодки заправились топливом с немецкого танкера «Брейк», пришедшего из Пенанга. U-533 приняла топливо, пресную воду и провизию. Так как лодка продолжала испытывать проблемы с дизелями, их осмотрел опытный механик «Брейка». Все три дня лодки не уходили от танкера, создавая вокруг него мощную противовоздушную оборону.
После заправки лодок группы «Муссон», штаб подводных сил выделил им новые зоны для патрулирования. U-533 получила приказ следовать в Аденский залив, сменив здесь U-181 Люта. Большую часть пути Хенниг шёл вне видимости берега, так как полученное с танкера топливо было японским, низкого качества, поэтому лодка оставляла за собой слишком явный след отработанных выхлопов.
Вскоре был обнаружен небольшой конвой, и U-533 выпустила две торпеды в два торговых судна, из которых одно водоизмещением 6000 тонн было потоплено (однако послевоенные исследования не подтверждают этого). После атаки U-533 была контратакована эскортом. Взрывами глубинных бомб был выведен из строя один из торпедных аппаратов, и лодка лишилась возможности вести дальнейшие атаки против конвоя. В целом экипаж был разочарован отсутствием успеха в Аденском заливе. Все ожидали встречи с многочисленными одиночными судами, а не с охраняемыми конвоями.
После безрезультатного поиска целей U-533 получила приказ следовать в Персидский залив, где она патрулировала около 10 дней. За это время экипаж перегрузил две торпеды из верхних контейнеров внутрь лодки. Не обнаружив никаких целей, 13 октября U-533 перешла из Персидского в Оманский залив.
16 октября лодка шла на поверхности 8-узловым ходом. Внезапно появился самолет британских ВВС «Бленхейм» 244-й эскадрильи RAF, который осуществлял патрулирование Оманского залива. Верхняя вахта во главе с первым вахтенным офицером обер-лейтенантом цур зее Вольфгангом Пашеном заметила врага слишком поздно. Был отдан ошибочный приказ погружаться. Воспользовавшись этим «Бленхейм», который пилотировал Льюис Уильям Чепмен, сбросил глубинные бомбы.
Первая глубинная бомба взорвалась, когда глубиномер в центральном посту показывал 22 метра. В отсеках всё полетело вверх дном, погас свет. Инженер-механик лодки капитан-лейтенант Вилли Шмаленбах прокричал, что рули глубины вышли из строя и приказал включить трюмные насосы.
Когда лодка находилась на глубине 55 метров, взрыв второй глубинной бомбы проделал в кормовой части лодки в районе винтов двухметровую пробоину, повредив кормовые балластные цистерны. В отчаянии Хенниг отдал приказ продуть главный балласт. Но было поздно. Подводная лодка уже не могла всплыть и тонула, погружаясь всё глубже. Потоки воды затопили все отсеки и центральный пост.
Находящиеся в боевой рубке обер-лейтенант цур зее Пашен и 20-летний матрос-торпедист Гюнтер Шмидт неожиданно оказались по горло в воде. Когда давление сравнялось, им удалось открыть рубочный люк и всплыть на поверхность в спасательных жилетах. Первым выбросило наверх Шмидта. Через несколько секунд на поверхности появился и Пашен. Шмидт окликнул офицера, но тот оставался без движения, его голова безвольно лежала на воде. Шмидт подплыл к нему, надеясь что офицер просто потерял сознание. Около часа Шмидт поддерживал безжизненное тело обер-лейтенанта, прежде чем понял, что тот мертв. Баротравма легких.
Быстро надвигалась ночь. Зашедшее солнце помогло Шмидту сориентироваться, и он поплыл в направлении берега. Каково было расстояние да него, Шмидт не знал, и берега тоже не было видно. Временами собственные руки казались ему свинцовыми, судорога грозила свести ноги. Но спасательный жилет держал хорошо, а сама вода фосфоресцировала при каждом движении рук.
Шмидт провел в море 28 часов, перед тем как уже ночью увидел в лунном свете полоску суши. Это придало подводнику новых сил и он добрался до берега в районе Хор Факкан. Совершенно измученный он затаился в прибрежных скалах и потерял сознание.
Когда Шмидт пришел в себя, то увидел вокруг себя группу оживленно беседующих между собой местных жителей. Они оттащили его подальше от воды. Когда арабы поняли, что чужеземец жив, они обрадовались и отнесли Шмидта в бедную хижину, дали ему скромную пищу и питье. Потом привели детей и родственников поглазеть на это чудо – немецкого подводника.
Шмидт пытался объяснить арабам, что ему нельзя здесь оставаться. Покачивая с сожалением головами, те отправились искать помощи у англичан. Спустя несколько дней Шмидта забрал с собой в Басру британский патруль. Оттуда его самолетом переправили в Каир. Глядя с самолета на сверкающее под солнцем море, он думал о своем корабле и товарищах, лежащих там, к югу, на дне океана. Дальнейшие следы Шмидта теряются…
Потопивший U-533 пилот Льюис Уильям Чепмен, к сожалению, не дожил до победы: в июле 1944 года он погиб при крушении транспортного самолета у города Салала на юге Омана.
Тем временем не подозревающий о гибели U-533 штаб подводных сил (BdU), 29 октября разрешает Хеннигу прервать свой трёхмесячный патруль и идти на базу в Пенанг. В октябре и ноябре 1943 года туда прибыли и все уцелевшие при переходе из Франции на Дальний Восток лодки группы «Муссон». Однако лодка Хеннига на базу не пришла. 11 ноября BdU был вынужден констатировать, что U-533 скорее всего погибла, так как не отвечает на неоднократные запросы начиная с 13 октября.
В конце 2009 года U-533, покоящаяся на глубине 108 метров в 46 километрах от побережья эмирата Фуджейра, была найдена, идентифицирована и заснята на видео группой дубайских дайверов. Видимость в районе гибели лодки очень хорошая, что позволяет без проблем рассмотреть остов лодки с расстояния в 50 метров, даже без использования ламп подсветки. Корпус U-533 не разрушился ни от быстрого погружения, ни от удара о морское дно. В нём по-прежнему покоятся останки 52 подводников.
