Исцеление девицы Мавры

Кресты, иконы, все вопросы связанные с металлопластикой

Модераторы:
Правила форума
Уважаемые посетители, данный раздел, так же, как и все остальные разделы, модерируется, поэтому просим вас не забывать, что у нас существуют определённые правила, нарушая которые, вы рискуете тем, что ваша тема будет удалена, модератором раздела, безвозвратно, и без предупреждения. Что следует помнить, если Вы всё таки решили создать тему: 1. Темы, название которых состоят из однобоких фраз "Помогите", "Оцените", "Определите", "Датируйте", "Что это?" и подобные, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 2. Запрещается любой вид торговли в данном разделе, такие темы сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором 3. Темы, с применением ссылок на сторонние ресурсы, форумы, или аукционы, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. Уважайте пожалуйста своих коллег по форуму.
Ответить
Valeriy K
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 24 окт 2019, 18:42
Репутация: 1

Исцеление девицы Мавры

Сообщение Valeriy K » 16 авг 2020, 13:41

Исцеление девицы Мавры

Однажды на «бескрайних просторах родных полей» попался мне в руки один образок. Собственно, образок был самый обычный, штампованный. Но заинтриговала меня надпись на его обороте: «Исцеление девицы Мавры Ваевой 16 февраля 1841 г.»
В остальном иконка ничем не выделялась из сотен похожих изделий предреволюционного периода.
Образок овальной формы. Изготовлен из медного сплава. Оглавие в виде плоского ушка.
IMG.jpg
Лицевая сторона.
Изображена сидящая на троне Богоматерь с Богомладенцем на руках. По сторонам от нее стоят два Ангела, держащие пальмовые ветви. На груди у Богородицы два наперсных креста. Один (меньший) на цепочке, изображенной в виде кружков. Второй (больший) на широкой «ленте». В нижней части образка надпись, взятая в кавычки: «КИПРСКАЯ»,
Оборотная сторона.
Многострочная надпись на оборотной стороне полностью выглядит так: «ИСЦЕЛЕНIЕ Д(ЕВИ)ЦЫ МАВРЫ ВАЕВОЙ 16го ФЕВРАЛЯ 1841 г. ПРЕС(ВЯ)ТАЯ Б(ОГОРОДИ)ЦА СПАСИ НАСЪ! С. СТРОМЫНЬ 1841-1891 г.
Надпись разделена декоративными элементами. Буква «Н» дана в латинском начертании.
Чем была так знаменита эта «девицы» я не имел представления, а потому решил «познакомиться» с ней поближе. И вот что выяснилось: один из списков Кипрской иконы Божией Матери издавна хранился в Успенской церкви села Стромынь Богородского уезда Московской губернии. В древности близь этого села существовал Успенский Стромынский монастырь, который был основан еще в 1379 г. Преподобным Сергием Радонежским. В 1764 г. Монастырь упразднили, а его церковь стала приходской.
В 1827 г. В селе Стромынь прихожанами была построена новая каменная церковь взамен совсем обветшавшей монастырской. Каменная церковь получила то же название – церковь Успения Божией Матери и имела два придела – во имя святителя Николая и во имя преподобного Сергия. В этой церкви и хранилась икона Кипрской Богоматери. А с 1841 г. Эта икона стала почитаться как чудотворная. И произошло это из-за следующих событий…
У одного из крестьян этого села была дочь Мавра (Марфа). С детства она страдала «золотушной, или скорбутною, болезнию». В начале 1841 г. Припадки у Мавры сделались столь сильными, что девицы впала в «совершенное разслабление» и 7 января была исповедана и приобщена Святых Тайн. Вскоре после этого больная Мавра стала говорить своим домашним, что во сне ей является Кипрская икона Божией матери, стоящая на паперти их приходской Успенской церкви. И от иконы она услышала голос: «Возьми меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». 16 февраля отец и дед больной пригласили к себе в дом приходского священника с Кипрской иконой. Перед иконой был отслужен молебен с водоосвящением, и после молебна больная Мавра почувствовала себя намного лучше, а вскоре и совершенно выздоровела.
Жители села Стромынь и окрестностей, узнав об исцелении крестьянской девицы Мавры, начали приходить в Стромынскую церковь для служения молебнов перед иконой. Когда об этом сообщили митрополиту Филарету, он 17 марта 1841 г. приказал «представить обстоятельное описание иконы: какой она меры, какого письма – искуснаго ли, древняго ли, не известного ли чего о ея происхождении и давно ли она стоит над дверями церковными. Икону представить в церкви в приличном месте, Молебствования пред нею совершать не возбранять, но строжайше подтвердить местному священнику с причтом, чтобы остерегались от всяких неправильных разглашений. Будут ли приходить богомольцы и совершать молебствования и не случится ли при том чего особенного к соображению начальства, доносить о том еженедельно».
«Расследование» было поручено местному благочинному. И вот что он сообщил митрополиту: «1) Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви мерою в вышину 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Богоматерь изображена в короне, сидящею на троне, в верху около Нея по сторонам ангелы – с каждой стороны по одному, в венцах, с ветвями в руках, внизу коленопреклоненные – с одной стороны священномученик Антипа, с другой – мученица Фотиния Самаряныня.
2) О происхождении сей иконы неизвестно. По описям она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевкой церкви за левым клиросом, а в 1823 году – на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями.
3) на иконе, неизвестно от чего, под глазом малое повреждение лика.
4)Икона поставлена в придельном храме святителя Николая за левым клиросом в приличном месте».
Впоследствии по молебнам у этой иконы происходили и другие многочисленные исцеления. А публикуемый образок, судя по всему, изготовлен в 1891 г., в честь пятидесятой годовщины чудесного исцеления девицы Мавры.

Ответить

Вернуться в «МЕТАЛЛОПЛАСТИКА»