Первая русская награда?
Модератор: svkon
Правила форума
Уважаемые посетители, данный раздел, так же, как и все остальные разделы, модерируется, поэтому просим вас не забывать, что у нас существуют определённые правила, нарушая которые, вы рискуете тем, что ваша тема будет удалена, модератором раздела, безвозвратно, и без предупреждения. Что следует помнить, если Вы всё таки решили создать тему: 1. Темы, название которых состоят из однобоких фраз "Помогите", "Оцените", "Определите", "Датируйте", "Что это?" и подобные, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 2. Запрещается любой вид торговли в данном разделе, такие темы сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором 3. Темы, с применением ссылок на сторонние ресурсы, форумы, или аукционы, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 4. Запрещается размещение в сообщениях предметов, на обсуждение, с изображением свастики (вов), допускается размещение изображения с закрашенной символикой. 5. Запрещается создавать темы с оценкой Советских и Российских орденов и медалей. Уважайте пожалуйста своих коллег по форуму.
Уважаемые посетители, данный раздел, так же, как и все остальные разделы, модерируется, поэтому просим вас не забывать, что у нас существуют определённые правила, нарушая которые, вы рискуете тем, что ваша тема будет удалена, модератором раздела, безвозвратно, и без предупреждения. Что следует помнить, если Вы всё таки решили создать тему: 1. Темы, название которых состоят из однобоких фраз "Помогите", "Оцените", "Определите", "Датируйте", "Что это?" и подобные, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 2. Запрещается любой вид торговли в данном разделе, такие темы сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором 3. Темы, с применением ссылок на сторонние ресурсы, форумы, или аукционы, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 4. Запрещается размещение в сообщениях предметов, на обсуждение, с изображением свастики (вов), допускается размещение изображения с закрашенной символикой. 5. Запрещается создавать темы с оценкой Советских и Российских орденов и медалей. Уважайте пожалуйста своих коллег по форуму.
-
- Модератор
- Сообщения: 415
- Зарегистрирован: 05 фев 2017, 17:07
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Первая русская награда?
Первая русская награда?
14 октября 1995 г. археолог А. К. Станюкович и краевед С. П. Петухов осматривали распаханные участки памятника. В ходе осмотра неподалеку от древнего въезда на Городок Звенигорода, в его северной части , на картофельном поле было найдено произведение древнерусской мелкой пластики, не имеющее прямых аналогий среди многих сотен известных, — отлитый из медного сплава наперсный крест с Распятием на лицевой, изображением Богоматери и датированной надписью на оборотной стороне.
Форма креста уже на первый взгляд отличается изяществом, даже изысканностью. Мы предположили, что при ее создании использовалась определенная система пропорциональных построений, сделавшая крест соразмерным и гармоничным. Понять эту систему удалось с помощью метода, предложенного Е. Ф. Желоховцевой для реконструкции авторских приемов построения композиций древнерусских икон. Ранее было доказано, что иконописцы применяли взаимосвязанные геометрические построения на основе так называемой четырехлепестковой розетки18. Наш анализ показал, что создатель креста несомненно знал все принципы древнерусской прикладной геометрии и использовал их для построения не только формы, но и композиции лицевой стороны креста. Основополагающим размером построения является полная высота креста. Все прочие размеры и размещение элементов композиции заданы точками пересечения дуг окружностей того же диаметра между собой, с главными осями и диагоналями четырехлепестковой розетки. Использованы также дополнительные окружности с радиусами, геометрически пропорциональными основополагающему размеру .
Прочтение семистрочной надписи на оборотной стороне креста, состоящей из трех строк над нимбом Богоматери и четырех строк под ее стопами (рис. 2, 5), не вызывает затруднений:
в(ъ) лэ(то) / ¤ѕ.f.а / сиi кр(ь)с(тъ) / с(ъ)тzz(а)/лъ раб/ъ бож/иi
Это так называемая «летописная» надпись, говорящая о «стяжании» данного креста неназванным лицом в в плохо различимом году. Тем не менее ей присущи некоторые особенности, требующие пояснений. Первой особенностью является диалектальная мена ж/z: «стzzалъ» вместо «стzжалъ». Глагол «сътzжати» в значении «приобрести», «получить», «снискать», «дать средства на устройство, сооружение чего-либо», хорошо известный по летописным текстам. Дальнейшее исследование датировки позволили остановиться на 1393 году.