Весной 1943 года, в связи с нарастающими трудностями в Северной Атлантике, командование Кригсмарине решило расширить районы подводной войны на Индийский океан, где японцы подготовили для базирования немецких подлодок базу Пенанг. 5 апреля 1943 года было решено отправить в Пенанг первую лодку - U-178 корветтен-капитана Вильгельма Доммеса. Лодки 10-й флотилии, находящиеся в боевых походах около Южной Африки, получили приказ принять дополнительное снабжение и были направлены в Аравийское море.
В течение лета предполагалось развернуть там ещё больше лодок из германских и французских баз, прибытие которых ожидалось на исходе сезона муссонов в сентябре 1943 года; именно по этой причине группа получила наименование «Муссон». Ожидалось, что группа посеет такие же разрушения в Индийском океане, как вблизи американского побережья в начале 1942 года.
Из состава 10-й флотилии к переходу на Дальний Восток готовились U-509, U-511, U-514, U-516 и U-533. Мы рассмотрим поход одной из этих лодок, капитан-лейтенанта Хельмута Хеннига.
Хенниг принадлежал к знаменитому "Олимпийскому экипажу" Кригсмарине (1936 года набора) и после получения офицерских погон, с ноября 1939 года служил в качестве второго вахтенного офицера на «семёрке» U-52 капитан-лейтенанта Отто Зальмана, который был известен в подводном флоте своим эксцентричным поведением. Но адмирал Дёниц относился к этому с терпением, так как Зальман показывал отличный результат в боевых походах.
На U-52 Хенниг совершил 6 патрулей (199 суток в море), во время которых Зальман потопил 11 кораблей на 42.000 брт. В феврале 1941 года уже обер-лейтенанта цур зее Хеннига направили на командирские курсы. По их окончании он был назначен командиром учебной «двойки» U-24. Однако вопреки сложившейся практике Хеннига не вернули на Атлантический фронт – в июле 1941 года он стал инструктором 1-й учебной дивизии подводного флота. Новую лодку он получил лишь осенью 1942 года.
Первый поход U-533 пришёлся на "чёрный май" 1943 года, в котором лодка получила тяжёлые повреждения, с трудом добравшись до своей новой базы на атлантическом побережье оккупированной Франции. И вот теперь U-533 ждал дальний переход, но куда более спокойные воды Индийского океана.
5 июля U-533 вместе с U-506 кавалера Рыцарского креста Эриха Вюрдеманна и U-230 Пауля Зигмана вновь вышла в море. Всем трём лодкам предстояло прорваться через кишащий самолётами врага Бискайский залив. Предоставим слово лейтенанту цур зее Герберту Вернеру, в описываемое время первому вахтенному офицеру U-230:
«Понедельник, 5 июля 1943 года. Уход U-230 в море запланирован на вечер. Когда U-230 отчалила от пирса, была совершенно безлунная ночь. На краешке побережья Бретани, где из моря выступают голые скалы, нас встретил сторожевой корабль и повел на юг вдоль берега к месту встречи с другими подлодками из Лорьяна. Ночь прошла без происшествий, и на рассвете мы присоединились к U-506 и U-533. Нам было приказано втроем пересечь Бискайский залив, отбивая совместным огнем авианалеты англичан.
Вокруг места встречи подлодок кружили четыре эскорта в полной боевой готовности. Три командира подлодок переговаривались по мегафонам, обсуждая план взаимодействия во время перехода через залив. Они договорились двигаться днем в надводном положении со скоростью 18 узлов, ночью же идти под водой, поддерживая тесный контакт, и снова по команде всплывать на рассвете. Если самолет удавалось обнаружить на безопасной дистанции, командир U-533 (Хенниг) должен был подать другим лодкам желтым флагом сигнал к погружению под воду. Если же он подавал сигнал красным флагом, то это означало, что самолет противника приблизился настолько, что безопасный уход под воду невозможен. Тогда три лодки должны были отогнать самолет совместным огнём.
Этот «мудрый» план, разработанный в кабинетах офицерами штаба, был порочен по сути и совершенно невыполним. Однако за неимением лучшего командиры решили его придерживаться.
В 08.10 три подлодки взяли курс на запад в попытке прорваться сквозь плотную противолодочную оборону противника. Как только мы двинулись в этом направлении, эскорты повернули на восток, возвращаясь в порт. Стоял жаркий влажный день — отличное время, чтобы поваляться на пляже. На небе — высокая облачность, дымка тумана стелилась пониже. «Метокс» ничего не показывал. Три напряженных часа мы прошли без происшествий.
11.35. U-533 просигналила желтым флагом. Тотчас мы запеленговали самолет на дистанции 10 тысяч метров по правому борту. Через 30 минут U-506 при помощи своего нового акустического прибора дала сигнал к всплытию. Три лодки одновременно вынырнули на поверхность моря, как хорошо надрессированные тюлени. Полным ходом они продолжили движение на запад, оставляя за собой длинные пенистые следы.
13.10. Из-за облачного покрова выскочил «Либерейтор» на дистанции три тысячи метров. Погружаться поздно. Сразу же показался красный флаг, и зенитные расчеты трех лодок заняли свои места на палубе. Огромная черная птица снизилась для атаки. Но прежде чем войти в зону досягаемости нашего огня, самолет сделал вираж и стал кружить над нами в высоте.
13.18. В небе появился другой «Либерейтор», повторив маневр своего предшественника. Оба самолета кружили над нами на почтительном расстоянии. Я приказал доставить на мостик и в боевую рубку больше боеприпасов. В такой ситуации не могло быть и речи о погружении. Застигнутые врасплох самолетами противника, три подлодки гасили желание «томми» атаковать одиночными залпами. Рокот работавших дизелей подлодок, распространявшийся снизу, дополнялся ревом авиационных двигателей сверху.
13.25. Из облаков вынырнул «Сандерленд» и присоединился к двум кружившим над нами «Либерейторам». Его появление снизило до минимума наши шансы на благоприятный исход развития событий.
13.32. С появлением третьего «Либерейтора» образовалась четверка самолетов. Наши шансы упали до нуля. Казалось, что поход, продлившийся всего несколько часов, подошел к преждевременному завершению. Мы ожидали атаки с воздуха, сохраняя в душе всего лишь крупицу той решимости, с которой вышли в поход.
