Взаимоотношения юнкеров в Военных училищах Российской Империи.
Модератор: svkon
Re: Взаимоотношения юнкеров в Военных училищах Российской Империи.
Традиции Николаевского Кавалерийского училища.
Как говорилось ранее, Николаевское кавалерийское училище было придумано и славилось своими традициями, так называемым ЦУКОМ.Владимир Трубецкой в мемуарах «Записки кирасира» подтверждает обычай «цука» в кавалерийском военном училище:
«Юнкера старшего курса обязаны были в силу традиции цукать юнкеров младших. Младший должен был не просто тянуться перед старшим – он обязан был исполнять самые его нелепые прихоти и приказания».
Цук принципиально отличался от современной дедовщины. Так как цукали друг друга будущие офицеры, то всё это было исключительно на «Вы» и никогда не переходило грани оскорбления мужского (и дворянского) самолюбия. Безусловно, и речи быть не могло о физическом воздействии – рукоприкладство было строжайше запрещено в Николаевском училище под страхом немедленного отчисления.
При поступлении в училище каждый мог выбрать вид службы: «по славной ли училищной традиции, или по законному уставу?».
«По уставу» — выбрав службу по уставу, юнкер был избавлен от цука, но к нему переставали относиться как к товарищу. Его называли «красным» и бойкотировали, никто с ним не разговаривал. С ним поддерживали лишь чисто служебные официальные отношения. Однако самым существенным было то, что такого «красного» по окончании училища никогда бы не принял в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк, ибо в каждом полку были выходцы из Школы, всегда поддерживавшие связь с родным училищем, а потому до их сведения доходило, кто из новых юнкеров — «красный». «Красный» юнкер был очень редким явлением.
«По славной училищной традиции» — служба «по традиции» подразумевала полное подчинение младших (1-й год обучения) старшим (2-й год обучения), но регулировалась исторически сложившимися правилами.
Юнкера младшего курса с момента появления в училище назывались «сугубыми зверями» и поступали в полное распоряжение старшего курса. Старшекурсников называли, «корнеты». К каждому «зверю» был прикреплен корнет. В обязанности старшего входило ознакомление новичка с традициями славной школы кавалерии. В Школе были разные лестницы для старших («корнетов») и младших («зверей») юнкеров, из четырёх дверей, ведших в спальни эскадрона, где юнкера располагались повзводно, две были «корнетскими», равно как и половина зеркал-трюмо, там стоявших. Пользоваться ими младший курс не имел права. То же самое относилось и к курилке, где на полу имелась борозда, по преданию проведенная шпорой Лермонтова и потому именовавшаяся «Лермонтовской», за которую «зверям» доступ был запрещен.
Классика «цука»:
1.Приседания, выполнявшиеся во всех углах и при всех случаях для развития «шлюза» и «шенкелей»
2.Бесчисленные повороты направо, налево и кругом, чтобы довести «отчётливость» до совершенства
3.Старший мог задать младшему любой вопрос в любое время суток, например: «Молодой, пулей назовите имя моей любимой женщины», или «Молодой, пулей назовите полчок, в который я выйду корнетом», — «зверь» обычно отвечал на эти вопросы безошибочно, так как обязан был знать назубок, как имена женщин, любимых старшими, так и полки, в которые старшие намеревались поступить.
4.«Молодой, пулей расскажите мне про бессмертие души рябчика», — командовал старший. И молодой, вытянувшись стрункой, рапортовал: «Душа рябчика становится бессмертной, когда попадает в желудок благородного корнета».
5.Случись плохое настроение у старшего юнкера, и запретит он уходить в отпуск первокурснику. Того в имении ждут матушка, батюшка, тетушки и дядюшки, варенье из крыжовника и флирт с кузинами, а тут… на тебе! И пишет, обливаясь слезами, юнкер письмо домой, выдумывая причину своего отсутствия. А правду сказать никак нельзя. Полная обструкция тогда со стороны товарищей выйдет.