Есть все основания предполагать, что существует прямая связь между изготовлением в местной мастерской серии одинаковых, именных по замыслу крестов и военными операциями князя Юрия. Возможно, кресты были заказаны какой-либо группой звенигородцев перед началом похода на Торжок в качестве оберегов или благословений. Не исключено, что они были изготовлены после похода для тех, кто благополучно вернулся в конце 1393 г. в Звенигород. Если вспомнить византийский этикет, не покажется невероятным и предположение, что кресты изготовлены по заказу самого Юрия Дмитриевича в его вотчинной мастерской для звенигородцев из княжеского окружения, особо отличившихся, стяжавших славу в бою и за это «стяжавших» от князя именной наградной крест.
В настоящее время наградной крест находится в частной коллекции.
14 октября 1995 г. археолог А. К. Станюкович и краевед С. П. Петухов осматривали распаханные участки памятника. В ходе осмотра неподалеку от древнего въезда на Городок Звенигорода, в его северной части , на картофельном поле было найдено произведение древнерусской мелкой пластики, не имеющее прямых аналогий среди многих сотен известных, — отлитый из медного сплава наперсный крест с Распятием на лицевой, изображением Богоматери и датированной надписью на оборотной стороне.
Форма креста уже на первый взгляд отличается изяществом, даже изысканностью. Мы предположили, что при ее создании использовалась определенная система пропорциональных построений, сделавшая крест соразмерным и гармоничным. Понять эту систему удалось с помощью метода, предложенного Е. Ф. Желоховцевой для реконструкции авторских приемов построения композиций древнерусских икон. Ранее было доказано, что иконописцы применяли взаимосвязанные геометрические построения на основе так называемой четырехлепестковой розетки18. Наш анализ показал, что создатель креста несомненно знал все принципы древнерусской прикладной геометрии и использовал их для построения не только формы, но и композиции лицевой стороны креста. Основополагающим размером построения является полная высота креста. Все прочие размеры и размещение элементов композиции заданы точками пересечения дуг окружностей того же диаметра между собой, с главными осями и диагоналями четырехлепестковой розетки. Использованы также дополнительные окружности с радиусами, геометрически пропорциональными основополагающему размеру .
Прочтение семистрочной надписи на оборотной стороне креста, состоящей из трех строк над нимбом Богоматери и четырех строк под ее стопами (рис. 2, 5), не вызывает затруднений:
в(ъ) лэ(то) / ¤ѕ.f.а / сиi кр(ь)с(тъ) / с(ъ)тzz(а)/лъ раб/ъ бож/иi
Это так называемая «летописная» надпись, говорящая о «стяжании» данного креста неназванным лицом в в плохо различимом году. Тем не менее ей присущи некоторые особенности, требующие пояснений. Первой особенностью является диалектальная мена ж/z: «стzzалъ» вместо «стzжалъ». Глагол «сътzжати» в значении «приобрести», «получить», «снискать», «дать средства на устройство, сооружение чего-либо», хорошо известный по летописным текстам. Дальнейшее исследование датировки позволили остановиться на 1393 году.
Есть все основания предполагать, что существует прямая связь между изготовлением в местной мастерской серии одинаковых, именных по замыслу крестов и военными операциями князя Юрия. Возможно, кресты были заказаны какой-либо группой звенигородцев перед началом похода на Торжок в качестве оберегов или благословений. Не исключено, что они были изготовлены после похода для тех, кто благополучно вернулся в конце 1393 г. в Звенигород. Если вспомнить византийский этикет, не покажется невероятным и предположение, что кресты изготовлены по заказу самого Юрия Дмитриевича в его вотчинной мастерской для звенигородцев из княжеского окружения, особо отличившихся, стяжавших славу в бою и за это «стяжавших» от князя именной наградной крест.