13.40. «Либерейтор» ринулся в атаку. Зенитки трех подлодок ударили одновременно по пилоту, который, казалось, совершал безумие, пикируя в зону сплошного огня. Однако вскоре с противоположной стороны нас атаковал другой «Либерейтор», отвлекая на себя часть огня. Мы начали маневрировать зигзагами, стремясь расстроить план атакующих. Один из самолетов, обстрелявших во время пикирования из пулеметов U-230, сбросил кассету бомб и пронесся с ревом всего лишь в трех метрах от мостика. Последовали четыре взрыва, сопровождавшиеся вздыбившимися фонтанами воды. Один из наших зенитчиков у нижнего орудия стал оседать и рухнул на палубу. Его заменил другой матрос.
Через несколько секунд четыре фонтана взметнулись рядом с рубкой U-506. В это время другой самолет пробивался сквозь нашу огневую завесу. Мы спустили раненого зенитчика в прочный корпус и доставили на мостик новую порцию боеприпасов.
Внезапно U-506 ушла под воду. Четыре пилота «томми» решили, что наступил благоприятный момент, и начали решающую атаку. Но случилось неожиданное. U-506 быстро вынырнула на поверхность, и ее расчеты бросились к зениткам. Подлодка резко развернулась влево, уклоняясь от бомб, сброшенных «Сандерлендом». Грохот их взрывов прозвучал среди тугих хлопков нашей зенитки, пулеметной дроби самолетов, шума дизелей и рева авиамоторов. Море пенилось от выхлопных газов и разрывов бомб. Воздух звенел от шрапнели и пуль, отскакивавших от бронированных плит ограждения мостика, «Сандерленд», выходивший из пике, настиг зенитный огонь. Он вздрогнул и медленно упал в море.
После его гибели другие самолеты удалились. Для нас наступил момент позаботиться о своей безопасности. Три подлодки мгновенно нырнули под воду. Мы еще не достигли безопасной глубины, когда разрывы глубинных бомб показали, что англичане не оставили нас в покое. На этом заканчивался наш групповой переход через Бискайский залив».
Расставшись с U-230 и U-506, Хенниг провел свою лодку вдоль испанского побережья вне видимости берега, днём в подводном положении, а ночью в надводном. Но встречи с врагом избежать не удалось - 9 июля U-533 донесла в штаб, что в квадрате BF.7738 на неё охотились два эсминца.
К середине июля U-533 благополучно добралась до западного побережья Африки, где неудачно атаковала двумя торпедами крупный танкер. Спустя несколько дней жертвами лодки стали два 150-тонных парусных судна с нефтепродуктами. Лодка потопила их артиллерийским огнем, израсходовав 47 105-мм снарядов. Несколько десятков уцелевших моряков плавали буквально в 5 метрах от лодки, но Хенниг запретил их спасать.
Тем временем штаб подводных сил занимался организацией снабжения и дозаправки лодок группы «Муссон». Сначала для этих целей планировалось использовать подводный танкер U-487. Однако спустя несколько дней эта «дойная корова» замолчала, навсегда пропав в глубинах Атлантики. Тогда в качестве заправщика решили использовать боевую лодку U-160. 19-20 июля U-532 и U-533 тщетно прождали её 36 часов в квадрате DS.1975, но лодка так и не прибыла и на запросы не отвечала.
В штабе подводных сил возникло подозрение, что гибель U-487 и U-160 вызвана действиями авианосных ударно-поисковых групп, получавших данные от самолётов воздушной разведки. Поэтому всем лодкам изменили пути следования, а в качестве заправщика решили использовать одну из лодок группы «Муссон». 26 июля U-516 заправила U-532 и U-533. Каждая лодка получила по 40 м³ топлива и провизию. Кроме того, Хенниг принял с U-516 запасные подшипники к дизелям.
Расставшись с U-516, лодка Хеннига обогнула мыс Доброй Надежды, держась далеко к югу и встречая большое количество айсбергов. В этом районе Хенниг должен был встретиться с U-198, U-197, U-181 и U-196, чтобы передать им новые шифры и коды. Но обстановка изменилась и U-533 провела рандеву лишь с U-183 Шеффера и U-181 подводного аса, кавалера Рыцарского креста с Дубовыми листьями и Мечами Вольфганга Люта в районе Мадагаскара. 11-13 сентября все три лодки заправились топливом с немецкого танкера «Брейк», пришедшего из Пенанга. U-533 приняла топливо, пресную воду и провизию. Так как лодка продолжала испытывать проблемы с дизелями, их осмотрел опытный механик «Брейка». Все три дня лодки не уходили от танкера, создавая вокруг него мощную противовоздушную оборону.
После заправки лодок группы «Муссон», штаб подводных сил выделил им новые зоны для патрулирования. U-533 получила приказ следовать в Аденский залив, сменив здесь U-181 Люта. Большую часть пути Хенниг шёл вне видимости берега, так как полученное с танкера топливо было японским, низкого качества, поэтому лодка оставляла за собой слишком явный след отработанных выхлопов.
Вскоре был обнаружен небольшой конвой, и U-533 выпустила две торпеды в два торговых судна, из которых одно водоизмещением 6000 тонн было потоплено (однако послевоенные исследования не подтверждают этого). После атаки U-533 была контратакована эскортом. Взрывами глубинных бомб был выведен из строя один из торпедных аппаратов, и лодка лишилась возможности вести дальнейшие атаки против конвоя. В целом экипаж был разочарован отсутствием успеха в Аденском заливе. Все ожидали встречи с многочисленными одиночными судами, а не с охраняемыми конвоями.
После безрезультатного поиска целей U-533 получила приказ следовать в Персидский залив, где она патрулировала около 10 дней. За это время экипаж перегрузил две торпеды из верхних контейнеров внутрь лодки. Не обнаружив никаких целей, 13 октября U-533 перешла из Персидского в Оманский залив.