Регулирование взаимоотношений: Согласно обычаю, «корнеты» не имели права задевать личного самолюбия «молодого».
Юнкер первого года обучения был обязан выполнить беспрекословно всё то, что выполняли до него юнкера младшего курса из поколения в поколение. Однако имел право обжаловать в «корнетский комитет» то, в чём можно усмотреть «издевательство над его личностью», а не сугубым званием «зверя».
Посчитавший себя несправедливо обиженным, «зверь» мог пожаловаться в «корнетский комитет», состоявший из всех юнкеров старшего курса, и потребовать наказания для своего обидчика.
За этим строго следил «корнетский комитет» (возглавляемый выборным председателем), куда входили все юнкера старшего курса. Председатель корнетского комитета являлся верховным блюстителем и знатоком традиций Школы, компетенция его была неоспорима.
«Корнеты» не имели права с неуважением дотронуться хотя бы пальцем до юнкера младшего курса, уж не говоря об оскорблении. Это правило никогда не нарушалось ни при каких обстоятельствах.
За столкновения между собой юнкеров младшего курса с применением кулачной расправы и взаимных оскорблений обе стороны подлежали немедленному отчислению из училища независимо от обстоятельств, вызвавших столкновение.
Жертвой дедовщины, в некоторой степени, можно назвать великого поэта Михаила Лермонтова. Николай Мартынов, который застрелил его на дуэли, в период учёбы в Николаевском училище был «зверем» Лермонтова. Когда они встретились во время службы на Кавказе, поэт позволил себе такое же глумливо-презрительное отношение к Мартынову, как в училище. В том числе и «в присутствии дам».
Мартынов в своих мемуарах упомянул, что решимость стреляться «по-настоящему» была вызвана в нём не только насмешками Лермонтова, но и желанием отомстить за прошлые унижения. Поэт так до конца не понял, насколько всё серьёзно: он обладал правом первого выстрела, но не стал стрелять в Мартынова (или, по другим данным, выстрелил в воздух). А тот, наоборот, прицелился очень тщательно…
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Вышел из училище (22 ноября 1834г.) корнетом в Лейб-Гвардии Гусарский полк.
Однако основной задачей цука была не нелепая прихоть, а муштра «молодых»: их физическая закалка, обучение строевым приёмам, воинской выправке, теоретическим знаниям. «Корнет» мог разбудить «зверя» среди ночи и спросить у него сведения из истории какого-нибудь гусарского полка или фамилию командира некоего гвардейского эскадрона. Старшие юнкера могли на час «поставить под шашку» «сугубца» да ещё и следить, чтобы он стоял настолько неподвижно, что и темляк на шашке не шелохнётся. В столовой, как вспоминает «николаевец» Анатолий Марков, «корнеты» почти не ели сами, а преподавали правила этикета «молодым».
Когда по каким-то причинам юнкер из кавалерийского переводился в другое училища, он пытался привить традиции цука на новом месте. Хотя современники и говорили, что кавалеристы заразили цуком всю армию, все же дедовщина нигде больше не приживалась. Может быть потому, что в царской России было всего три кавалерийских училища – Николаевское, Тверское и Елизаветградское.
В других училищах, – пехотных, артиллерийских и других – издевательств старослужащих над новобранцами практически не было.
Как говорилось ранее, Николаевское кавалерийское училище было придумано и славилось своими традициями, так называемым ЦУКОМ.Владимир Трубецкой в мемуарах «Записки кирасира» подтверждает обычай «цука» в кавалерийском военном училище:
«Юнкера старшего курса обязаны были в силу традиции цукать юнкеров младших. Младший должен был не просто тянуться перед старшим – он обязан был исполнять самые его нелепые прихоти и приказания».
Цук принципиально отличался от современной дедовщины. Так как цукали друг друга будущие офицеры, то всё это было исключительно на «Вы» и никогда не переходило грани оскорбления мужского (и дворянского) самолюбия. Безусловно, и речи быть не могло о физическом воздействии – рукоприкладство было строжайше запрещено в Николаевском училище под страхом немедленного отчисления.