В настоящее время наградной крест находится в частной коллекции.
-
- Эксперт
- Сообщения: 132
- Зарегистрирован: 26 апр 2013, 10:33
- Репутация: 6
- Контактная информация:
Re: Первая русская награда?
Версия уж больно натянутая. Крест наградной? И как его носить? Вместо нательного? И как лихо остановились на 1393 г.! Может и месяц узнали? Собственно и текст слишком вольно перевели.Тот самый Михалыч писал(а):Первая русская награда?
14 октября 1995 г. археолог А. К. Станюкович и краевед С. П. Петухов осматривали распаханные участки памятника. В ходе осмотра неподалеку от древнего въезда на Городок Звенигорода, в его северной части , на картофельном поле было найдено произведение древнерусской мелкой пластики, не имеющее прямых аналогий среди многих сотен известных, — отлитый из медного сплава наперсный крест с Распятием на лицевой, изображением Богоматери и датированной надписью на оборотной стороне.
Форма креста уже на первый взгляд отличается изяществом, даже изысканностью. Мы предположили, что при ее создании использовалась определенная система пропорциональных построений, сделавшая крест соразмерным и гармоничным. Понять эту систему удалось с помощью метода, предложенного Е. Ф. Желоховцевой для реконструкции авторских приемов построения композиций древнерусских икон. Ранее было доказано, что иконописцы применяли взаимосвязанные геометрические построения на основе так называемой четырехлепестковой розетки18. Наш анализ показал, что создатель креста несомненно знал все принципы древнерусской прикладной геометрии и использовал их для построения не только формы, но и композиции лицевой стороны креста. Основополагающим размером построения является полная высота креста. Все прочие размеры и размещение элементов композиции заданы точками пересечения дуг окружностей того же диаметра между собой, с главными осями и диагоналями четырехлепестковой розетки. Использованы также дополнительные окружности с радиусами, геометрически пропорциональными основополагающему размеру .
Прочтение семистрочной надписи на оборотной стороне креста, состоящей из трех строк над нимбом Богоматери и четырех строк под ее стопами (рис. 2, 5), не вызывает затруднений:
в(ъ) лэ(то) / ¤ѕ.f.а / сиi кр(ь)с(тъ) / с(ъ)тzz(а)/лъ раб/ъ бож/иi
Это так называемая «летописная» надпись, говорящая о «стяжании» данного креста неназванным лицом в в плохо различимом году. Тем не менее ей присущи некоторые особенности, требующие пояснений. Первой особенностью является диалектальная мена ж/z: «стzzалъ» вместо «стzжалъ». Глагол «сътzжати» в значении «приобрести», «получить», «снискать», «дать средства на устройство, сооружение чего-либо», хорошо известный по летописным текстам. Дальнейшее исследование датировки позволили остановиться на 1393 году.
Есть все основания предполагать, что существует прямая связь между изготовлением в местной мастерской серии одинаковых, именных по замыслу крестов и военными операциями князя Юрия. Возможно, кресты были заказаны какой-либо группой звенигородцев перед началом похода на Торжок в качестве оберегов или благословений. Не исключено, что они были изготовлены после похода для тех, кто благополучно вернулся в конце 1393 г. в Звенигород. Если вспомнить византийский этикет, не покажется невероятным и предположение, что кресты изготовлены по заказу самого Юрия Дмитриевича в его вотчинной мастерской для звенигородцев из княжеского окружения, особо отличившихся, стяжавших славу в бою и за это «стяжавших» от князя именной наградной крест.
В настоящее время наградной крест находится в частной коллекции.
-
- Модератор
- Сообщения: 415
- Зарегистрирован: 05 фев 2017, 17:07
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: Первая русская награда?
Насколько я помню, это очень желанная версия самого Кириллыча, который ее и продвигал. Но никто из эпиграфистов с ним не согласился, в том числе и Гайдуков.
А потом как-то все заглохло, и Станюковича из звенигородского музея выперли, и эта публикация так и осталась единственной.
А потом как-то все заглохло, и Станюковича из звенигородского музея выперли, и эта публикация так и осталась единственной.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей