Нательные штампованные складни

Кресты, иконы, все вопросы связанные с металлопластикой

Модераторы:
Правила форума
Уважаемые посетители, данный раздел, так же, как и все остальные разделы, модерируется, поэтому просим вас не забывать, что у нас существуют определённые правила, нарушая которые, вы рискуете тем, что ваша тема будет удалена, модератором раздела, безвозвратно, и без предупреждения. Что следует помнить, если Вы всё таки решили создать тему: 1. Темы, название которых состоят из однобоких фраз "Помогите", "Оцените", "Определите", "Датируйте", "Что это?" и подобные, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 2. Запрещается любой вид торговли в данном разделе, такие темы сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором 3. Темы, с применением ссылок на сторонние ресурсы, форумы, или аукционы, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. Уважайте пожалуйста своих коллег по форуму.
Ответить
Valeriy K
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 24 окт 2019, 18:42
Репутация: 0

Нательные штампованные складни

Сообщение Valeriy K » 18 ноя 2019, 17:08

Старая статья из "Родной старины"


Нательные штампованные складни

Валерий Квятковский

В последние годы изданы десятки книг и отдельных статей, посвященных различным аспектам христианского искусства в целом и православной металлопластике в частности. Но, несмотря на такое обилие публикаций, все еще сохраняется немало «белых пятен», незатронутых исследователями. И, как это не удивительно, большинство их относится к предметам, изготовленным в XIX - начале ХХ вв.
Так, например, практически не освещенным остается вопрос о производстве в России штампованных нательных складней. Мало того, нередко существование подобных складней отрицают вообще. А отдельные створки, найденные в земле, объявляют обычными прямоугольными штампованными нательными образками.
Находки целых складней этого типа, действительно, весьма редки. Автору довелось встретить всего пять складней «в сборе». Из них три «домашнего хранения» и никогда не были в земле. То есть, эти предметы, несмотря на свой небольшой возраст, встречаются значительно реже многих изделий, например, домонгольского периода. В тоже время на рубеже XIX-XX вв. штампованные складни, вероятно, изготавливались в очень больших количествах и были распространены повсеместно. Об этом говорит огромное число отдельных створок и их фрагментов, найденных в последние годы на всей территории бывшей Российской Империи.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

К сожалению, технологические особенности штампованных складней таковы, что крепежные элементы створок в земле практически не сохраняются. Да и «при жизни» складней поломки петель, по-видимому, не были редкостью. Во всяком случае, на некоторых створках хорошо заметно, что место слома петли или стерженька было впоследствии обработано, вероятно, для того, чтобы носить створки сломанного складня как отдельные нательные образки. Оглавия тоже были недолговечны – на некоторых створках можно видеть пробитые в верхней части отверстия для привешивания (рис. 4). Изначально оглавия всегда присутствовали на обеих створках. Пропущенный в них шнурок препятствовал открытию складня во время ношения, так как створки не имели запорного устройства.
Если судить по найденным створкам и целым складням, то практически все они по размерам и иконографии были одинаковыми. Различия минимальны и в основном заключаются в декоративных элементах.
Выглядели они следующим образом:

Изображение

Складень двухстворчатый. Медный сплав, штамповка. Оглавие в виде плоского ушка. Размеры без оглавия примерно 30х20 мм.
Лицевая сторона: На левой створке находится погрудное (реже – поясное) фронтальное изображение Святителя Николая. На голове его митра, правой рукой он благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие. Над головой Святителя надпись: «Св. Николай Чудотворецъ». Вокруг изображения находится орнамент растительного характера.
На правой створке находится фронтальное изображение Спасителя. Правая рука поднята в благословляющем (двуперстно) жесте. В левой руке, как правило, открытое Евангелие. На некоторых створках в левой руке Христа, как «Спасителя Мира», имеется держава (от древнерусского «държа» – власть). По сторонам изображения Спасителя – монограммы «IС» и «ХС» под титлами. Над головой – надпись: «Господь Вседержитель» (иногда – «Гдь Вседержитель»). По периметру створки имеется орнамент растительного характера, состоящий из полупальметт, трилистников и т. п.
Оборотная сторона: На всех известных автору экземплярах на обеих створках изображен Голгофский Крест, но отличий здесь больше, чем на лицевой стороне. Так Голгофский Крест в различных случаях изображается и четырехконечным, и восьмиконечным, с орудиями Страстей Христовых или без них. Голгофа может быть изображена как ступенчатой, так и округлой. Иногда ее вообще нет. На большинстве створок внутри Креста помещен отрывок из «Похвалы Кресту» – «Кресту Твоему поклоняемся…». Могут присутствовать также монограммы «IС» и «ХС». Поле вокруг может быть декорировано растительным или геометрическим орнаментом, криновидными элементами (по углам створки) и т. д.
Штампованные нательные образки были знамениты до большевистского мятежа еще и тем, что створка такого складня послужила основой для Куюкинского чудотворного образа Святителя Николая.
Маленькая металлическая икона угодника Николая была явлена чудесным образом в 1897 г. Вечером 11/24 июня над селом Куюки (территория современного Татарстана) пронеслась страшная гроза с ливнем и градом и сильно разлилась почти пересохшая речка Куюковка. На следующий день, 12/25 июня, братья Гурий и Алексей Трофимовы отправились к реке, где Алексей и обнаружил медный образок Святителя Николая. Металлическая иконка плыла по воде и не тонула.
Вскоре на берег вышли все куюкинцы. Послали в соседнее село Богородское за священником. Неподалеку от места находки был поставлен крест и сооружен самодельный каменный аналой, на который и положили образ.
По описаниям того времени, этот образ Святителя Николая выглядел так: «маленький, всего только ¾ вершка в длину и ½ вершка в ширину. Толщина его не больше толщины листа плотной бумаги. Изображение Святителя вычеканено хорошо. Святитель изображен в митре. Правою рукою он благословляет, а в левой держит Евангелие. На обратной стороне образа вычеканен четырехконечный крест с надписью посередине: “Кресту Твоему поклоняемся”. Образ Святителя, очевидно, представляет из себя одну половинку складня и имел ушки и зацепки»

Изображение

Очень быстро «куюкинский» образок прославился многими чудотворениями. По повелению казанского архиепископа Владимира над найденным образом сделали полотняную сень, был установлен подсвечник и стали возжигаться свечи и масло, которые жертвовали богомольцы. Паломников становилось все больше, в некоторые дни их количество достигало нескольких тысяч человек.
Именно для паломников и начали изготавливать «куюкинские» штампованные нательные образки Святителя Николая, которые встречаются нередко. Изготовлялись они в 1898–1917 гг. и все они по размеру и оформлению совершенно одинаковы.
Впоследствии на собранные деньги на этом месте была построена временная деревянная церковь, а в 1905 г. и каменная.
В дореволюционное время каждый год в день явления образа – 12/25 июня служили молебен с водосвятием Святителю Николаю. В этот день священник освящал озеро. Люди омывались в нем и нередки были случаи исцеления от болезней.
Во время правления большевиков храм был закрыт. В настоящее время он находится в запустении и постепенно разрушается. Но традиция проведения молебнов уже возобновилась и количество паломников с каждым годом увеличивается.
Сам чудотворный образ Святителя Николая из села Куюки в последние годы хранился в Никольском кафедральном соборе Казани. Но 18 ноября 2008 г. он был похищен. По словам настоятеля собора отца Иоанна, икона была украдена средь бела дня. Цинизм похитителей святыни поражает – они украли икону на глазах у посетителей собора. Мужчина и женщина средних лет зашли в храм, как будто для молитвы и, пока женщина отвлекала сотрудников храма, мужчина незаметно взял икону с пьедестала, где она находилась, и скрылся. До сего дня икона не найдена.

Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 3645
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1

Re: Нательные штампованные складни

Сообщение КОТТ » 27 ноя 2019, 14:35

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! СПАСИБО!
Будем надеяться что с Божьей помощью икона найдется и храм отреставрируют!

Ответить

Вернуться в «МЕТАЛЛОПЛАСТИКА»