При поступлении в училище каждый мог выбрать вид службы: «по славной ли училищной традиции, или по законному уставу?».
«По уставу» — выбрав службу по уставу, юнкер был избавлен от цука, но к нему переставали относиться как к товарищу. Его называли «красным» и бойкотировали, никто с ним не разговаривал. С ним поддерживали лишь чисто служебные официальные отношения. Однако самым существенным было то, что такого «красного» по окончании училища никогда бы не принял в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк, ибо в каждом полку были выходцы из Школы, всегда поддерживавшие связь с родным училищем, а потому до их сведения доходило, кто из новых юнкеров — «красный». «Красный» юнкер был очень редким явлением.
«По славной училищной традиции» — служба «по традиции» подразумевала полное подчинение младших (1-й год обучения) старшим (2-й год обучения), но регулировалась исторически сложившимися правилами.
Юнкера младшего курса с момента появления в училище назывались «сугубыми зверями» и поступали в полное распоряжение старшего курса. Старшекурсников называли, «корнеты». К каждому «зверю» был прикреплен корнет. В обязанности старшего входило ознакомление новичка с традициями славной школы кавалерии. В Школе были разные лестницы для старших («корнетов») и младших («зверей») юнкеров, из четырёх дверей, ведших в спальни эскадрона, где юнкера располагались повзводно, две были «корнетскими», равно как и половина зеркал-трюмо, там стоявших. Пользоваться ими младший курс не имел права. То же самое относилось и к курилке, где на полу имелась борозда, по преданию проведенная шпорой Лермонтова и потому именовавшаяся «Лермонтовской», за которую «зверям» доступ был запрещен.
Классика «цука»:
1.Приседания, выполнявшиеся во всех углах и при всех случаях для развития «шлюза» и «шенкелей»
2.Бесчисленные повороты направо, налево и кругом, чтобы довести «отчётливость» до совершенства
3.Старший мог задать младшему любой вопрос в любое время суток, например: «Молодой, пулей назовите имя моей любимой женщины», или «Молодой, пулей назовите полчок, в который я выйду корнетом», — «зверь» обычно отвечал на эти вопросы безошибочно, так как обязан был знать назубок, как имена женщин, любимых старшими, так и полки, в которые старшие намеревались поступить.
4.«Молодой, пулей расскажите мне про бессмертие души рябчика», — командовал старший. И молодой, вытянувшись стрункой, рапортовал: «Душа рябчика становится бессмертной, когда попадает в желудок благородного корнета».
5.Случись плохое настроение у старшего юнкера, и запретит он уходить в отпуск первокурснику. Того в имении ждут матушка, батюшка, тетушки и дядюшки, варенье из крыжовника и флирт с кузинами, а тут… на тебе! И пишет, обливаясь слезами, юнкер письмо домой, выдумывая причину своего отсутствия. А правду сказать никак нельзя. Полная обструкция тогда со стороны товарищей выйдет.
Регулирование взаимоотношений: Согласно обычаю, «корнеты» не имели права задевать личного самолюбия «молодого».
Юнкер первого года обучения был обязан выполнить беспрекословно всё то, что выполняли до него юнкера младшего курса из поколения в поколение. Однако имел право обжаловать в «корнетский комитет» то, в чём можно усмотреть «издевательство над его личностью», а не сугубым званием «зверя».
Посчитавший себя несправедливо обиженным, «зверь» мог пожаловаться в «корнетский комитет», состоявший из всех юнкеров старшего курса, и потребовать наказания для своего обидчика.
За этим строго следил «корнетский комитет» (возглавляемый выборным председателем), куда входили все юнкера старшего курса. Председатель корнетского комитета являлся верховным блюстителем и знатоком традиций Школы, компетенция его была неоспорима.
«Корнеты» не имели права с неуважением дотронуться хотя бы пальцем до юнкера младшего курса, уж не говоря об оскорблении. Это правило никогда не нарушалось ни при каких обстоятельствах.
За столкновения между собой юнкеров младшего курса с применением кулачной расправы и взаимных оскорблений обе стороны подлежали немедленному отчислению из училища независимо от обстоятельств, вызвавших столкновение.
Жертвой дедовщины, в некоторой степени, можно назвать великого поэта Михаила Лермонтова. Николай Мартынов, который застрелил его на дуэли, в период учёбы в Николаевском училище был «зверем» Лермонтова. Когда они встретились во время службы на Кавказе, поэт позволил себе такое же глумливо-презрительное отношение к Мартынову, как в училище. В том числе и «в присутствии дам».
Мартынов в своих мемуарах упомянул, что решимость стреляться «по-настоящему» была вызвана в нём не только насмешками Лермонтова, но и желанием отомстить за прошлые унижения. Поэт так до конца не понял, насколько всё серьёзно: он обладал правом первого выстрела, но не стал стрелять в Мартынова (или, по другим данным, выстрелил в воздух). А тот, наоборот, прицелился очень тщательно…
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Вышел из училище (22 ноября 1834г.) корнетом в Лейб-Гвардии Гусарский полк.
Однако основной задачей цука была не нелепая прихоть, а муштра «молодых»: их физическая закалка, обучение строевым приёмам, воинской выправке, теоретическим знаниям. «Корнет» мог разбудить «зверя» среди ночи и спросить у него сведения из истории какого-нибудь гусарского полка или фамилию командира некоего гвардейского эскадрона. Старшие юнкера могли на час «поставить под шашку» «сугубца» да ещё и следить, чтобы он стоял настолько неподвижно, что и темляк на шашке не шелохнётся. В столовой, как вспоминает «николаевец» Анатолий Марков, «корнеты» почти не ели сами, а преподавали правила этикета «молодым».
Когда по каким-то причинам юнкер из кавалерийского переводился в другое училища, он пытался привить традиции цука на новом месте. Хотя современники и говорили, что кавалеристы заразили цуком всю армию, все же дедовщина нигде больше не приживалась. Может быть потому, что в царской России было всего три кавалерийских училища – Николаевское, Тверское и Елизаветградское.
В других училищах, – пехотных, артиллерийских и других – издевательств старослужащих над новобранцами практически не было.
Re: Взаимоотношения юнкеров в Военных училищах Российской Империи.
Но в большинстве своём бывшие юнкера о цуке вспоминали без злобы, а то и с благодарностью. Полковник Василий Николаевич Биркин в автобиографическом произведении «Молодые офицеры» пишет от имени драгунского штаб-ротмистра: «Наша служба для нас святое святых, и мы относимся к ней серьёзно; наше товарищество для нас второе святое святых. Так смотреть приучил нас цук. Цукаем на службе, цукаем и в дружбе и приучаемся быть дисциплинированными и спокойными. Вот, к примеру, – вы заболели и упали духом, а у нас духом не падают. Цук не позволяет этого. В училище мы своим цуком быстро делаем истых военных, крепких и духом и телом. Кто не хочет подчиниться традициям, тот неизбежно должен уйти. И остаются лишь такие, кто стоически согласится переносить все тяготы службы и дружбы, кто духом кавалерист. Вот это самое воспитание на цуканьи в училище и даёт нас бодрость и радость службы и дружбы».
БИРКИН Василий Николаевич (1880? – после 1939, к сожалению фотографии Биркина В.Н. не сохранились).
Происходил из дворянской военной семьи. Отец вышел в отставку в чине генерал-майора.
1900 – окончил Николаевское Инженерное Училище по 1 разряду. Выпущен подпоручиком (ст. 9.8.1899) 4сапб (Гродно).
1904 году – добровольно вступил в 4 Восточносибирский сапб и в его рядах принимал участие в боевых действиях против Японской армии. Награжден орденом св. Анны 4 ст. и св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом за сражение под Ляояном.
Участник Белого движения.
Преподаватель Донского Кадетского Корпуса.
Участник Степного похода.
Начальник группы Донского Кадетского Корпуса. .
25.2.1918 – в ст. Веселая присоединился к Добровольческой армии.
Участник 1 Кубанского (Ледяного) похода в составе 4 роты Офицерского полка.
Продолжил службу в Донского Кадетского Корпуса. . Вместе с Кадетским Корпусом. эвакуировался в Египет.
10.5.1921 – убыл в Верхний Египет. Продолжал педагогическую деятельность, писал свои воспоминания.
Эмигрировал в Германию.
1929 – издал в Берлине книги «Молодые офицеры» и «1904-1905 годы». В предисловии к изданию упоминаются работы «Семья и школа», «Осиное гнездо», «Кадетский корпус», «Великая война и великая бескровная», «Корниловский поход», «Гибель белых» и «Рефюджи», судьба которых неизвестна.
Сын Борис – белогвардейский офицер, прибыл в Воронеж (8.1919) вместе с конным корпусом Мамонтова, вывез часть архива Биркиных.
Умер после 1939 г.
Происходил из дворянской военной семьи. Отец вышел в отставку в чине генерал-майора.
1900 – окончил Николаевское Инженерное Училище по 1 разряду. Выпущен подпоручиком (ст. 9.8.1899) 4сапб (Гродно).
1904 году – добровольно вступил в 4 Восточносибирский сапб и в его рядах принимал участие в боевых действиях против Японской армии. Награжден орденом св. Анны 4 ст. и св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом за сражение под Ляояном.
Участник Белого движения.
Преподаватель Донского Кадетского Корпуса.
Участник Степного похода.
Начальник группы Донского Кадетского Корпуса. .
25.2.1918 – в ст. Веселая присоединился к Добровольческой армии.
Участник 1 Кубанского (Ледяного) похода в составе 4 роты Офицерского полка.
Продолжил службу в Донского Кадетского Корпуса. . Вместе с Кадетским Корпусом. эвакуировался в Египет.
10.5.1921 – убыл в Верхний Египет. Продолжал педагогическую деятельность, писал свои воспоминания.
Эмигрировал в Германию.
1929 – издал в Берлине книги «Молодые офицеры» и «1904-1905 годы». В предисловии к изданию упоминаются работы «Семья и школа», «Осиное гнездо», «Кадетский корпус», «Великая война и великая бескровная», «Корниловский поход», «Гибель белых» и «Рефюджи», судьба которых неизвестна.
Сын Борис – белогвардейский офицер, прибыл в Воронеж (8.1919) вместе с конным корпусом Мамонтова, вывез часть архива Биркиных.
Умер после 1939 г.
Взаимоотношения юнкеров в Военных училищах Российской Империи.
Истоки неуставных отношений лежат в самой коллективной психологии человеческих сообществ. Любой коллектив, не скатившийся в анархию, обязательно вырабатывает ту или иную иерархию, основанную на праве – сильного, богатого, знатного. Или, как это сложилось в армии, на праве более опытного и старшего воина. В этом есть своя бесспорная логика: если ты сумел прожить дольше прочих, значит, тебе точно есть чему научить других, молодых. Поэтому неудивительно, что и в Российской императорской армии неуставные отношения были распространены и в солдатской, и в офицерской среде. Правда, они существенно отличались от того, что мы привыкли называть дедовщиной.
Неуставные взаимоотношения были распространены и в царских военных училищах.
«Дедовщина» в царских военных учебных заведениях возникала, в том числе, и потому, что их воспитанники до зачисления в кадетские корпусы в силу возраста еще не успевали должным образом социализироваться, выстроить нормальную систему социальных отношений и вписаться в нее. Модель обособленного социального общества они формировали в замкнутом мире военного училища. «Дедовщина» выражалась в попытках самоутверждения старшекурсников над курсантами младших курсов. Считается, что данный порок, представлявший собой бесцельное издевательство старших над младшими, русские юнкера переняли у учащихся немецких и французских училищ.
Из произведений Куприна в книге “Юнкера”, Юрия Макарова – автора книги «Моя служба в Старой Гвардии, 1905–1917», князя Владимира Трубецкого, написавшему книгу «Записки кирасира» а также воспоминаний других офицеров об этом говориться много.
Начальство и сами курсанты считали дедовщину способом «фильтрации» будущих офицеров – она помогала отсеивать морально и физически слабых кандидатов в военачальники. Однако, в то же время, создавала в казармах военных училищ гнетущую атмосферу, похожую для тюремную.
Впрочем, понукать можно было далеко не каждого. Князь Василий Бебутов вспоминал, что на первую попытку его цукнуть он вытащил кинжал и загнал своего «корнета» на печку, где и продержал более часа.
Эти глумления могли довести человека и до греха: Куприн описывает случай, как один молодой курсант не выдержал и ударил своего «обер-офицера» перочинным ножиком в ответ на издевательства.
Николаевское кавалерийское училище, в память о прошлом именовавшееся «Славной школой» или просто Школой, славилось своими традициями, так называемым ЦУКОМ. ЦУК (Zuck) в переводе с немецкого, – резкий рывок поводьями, понукания лошади во время верховой езды. Словечко «цук» и образовавшийся от него глагол «цукать» попал в казармы кавалерийских юнкерских училищ. Потому впервые до цука в отношении не лошадей, а салаг додумались именно кавалеристы из Николаевского училища.
Аналоги цука в учебных заведениях европейских стран: бизютаж (фр. bizutage) в Сен-Сире, фаггинг (fagging) в Итоне. Обобщенное англоязычное название — хейзинг (haze — зло подшучивать над новичком).
Неуставные взаимоотношения были распространены и в царских военных училищах.
«Дедовщина» в царских военных учебных заведениях возникала, в том числе, и потому, что их воспитанники до зачисления в кадетские корпусы в силу возраста еще не успевали должным образом социализироваться, выстроить нормальную систему социальных отношений и вписаться в нее. Модель обособленного социального общества они формировали в замкнутом мире военного училища. «Дедовщина» выражалась в попытках самоутверждения старшекурсников над курсантами младших курсов. Считается, что данный порок, представлявший собой бесцельное издевательство старших над младшими, русские юнкера переняли у учащихся немецких и французских училищ.
Из произведений Куприна в книге “Юнкера”, Юрия Макарова – автора книги «Моя служба в Старой Гвардии, 1905–1917», князя Владимира Трубецкого, написавшему книгу «Записки кирасира» а также воспоминаний других офицеров об этом говориться много.
Начальство и сами курсанты считали дедовщину способом «фильтрации» будущих офицеров – она помогала отсеивать морально и физически слабых кандидатов в военачальники. Однако, в то же время, создавала в казармах военных училищ гнетущую атмосферу, похожую для тюремную.
Впрочем, понукать можно было далеко не каждого. Князь Василий Бебутов вспоминал, что на первую попытку его цукнуть он вытащил кинжал и загнал своего «корнета» на печку, где и продержал более часа.
Эти глумления могли довести человека и до греха: Куприн описывает случай, как один молодой курсант не выдержал и ударил своего «обер-офицера» перочинным ножиком в ответ на издевательства.
Николаевское кавалерийское училище, в память о прошлом именовавшееся «Славной школой» или просто Школой, славилось своими традициями, так называемым ЦУКОМ. ЦУК (Zuck) в переводе с немецкого, – резкий рывок поводьями, понукания лошади во время верховой езды. Словечко «цук» и образовавшийся от него глагол «цукать» попал в казармы кавалерийских юнкерских училищ. Потому впервые до цука в отношении не лошадей, а салаг додумались именно кавалеристы из Николаевского училища.
Аналоги цука в учебных заведениях европейских стран: бизютаж (фр. bizutage) в Сен-Сире, фаггинг (fagging) в Итоне. Обобщенное англоязычное название — хейзинг (haze — зло подшучивать над новичком).
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя