Первая русская награда?
Добавлено: 27 июн 2017, 09:35
Первая русская награда?
14 октября 1995 г. археолог А. К. Станюкович и краевед С. П. Петухов осматривали распаханные участки памятника. В ходе осмотра неподалеку от древнего въезда на Городок Звенигорода, в его северной части , на картофельном поле было найдено произведение древнерусской мелкой пластики, не имеющее прямых аналогий среди многих сотен известных, — отлитый из медного сплава наперсный крест с Распятием на лицевой, изображением Богоматери и датированной надписью на оборотной стороне.
Форма креста уже на первый взгляд отличается изяществом, даже изысканностью. Мы предположили, что при ее создании использовалась определенная система пропорциональных построений, сделавшая крест соразмерным и гармоничным. Понять эту систему удалось с помощью метода, предложенного Е. Ф. Желоховцевой для реконструкции авторских приемов построения композиций древнерусских икон. Ранее было доказано, что иконописцы применяли взаимосвязанные геометрические построения на основе так называемой четырехлепестковой розетки18. Наш анализ показал, что создатель креста несомненно знал все принципы древнерусской прикладной геометрии и использовал их для построения не только формы, но и композиции лицевой стороны креста. Основополагающим размером построения является полная высота креста. Все прочие размеры и размещение элементов композиции заданы точками пересечения дуг окружностей того же диаметра между собой, с главными осями и диагоналями четырехлепестковой розетки. Использованы также дополнительные окружности с радиусами, геометрически пропорциональными основополагающему размеру .
Прочтение семистрочной надписи на оборотной стороне креста, состоящей из трех строк над нимбом Богоматери и четырех строк под ее стопами (рис. 2, 5), не вызывает затруднений:
в(ъ) лэ(то) / ¤ѕ.f.а / сиi кр(ь)с(тъ) / с(ъ)тzz(а)/лъ раб/ъ бож/иi
Это так называемая «летописная» надпись, говорящая о «стяжании» данного креста неназванным лицом в в плохо различимом году. Тем не менее ей присущи некоторые особенности, требующие пояснений. Первой особенностью является диалектальная мена ж/z: «стzzалъ» вместо «стzжалъ». Глагол «сътzжати» в значении «приобрести», «получить», «снискать», «дать средства на устройство, сооружение чего-либо», хорошо известный по летописным текстам. Дальнейшее исследование датировки позволили остановиться на 1393 году.
Есть все основания предполагать, что существует прямая связь между изготовлением в местной мастерской серии одинаковых, именных по замыслу крестов и военными операциями князя Юрия. Возможно, кресты были заказаны какой-либо группой звенигородцев перед началом похода на Торжок в качестве оберегов или благословений. Не исключено, что они были изготовлены после похода для тех, кто благополучно вернулся в конце 1393 г. в Звенигород. Если вспомнить византийский этикет, не покажется невероятным и предположение, что кресты изготовлены по заказу самого Юрия Дмитриевича в его вотчинной мастерской для звенигородцев из княжеского окружения, особо отличившихся, стяжавших славу в бою и за это «стяжавших» от князя именной наградной крест.
В настоящее время наградной крест находится в частной коллекции.
14 октября 1995 г. археолог А. К. Станюкович и краевед С. П. Петухов осматривали распаханные участки памятника. В ходе осмотра неподалеку от древнего въезда на Городок Звенигорода, в его северной части , на картофельном поле было найдено произведение древнерусской мелкой пластики, не имеющее прямых аналогий среди многих сотен известных, — отлитый из медного сплава наперсный крест с Распятием на лицевой, изображением Богоматери и датированной надписью на оборотной стороне.
Форма креста уже на первый взгляд отличается изяществом, даже изысканностью. Мы предположили, что при ее создании использовалась определенная система пропорциональных построений, сделавшая крест соразмерным и гармоничным. Понять эту систему удалось с помощью метода, предложенного Е. Ф. Желоховцевой для реконструкции авторских приемов построения композиций древнерусских икон. Ранее было доказано, что иконописцы применяли взаимосвязанные геометрические построения на основе так называемой четырехлепестковой розетки18. Наш анализ показал, что создатель креста несомненно знал все принципы древнерусской прикладной геометрии и использовал их для построения не только формы, но и композиции лицевой стороны креста. Основополагающим размером построения является полная высота креста. Все прочие размеры и размещение элементов композиции заданы точками пересечения дуг окружностей того же диаметра между собой, с главными осями и диагоналями четырехлепестковой розетки. Использованы также дополнительные окружности с радиусами, геометрически пропорциональными основополагающему размеру .
Прочтение семистрочной надписи на оборотной стороне креста, состоящей из трех строк над нимбом Богоматери и четырех строк под ее стопами (рис. 2, 5), не вызывает затруднений:
в(ъ) лэ(то) / ¤ѕ.f.а / сиi кр(ь)с(тъ) / с(ъ)тzz(а)/лъ раб/ъ бож/иi
Это так называемая «летописная» надпись, говорящая о «стяжании» данного креста неназванным лицом в в плохо различимом году. Тем не менее ей присущи некоторые особенности, требующие пояснений. Первой особенностью является диалектальная мена ж/z: «стzzалъ» вместо «стzжалъ». Глагол «сътzжати» в значении «приобрести», «получить», «снискать», «дать средства на устройство, сооружение чего-либо», хорошо известный по летописным текстам. Дальнейшее исследование датировки позволили остановиться на 1393 году.
Есть все основания предполагать, что существует прямая связь между изготовлением в местной мастерской серии одинаковых, именных по замыслу крестов и военными операциями князя Юрия. Возможно, кресты были заказаны какой-либо группой звенигородцев перед началом похода на Торжок в качестве оберегов или благословений. Не исключено, что они были изготовлены после похода для тех, кто благополучно вернулся в конце 1393 г. в Звенигород. Если вспомнить византийский этикет, не покажется невероятным и предположение, что кресты изготовлены по заказу самого Юрия Дмитриевича в его вотчинной мастерской для звенигородцев из княжеского окружения, особо отличившихся, стяжавших славу в бою и за это «стяжавших» от князя именной наградной крест.
В настоящее время наградной крест находится в частной коллекции.