16 октября лодка шла на поверхности 8-узловым ходом. Внезапно появился самолет британских ВВС «Бленхейм» 244-й эскадрильи RAF, который осуществлял патрулирование Оманского залива. Верхняя вахта во главе с первым вахтенным офицером обер-лейтенантом цур зее Вольфгангом Пашеном заметила врага слишком поздно. Был отдан ошибочный приказ погружаться. Воспользовавшись этим «Бленхейм», который пилотировал Льюис Уильям Чепмен, сбросил глубинные бомбы.
Первая глубинная бомба взорвалась, когда глубиномер в центральном посту показывал 22 метра. В отсеках всё полетело вверх дном, погас свет. Инженер-механик лодки капитан-лейтенант Вилли Шмаленбах прокричал, что рули глубины вышли из строя и приказал включить трюмные насосы.
Когда лодка находилась на глубине 55 метров, взрыв второй глубинной бомбы проделал в кормовой части лодки в районе винтов двухметровую пробоину, повредив кормовые балластные цистерны. В отчаянии Хенниг отдал приказ продуть главный балласт. Но было поздно. Подводная лодка уже не могла всплыть и тонула, погружаясь всё глубже. Потоки воды затопили все отсеки и центральный пост.
Находящиеся в боевой рубке обер-лейтенант цур зее Пашен и 20-летний матрос-торпедист Гюнтер Шмидт неожиданно оказались по горло в воде. Когда давление сравнялось, им удалось открыть рубочный люк и всплыть на поверхность в спасательных жилетах. Первым выбросило наверх Шмидта. Через несколько секунд на поверхности появился и Пашен. Шмидт окликнул офицера, но тот оставался без движения, его голова безвольно лежала на воде. Шмидт подплыл к нему, надеясь что офицер просто потерял сознание. Около часа Шмидт поддерживал безжизненное тело обер-лейтенанта, прежде чем понял, что тот мертв. Баротравма легких.
Быстро надвигалась ночь. Зашедшее солнце помогло Шмидту сориентироваться, и он поплыл в направлении берега. Каково было расстояние да него, Шмидт не знал, и берега тоже не было видно. Временами собственные руки казались ему свинцовыми, судорога грозила свести ноги. Но спасательный жилет держал хорошо, а сама вода фосфоресцировала при каждом движении рук.
Шмидт провел в море 28 часов, перед тем как уже ночью увидел в лунном свете полоску суши. Это придало подводнику новых сил и он добрался до берега в районе Хор Факкан. Совершенно измученный он затаился в прибрежных скалах и потерял сознание.
Когда Шмидт пришел в себя, то увидел вокруг себя группу оживленно беседующих между собой местных жителей. Они оттащили его подальше от воды. Когда арабы поняли, что чужеземец жив, они обрадовались и отнесли Шмидта в бедную хижину, дали ему скромную пищу и питье. Потом привели детей и родственников поглазеть на это чудо – немецкого подводника.
Шмидт пытался объяснить арабам, что ему нельзя здесь оставаться. Покачивая с сожалением головами, те отправились искать помощи у англичан. Спустя несколько дней Шмидта забрал с собой в Басру британский патруль. Оттуда его самолетом переправили в Каир. Глядя с самолета на сверкающее под солнцем море, он думал о своем корабле и товарищах, лежащих там, к югу, на дне океана. Дальнейшие следы Шмидта теряются…
Потопивший U-533 пилот Льюис Уильям Чепмен, к сожалению, не дожил до победы: в июле 1944 года он погиб при крушении транспортного самолета у города Салала на юге Омана.
Тем временем не подозревающий о гибели U-533 штаб подводных сил (BdU), 29 октября разрешает Хеннигу прервать свой трёхмесячный патруль и идти на базу в Пенанг. В октябре и ноябре 1943 года туда прибыли и все уцелевшие при переходе из Франции на Дальний Восток лодки группы «Муссон». Однако лодка Хеннига на базу не пришла. 11 ноября BdU был вынужден констатировать, что U-533 скорее всего погибла, так как не отвечает на неоднократные запросы начиная с 13 октября.
В конце 2009 года U-533, покоящаяся на глубине 108 метров в 46 километрах от побережья эмирата Фуджейра, была найдена, идентифицирована и заснята на видео группой дубайских дайверов. Видимость в районе гибели лодки очень хорошая, что позволяет без проблем рассмотреть остов лодки с расстояния в 50 метров, даже без использования ламп подсветки. Корпус U-533 не разрушился ни от быстрого погружения, ни от удара о морское дно. В нём по-прежнему покоятся останки 52 подводников.
- ГУРОН
- Модератор
- Сообщения: 1642
- Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.
УКУС "ЦЕЦЕ"...
В марте 1944 года «семёрка» U-976 обер-лейтенанта цур зее Раймунда Тислера бороздила просторы Северной Атлантики, когда поступил срочный приказ прервать поход и возвращаться в базу.
Тислер не был новичком в море. Свою карьеру подводника он начал летом 1941 года, когда получил назначение первым вахтенным офицером на «семёрку» U-578 фрегаттен-капитана Эрнста-Августа Ревинкеля. На U-578 Тислер совершил три боевых похода, пока в марте 1942 года не попал в военный госпиталь Сен-Назера после полученного перелома костей таза. Излечился он только через полгода. К тому времени его прежняя лодка U-578 уже погибла в море со всем экипажем. Так Тислер первый раз избежал смерти.
После выздоровления офицера отозвали в Германию и направили на командирские курсы. По их окончании 19 ноября 1942 года обер-лейтенанта цур зее Раймунда Тислера назначили командиром «семёрки» U-649. Однако уже 24 февраля 1943 года его лодка столкнулась севернее Лебы с U-232 и погибла практически со всем экипажем (погибло 35 подводников, спаслось всего 11). Так смерть второй раз обошла Тислера стороной. Сам он недолго оставался «безлошадным» и уже 5 мая его назначили командиром U-976.
Совершив зимой 1943-1944 года первый (безрезультатный) поход в Атлантику, весной 1944 года Тислер вышел во второй поход. Однако полученные разведданные о возможной высадке союзников во Франции для открытия Второго фронта, заставили штаб подводных сил 22 марта экстренно отозвать из похода обратно в Сен-Назер U-976, U-960, U-228 и U-763. Этими лодками планировалось усилить «волчью стаю», которая была призвана отразить возможную высадку врага.
Утром 25 марта U-976 всплыла на поверхность недалеко от Сен-Назера в заранее намеченной точке встречи с эскортом, который должен был проводить лодку до базы в надводном положении. Спустя час после всплытия, в 9.00 верхняя вахта заметила на горизонте приближающийся эскорт. Спустя 20 минут подводники также заметили приближающиеся на малой высоте 6 самолётов и приняли их за немецкие Ju.88. Однако на самом деле это оказались британские истребители-бомбардировщики «Москито». Благодаря взлому кодов «Энигмы» англичане перехватили и расшифровали приказ о возвращении U-976 и заранее отправили в точку встречи свои самолёты.
Другим неприятным сюрпризом для немцев стало то, что два из шести «Москито» были оснащены 57-мм противотанковыми пушками Ordnance QF 6-pounder 7cwt.
Первый «Москито», оборудованный 57-мм орудием, поднялся в воздух 8 июня 1943 года и получил индекс FB.XVIII «Цеце». Африканская муха была выбрана в качестве названия новой модификации истребителя-бомбардировщика из-за прочного колющего хоботка, выступающего на передней части головы. Боезапас орудия составлял 24 снаряда с начальной скоростью 900 м/с. Ради столь мощного орудия «Москито» пришлось пожертвовать своими 20-мм пушками, но зато удалось сохранить четыре пулемёта в носовой части и ракеты на подкрыльевых направляющих. Для уничтожения подводной лодки такого арсенала было вполне достаточно.
Уже в ноябре 1943 года новый «Москито» в Бискайском заливе впервые попробовал «на зуб» возвращающуюся в базу U-123 обер-лейтенанта цур зее Хорста фон Шрётера. Выпущенный 57-мм снаряд проделал в прочном корпусе лодки приличное отверстие размером 18 x 6,5 см и лишил её возможности погружаться. Один из подводников погиб, ещё два члена экипажа были ранены. Однако лодка сумела избежать гибели и добралась до базы.
И вот, 25 марта 1944 года, пара «Цеце» 618-й эскадрильи RAF вместе с ещё четырьмя «Москито» 248-й эскадрильи RAF взялись за U-976 и её эскорт. В 9.10 утра они начали обстреливать пару эскортных кораблей, а спустя 10 минут атаковали и подводную лодку. Тислер не мог уйти под воду, так как глубины в этих местах не превышали 50-60 метров. U-976 отчаянно защищалась на поверхности, получая попадание за попаданием. Появились убитые и раненые.
Через 10 минут боя были уничтожены 20-мм и 37-мм зенитные орудия, а продырявленная корма лодки начала заполняться водой. Вскоре вода затопила электромоторный и дизельный отсеки, а затем начала проникать и в камбуз. Когда об этом доложили наверх из центрального поста, находящийся на мостике Тислер приказал экипажу покинуть лодку в спасательных жилетах.
Воздушные атаки продолжались и подводники пытались укрыться от огня за полуразрушенным мостиком. Вскоре лодка получила сильный крен на правый борт, а набежавшая волна разом смыла в море 30 человек. Остальная часть команды смогла удержаться на палубе в носовой части. В 9.40 Тислер отдал команду прыгать в воду. Спустя несколько мгновений израненная лодка затонула.
Как только английские самолеты улетели, пара немецких эскортных кораблей V-624 и V-604 сумела подойти на место гибели лодки. Они подняли из воды почти всех. Четверо членов экипажа U-976 были убиты, ещё трое получили тяжёлые ранения. Остальные 46 остались целы.
После гибели U-976 Раймунд Тислер какое-то время находился в распоряжении 7-й флотилии в Сен-Назере, а затем его отозвали в Германию. С 1 августа по 25 октября 1944 года он был командиром одной из первых построенных лодок новейшей XXI серии U-2503. Затем его отозвали в распоряжение 31-й учебной флотилии.
1 января 1945 года Тислер был повышен в чине до капитан-лейтенанта, а спустя месяц получил должность в отделе кадров подводного флота. Умер этот подводник 22 февраля 2000 года в немецком городе Хердекке в возрасте 80 лет, трижды избежав смерти в ходе войны.
Место гибели U-976 было обнаружено осенью 1993 года в 30 милях от Сен-Назера, после того как один из рыболовных траулеров потерял свой трал. Лодка лежит на глубине 60 метров, сильно накренившись на правый борт. Прочный корпус расколот между центральным постом и носовым торпедным отсеком (в результате удара лодки о морское дно). Носовая часть лёгкого корпуса также разрушена, в результате чего хорошо видны торпедные аппараты. Обе части лодки на тот момент хорошо сохранились. Прилагаемое видео погружения к остову U-976, совершённое в 2018 году.
В марте 1944 года «семёрка» U-976 обер-лейтенанта цур зее Раймунда Тислера бороздила просторы Северной Атлантики, когда поступил срочный приказ прервать поход и возвращаться в базу.
Тислер не был новичком в море. Свою карьеру подводника он начал летом 1941 года, когда получил назначение первым вахтенным офицером на «семёрку» U-578 фрегаттен-капитана Эрнста-Августа Ревинкеля. На U-578 Тислер совершил три боевых похода, пока в марте 1942 года не попал в военный госпиталь Сен-Назера после полученного перелома костей таза. Излечился он только через полгода. К тому времени его прежняя лодка U-578 уже погибла в море со всем экипажем. Так Тислер первый раз избежал смерти.
После выздоровления офицера отозвали в Германию и направили на командирские курсы. По их окончании 19 ноября 1942 года обер-лейтенанта цур зее Раймунда Тислера назначили командиром «семёрки» U-649. Однако уже 24 февраля 1943 года его лодка столкнулась севернее Лебы с U-232 и погибла практически со всем экипажем (погибло 35 подводников, спаслось всего 11). Так смерть второй раз обошла Тислера стороной. Сам он недолго оставался «безлошадным» и уже 5 мая его назначили командиром U-976.
Совершив зимой 1943-1944 года первый (безрезультатный) поход в Атлантику, весной 1944 года Тислер вышел во второй поход. Однако полученные разведданные о возможной высадке союзников во Франции для открытия Второго фронта, заставили штаб подводных сил 22 марта экстренно отозвать из похода обратно в Сен-Назер U-976, U-960, U-228 и U-763. Этими лодками планировалось усилить «волчью стаю», которая была призвана отразить возможную высадку врага.
Утром 25 марта U-976 всплыла на поверхность недалеко от Сен-Назера в заранее намеченной точке встречи с эскортом, который должен был проводить лодку до базы в надводном положении. Спустя час после всплытия, в 9.00 верхняя вахта заметила на горизонте приближающийся эскорт. Спустя 20 минут подводники также заметили приближающиеся на малой высоте 6 самолётов и приняли их за немецкие Ju.88. Однако на самом деле это оказались британские истребители-бомбардировщики «Москито». Благодаря взлому кодов «Энигмы» англичане перехватили и расшифровали приказ о возвращении U-976 и заранее отправили в точку встречи свои самолёты.
Другим неприятным сюрпризом для немцев стало то, что два из шести «Москито» были оснащены 57-мм противотанковыми пушками Ordnance QF 6-pounder 7cwt.
Первый «Москито», оборудованный 57-мм орудием, поднялся в воздух 8 июня 1943 года и получил индекс FB.XVIII «Цеце». Африканская муха была выбрана в качестве названия новой модификации истребителя-бомбардировщика из-за прочного колющего хоботка, выступающего на передней части головы. Боезапас орудия составлял 24 снаряда с начальной скоростью 900 м/с. Ради столь мощного орудия «Москито» пришлось пожертвовать своими 20-мм пушками, но зато удалось сохранить четыре пулемёта в носовой части и ракеты на подкрыльевых направляющих. Для уничтожения подводной лодки такого арсенала было вполне достаточно.
Уже в ноябре 1943 года новый «Москито» в Бискайском заливе впервые попробовал «на зуб» возвращающуюся в базу U-123 обер-лейтенанта цур зее Хорста фон Шрётера. Выпущенный 57-мм снаряд проделал в прочном корпусе лодки приличное отверстие размером 18 x 6,5 см и лишил её возможности погружаться. Один из подводников погиб, ещё два члена экипажа были ранены. Однако лодка сумела избежать гибели и добралась до базы.
И вот, 25 марта 1944 года, пара «Цеце» 618-й эскадрильи RAF вместе с ещё четырьмя «Москито» 248-й эскадрильи RAF взялись за U-976 и её эскорт. В 9.10 утра они начали обстреливать пару эскортных кораблей, а спустя 10 минут атаковали и подводную лодку. Тислер не мог уйти под воду, так как глубины в этих местах не превышали 50-60 метров. U-976 отчаянно защищалась на поверхности, получая попадание за попаданием. Появились убитые и раненые.
Через 10 минут боя были уничтожены 20-мм и 37-мм зенитные орудия, а продырявленная корма лодки начала заполняться водой. Вскоре вода затопила электромоторный и дизельный отсеки, а затем начала проникать и в камбуз. Когда об этом доложили наверх из центрального поста, находящийся на мостике Тислер приказал экипажу покинуть лодку в спасательных жилетах.
Воздушные атаки продолжались и подводники пытались укрыться от огня за полуразрушенным мостиком. Вскоре лодка получила сильный крен на правый борт, а набежавшая волна разом смыла в море 30 человек. Остальная часть команды смогла удержаться на палубе в носовой части. В 9.40 Тислер отдал команду прыгать в воду. Спустя несколько мгновений израненная лодка затонула.
Как только английские самолеты улетели, пара немецких эскортных кораблей V-624 и V-604 сумела подойти на место гибели лодки. Они подняли из воды почти всех. Четверо членов экипажа U-976 были убиты, ещё трое получили тяжёлые ранения. Остальные 46 остались целы.
После гибели U-976 Раймунд Тислер какое-то время находился в распоряжении 7-й флотилии в Сен-Назере, а затем его отозвали в Германию. С 1 августа по 25 октября 1944 года он был командиром одной из первых построенных лодок новейшей XXI серии U-2503. Затем его отозвали в распоряжение 31-й учебной флотилии.
1 января 1945 года Тислер был повышен в чине до капитан-лейтенанта, а спустя месяц получил должность в отделе кадров подводного флота. Умер этот подводник 22 февраля 2000 года в немецком городе Хердекке в возрасте 80 лет, трижды избежав смерти в ходе войны.
Место гибели U-976 было обнаружено осенью 1993 года в 30 милях от Сен-Назера, после того как один из рыболовных траулеров потерял свой трал. Лодка лежит на глубине 60 метров, сильно накренившись на правый борт. Прочный корпус расколот между центральным постом и носовым торпедным отсеком (в результате удара лодки о морское дно). Носовая часть лёгкого корпуса также разрушена, в результате чего хорошо видны торпедные аппараты. Обе части лодки на тот момент хорошо сохранились. Прилагаемое видео погружения к остову U-976, совершённое в 2018 году.
- ГУРОН
- Модератор
- Сообщения: 1642
- Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: НЕМЕЦКИЕ Подводные Лодки.
ТОРЖЕСТВЕННАЯ ВСТРЕЧА...
Возвращение подводной лодки из боевого похода всегда является событием, которое во всех флотах мира стараются провести в торжественной обстановке. Особое внимание этому уделялось в германском подводном флоте периода Второй мировой войны: усталых, похудевших и бородатых подводников встречали целые толпы народа, оркестр и кинооператоры, экипажи других лодок и командир флотилии. Иногда лодку лично встречал адмирал Дёниц, если поход был особенно успешен и командир получал Рыцарский крест. Обязательно присутствовал женский персонал базы - с цветами и поцелуями, который создавал весёлую и непринуждённую атмосферу.
14 апреля 1943 года именно такая обстановка царила в Лорьяне (Лориан), одной из основных баз германских подводников на атлантическом побережье оккупированной Франции. К этому времени некогда милый и уютный город, из-за частых бомбардировок авиации союзников, превратился в кучу развалин. Единственным признаком жизни на его улицах были несколько бывших жителей, просеивающих пепел своих былых жилищ в поисках принадлежавших им вещей. Однако сама база, укрытая под сводами огромных железобетонных бункеров «Кероман I», «Кероман II» и «Кероман III» работала исправно. Как и публичные дома и прочие увеселительные заведения, которые были предусмотрительно перенесены немцами за городскую черту.
Собравшаяся в бункере «Кероман III» толпа людей, командир 10-й подводной флотилии кавалер Рыцарского креста капитан-лейтенант Гюнтер Кунке, военный оркестр, почётный караул и гости с нетерпением ожидали появления на горизонте сразу двух лодок. Из длительного похода возвращались U-513 корветтен-капитана Рольфа Рюггеберга и U-526 капитан-лейтенанта Ханса Мёглиха. Обе провели в море почти два месяца (54 и 63 суток соответственно). И хотя оба командира не добились никаких успехов, их экипажи с нетерпением предвкушали скорую встречу Пасхи на берегу, а также отдых в барах и борделях.
Лодки благополучно миновали опасный Бискайский залив и двинулись в базу в сопровождении тральщиков. Будучи старшим по чину, Рюггеберг должен был идти головным, но нетерпеливый Мёглих бросился вперёд и первым пристроился за головным тральщиком. Два других тральщика заняли позиции слева и справа от подводных лодок. Всё это время довольный экипаж U-526 отпускал едкие шуточки в адрес своих менее расторопных товарищей с U-513.
Когда до бункера-укрытия осталось чуть больше морской мили (около двух километров), головной тральщик развернулся, а обе лодки двинулись к "пеналам" бункера. U-526 маневрировала так, чтобы аккуратно пришвартоваться у причала. Внезапно (это произошло в 10.36) лодка исчезла в огромном взрыве, который расколол её корпус пополам. Как оказалось, под U-526 сработала одна из сброшенных английскими самолётами магнитных мин.
Для собравшихся на пирсе, произошедшая ни их глазах гибель U-526 вызвала шок и оторопь. Немедленно развернулась спасательная операция. Патрульные катера и сам командир 10-й флотилии Гюнтер Кунке устремились к месту, где затонула подводная лодка. Всем свободным от вахты членам экипажа U-513 было приказано выйти на палубу, чтобы спасти как можно больше пострадавших товарищей с U-526. Среди тех, кого достали из воды, оказалось лишь дюжина выживших. Все они были тяжело ранены. Двух из них подобрала U-513, которая затем осторожно пришвартовалась у пирса.
Обе части U-526 покоились на глубине всего 10 метров и спустившиеся под воду водолазы установили, что в отсеках ещё есть живые люди. Однако сила взрыва была столь велика, что все люки лодки деформировало и открыть их не представлялось возможным. Удалось лишь разрезать люк в кормовом отсеке, откуда на поверхность поднялись три уцелевших подводника. Остальные, ещё остающиеся в носовых и кормовых отсеках лодки, погибли.
Всего из состава экипажа U-526 погибли 42 человека и лишь 12 были спасены. Погиб весь офицерский состав: инженер-механик капитан-лейтенант Мартин Вебер (ранее служил на U-109 и был награждён Немецким крестом в золоте) и второй вахтенный офицер лейтенант цур зее Гюнтер Герлоф. Командира U-526 капитан-лейтенанта Мёглиха обнаружили живым, но у него оказался сломан позвоночник и вскоре он скончался. Первый вахтенный офицер лейтенант цур зее резерва Хайнц Виндвех также был обнаружен ещё живым и доставлен в госпиталь Лорьяна, но полученные ранения оказались смертельны - 20 апреля он скончался.
На экипаж U-513 произошедшая на их глазах гибель U-526 произвела тяжёлое впечатление – ведь это они должны были идти первыми за тральщиком, подорваться на британской мине и погибнуть от взрыва или принять мучительную смерть от удушья. Инженер-механик U-513 лейтенант Отто Кёттинг пережил такое нервное потрясение, что у него парализовало обе ноги и его отправили в госпиталь. Остальные подводники предпочли напиться до чёртиков, чтобы попытаться утопить в алкоголе накопившийся стресс и отметить свой второй день рождения.
Позднее Кригсмарине заключило контракт с фирмой «Нептун» на подъём лодки, однако дело затянулось и, в конце концов, всю операцию провели сами военные моряки. В августе 1943 года они подняли носовую часть U-526 и поместили её в бункер «Кероман III». Но когда док осушили, возникла непредвиденная трудность – персонал базы наотрез отказался спускаться в отсеки и извлекать оттуда обезображенные морем и взрывом тела подводников. Возникла тупиковая ситуация, которая была всё же разрешена. Экипаж U-526 похоронили на кладбище в Порнише — прибрежном городке, в десяти километрах к западу от Сен-Назера.
После этого носовая часть U-526 была посажена на мель в районе бывшей резиденции адмирала Дёница в поместье Корневель, которое находилось на берегу залива, образованного устьями трех рек: Скорф, Блаве и Тер. Уже после окончания войны, осенью 1948 года, французы вновь подняли носовую часть лодки и 30 октября вернули её в бункер «Кероман III», намереваясь использовать в качестве донора запчастей для восстановления двух трофейных немецких подводных лодок, которые намеревались вернуть в состав своего военно-морского флота. 15 ноября неудачно установленная носовая часть опрокинулась в доке, но её вновь вернули на ровный киль и выгрузили боезапас: 4 торпеды из носовых аппаратов, три из торпедного отсека и ещё две из контейнеров под верхней палубой. Спустя несколько лет некто Сойер Пер купил остов U-526 у французского флота и разделал его на металл. О судьбе кормовой части U-526 сведений не обнаружено.
На фотографии U-526 и её эмблема, а также обслуживание подводных лодок в бункере «Кероман III», Лорьян, январь 1943 года.
Возвращение подводной лодки из боевого похода всегда является событием, которое во всех флотах мира стараются провести в торжественной обстановке. Особое внимание этому уделялось в германском подводном флоте периода Второй мировой войны: усталых, похудевших и бородатых подводников встречали целые толпы народа, оркестр и кинооператоры, экипажи других лодок и командир флотилии. Иногда лодку лично встречал адмирал Дёниц, если поход был особенно успешен и командир получал Рыцарский крест. Обязательно присутствовал женский персонал базы - с цветами и поцелуями, который создавал весёлую и непринуждённую атмосферу.
14 апреля 1943 года именно такая обстановка царила в Лорьяне (Лориан), одной из основных баз германских подводников на атлантическом побережье оккупированной Франции. К этому времени некогда милый и уютный город, из-за частых бомбардировок авиации союзников, превратился в кучу развалин. Единственным признаком жизни на его улицах были несколько бывших жителей, просеивающих пепел своих былых жилищ в поисках принадлежавших им вещей. Однако сама база, укрытая под сводами огромных железобетонных бункеров «Кероман I», «Кероман II» и «Кероман III» работала исправно. Как и публичные дома и прочие увеселительные заведения, которые были предусмотрительно перенесены немцами за городскую черту.
Собравшаяся в бункере «Кероман III» толпа людей, командир 10-й подводной флотилии кавалер Рыцарского креста капитан-лейтенант Гюнтер Кунке, военный оркестр, почётный караул и гости с нетерпением ожидали появления на горизонте сразу двух лодок. Из длительного похода возвращались U-513 корветтен-капитана Рольфа Рюггеберга и U-526 капитан-лейтенанта Ханса Мёглиха. Обе провели в море почти два месяца (54 и 63 суток соответственно). И хотя оба командира не добились никаких успехов, их экипажи с нетерпением предвкушали скорую встречу Пасхи на берегу, а также отдых в барах и борделях.
Лодки благополучно миновали опасный Бискайский залив и двинулись в базу в сопровождении тральщиков. Будучи старшим по чину, Рюггеберг должен был идти головным, но нетерпеливый Мёглих бросился вперёд и первым пристроился за головным тральщиком. Два других тральщика заняли позиции слева и справа от подводных лодок. Всё это время довольный экипаж U-526 отпускал едкие шуточки в адрес своих менее расторопных товарищей с U-513.
Когда до бункера-укрытия осталось чуть больше морской мили (около двух километров), головной тральщик развернулся, а обе лодки двинулись к "пеналам" бункера. U-526 маневрировала так, чтобы аккуратно пришвартоваться у причала. Внезапно (это произошло в 10.36) лодка исчезла в огромном взрыве, который расколол её корпус пополам. Как оказалось, под U-526 сработала одна из сброшенных английскими самолётами магнитных мин.
Для собравшихся на пирсе, произошедшая ни их глазах гибель U-526 вызвала шок и оторопь. Немедленно развернулась спасательная операция. Патрульные катера и сам командир 10-й флотилии Гюнтер Кунке устремились к месту, где затонула подводная лодка. Всем свободным от вахты членам экипажа U-513 было приказано выйти на палубу, чтобы спасти как можно больше пострадавших товарищей с U-526. Среди тех, кого достали из воды, оказалось лишь дюжина выживших. Все они были тяжело ранены. Двух из них подобрала U-513, которая затем осторожно пришвартовалась у пирса.
Обе части U-526 покоились на глубине всего 10 метров и спустившиеся под воду водолазы установили, что в отсеках ещё есть живые люди. Однако сила взрыва была столь велика, что все люки лодки деформировало и открыть их не представлялось возможным. Удалось лишь разрезать люк в кормовом отсеке, откуда на поверхность поднялись три уцелевших подводника. Остальные, ещё остающиеся в носовых и кормовых отсеках лодки, погибли.
Всего из состава экипажа U-526 погибли 42 человека и лишь 12 были спасены. Погиб весь офицерский состав: инженер-механик капитан-лейтенант Мартин Вебер (ранее служил на U-109 и был награждён Немецким крестом в золоте) и второй вахтенный офицер лейтенант цур зее Гюнтер Герлоф. Командира U-526 капитан-лейтенанта Мёглиха обнаружили живым, но у него оказался сломан позвоночник и вскоре он скончался. Первый вахтенный офицер лейтенант цур зее резерва Хайнц Виндвех также был обнаружен ещё живым и доставлен в госпиталь Лорьяна, но полученные ранения оказались смертельны - 20 апреля он скончался.
На экипаж U-513 произошедшая на их глазах гибель U-526 произвела тяжёлое впечатление – ведь это они должны были идти первыми за тральщиком, подорваться на британской мине и погибнуть от взрыва или принять мучительную смерть от удушья. Инженер-механик U-513 лейтенант Отто Кёттинг пережил такое нервное потрясение, что у него парализовало обе ноги и его отправили в госпиталь. Остальные подводники предпочли напиться до чёртиков, чтобы попытаться утопить в алкоголе накопившийся стресс и отметить свой второй день рождения.
Позднее Кригсмарине заключило контракт с фирмой «Нептун» на подъём лодки, однако дело затянулось и, в конце концов, всю операцию провели сами военные моряки. В августе 1943 года они подняли носовую часть U-526 и поместили её в бункер «Кероман III». Но когда док осушили, возникла непредвиденная трудность – персонал базы наотрез отказался спускаться в отсеки и извлекать оттуда обезображенные морем и взрывом тела подводников. Возникла тупиковая ситуация, которая была всё же разрешена. Экипаж U-526 похоронили на кладбище в Порнише — прибрежном городке, в десяти километрах к западу от Сен-Назера.
После этого носовая часть U-526 была посажена на мель в районе бывшей резиденции адмирала Дёница в поместье Корневель, которое находилось на берегу залива, образованного устьями трех рек: Скорф, Блаве и Тер. Уже после окончания войны, осенью 1948 года, французы вновь подняли носовую часть лодки и 30 октября вернули её в бункер «Кероман III», намереваясь использовать в качестве донора запчастей для восстановления двух трофейных немецких подводных лодок, которые намеревались вернуть в состав своего военно-морского флота. 15 ноября неудачно установленная носовая часть опрокинулась в доке, но её вновь вернули на ровный киль и выгрузили боезапас: 4 торпеды из носовых аппаратов, три из торпедного отсека и ещё две из контейнеров под верхней палубой. Спустя несколько лет некто Сойер Пер купил остов U-526 у французского флота и разделал его на металл. О судьбе кормовой части U-526 сведений не обнаружено.
На фотографии U-526 и её эмблема, а также обслуживание подводных лодок в бункере «Кероман III», Лорьян, январь 1943 года.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя