Энколпий-змеевик из Рязанской области

Кресты, иконы, все вопросы связанные с металлопластикой

Модераторы:

Модератор: svkon

Правила форума
Уважаемые посетители, данный раздел, так же, как и все остальные разделы, модерируется, поэтому просим вас не забывать, что у нас существуют определённые правила, нарушая которые, вы рискуете тем, что ваша тема будет удалена, модератором раздела, безвозвратно, и без предупреждения. Что следует помнить, если Вы всё таки решили создать тему: 1. Темы, название которых состоят из однобоких фраз "Помогите", "Оцените", "Определите", "Датируйте", "Что это?" и подобные, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. 2. Запрещается любой вид торговли в данном разделе, такие темы сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором 3. Темы, с применением ссылок на сторонние ресурсы, форумы, или аукционы, сразу удаляются, без предупреждения, в случае рецидива, вместе с её автором. Уважайте пожалуйста своих коллег по форуму.
Ответить
Valeriy K
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 24 окт 2019, 18:42
Репутация: 1
Контактная информация:

Энколпий-змеевик из Рязанской области

Сообщение Valeriy K » 06 дек 2019, 12:35

Энколпий-змеевик из Рязанской области

Валерий Квятковский


Летом 2013 г. на территории Рязанской области был найден весьма интересный энколпий.
Его обнаружили на старой грунтовой дороге неподалеку от жилой деревни. Среди сопутствующих находок ни предметов православной металлопластики ни монет близких по времени изготовления к змеевику не оказалось. Никаких следов культурного слоя в районе находки так же не было. Поэтому можно предположить, что энколпий был утерян случайно вне территории средневекового поселения.
Энколпий-змеевик (т.н. «науз») с изображением святого великомученика Феодора Стратилата.



Место находки – Рязанская область.
Энколпий восьмиугольной формы.
Медный сплав. Литье.
Оглавие утрачено.
Высота створок 36,7 мм.
Высота створок с учетом петель для крепления оглавия 44 мм.
Ширина (макс.) 35,3мм.
Толщина одной створки ок. 5,4 мм.
Общая толщина энколпия ок. 11 мм.
Лицевая створка
Ростовое рельефное изображение святого великомученика Феодора Стратилата. Святой изображен в воинских доспехах с копьем в правой руке и щитом в левой. Поверхность щита, вероятно, орнаментирована. За спиной великомученика скрепленный на груди плащ. На поясе с левой стороны висит меч.
По бокам от фигуры святого колончатые надписи.
Слева «IСТРЕТЪЛАТИ» (?).
Справа «ФЕДЪ» (далее нечитаемо).
В нижней части створки, под ногами святого, технологическое отверстие для скрепления между собой створок штырьком.
По периметру створки расположен выступающий гладкий ободок.
Оборотная створка
В центре в круглом медальоне изображено человеческое лицо. От медальона в стороны отходят двенадцать переплетающихся змеиных тел.
По периметру створки расположен выступающий гладкий ободок.
В левой нижней части створки имеется сквозное отверстие – брак отливки.
В нижней части внутренней стороны оборотной створки имеется технологический штырек для скрепления створок энколпия между собой.



Иконки-наузы с изображением святого великомученика Феодора Стратилата встречаются сравнительно часто (разумеется, если термин «часто» вообще применим к «змеевикам»). Но практически все известные находки – это двусторонние иконки круглой формы. Змеевики восьмиугольной формы (тем более – энколпии) весьма редки.
По мнению некоторых исследователей (Л.В. Даль, Т.В. Никитина и др.) змеевики с изображением святого воина (в частности – великомученика Феодора Стратилата) носили преимущественно люди военного сословия. Это вполне вероятно, ведь именно святой Феодор Стратилат издавна почитался как покровитель православного воинства.
Согласно житию, Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия). Будущий святой вырос храбрым и красивым юношей и поступил на службу в армию императора Лициния.
Слава о воинской доблести Феодора распространилась после того, как он убил страшного змея, поселившегося в окрестностях Евхаита (может быть именно из-за того, что великомученик был победителем-змееборцем его нередко и изображали на змеевиках?).
Змей жил в некоем провале посреди пустынного поля неподалеку от города. Раз в день чудовище выбиралось из убежища и пожирало того, кто оказывался поблизости, будет ли то человек или зверь.
Феодор (к тому времени уже принявший христианство) решил избавить родной город от змея. Он вооружился и тайно выехал из города. Придя на поле, в ожидании змея, Феодор прилег отдохнуть и уснул в траве. Вскоре его разбудила престарелая христианка Евсевия, в доме которой были погребены мощи святого Феодора Тирона). Надо сказать, что Феодор Тирон, как и Феодор Стратилат был воином и так же почитаем в лике великомучеников. А в апокрифическом «Сказание о подвигах Фёдора Тиринина» он, как и Феодор Стратилат, предстает змееборцем.
Христианка Евсевия предупредила Феодора о приближении змея. Феодор помолился, сел на своего коня, вызвал змея на бой и убил его.
Жители Евхаита, избавленные от чудовища, связали подвиг именно с христианской верой Феодора. За свою воинскую доблесть Феодор был удостоен чина стратилата Гераклеи. В Византийской империи звание стратилата было весьма многозначным и совмещало в себе как определенный титул, так и военно-административную должность. Кроме командования воинскими подразделениями, стратилат мог осуществлять функции гражданского управления и надзора за порядком на вверенной ему территории – области или городе. В VIII - IX века титул «стратилат» практически исчез из употребления, замененный званием стратег.
Став стратилатом Гераклеи Феодор начал активно проповедовать в этом городе христианство. И в результате большая часть населения приняла крещение. Узнав об этом, в город в сопровождении восьми тысяч воинов прибыл сам император Лициний, известный как ревностный гонитель христианства. Ночью Феодор разбил привезенные императором золотые и серебряные статуи «эллинских богов» на части и роздал их нищим. Утром о случившемся было доложено Лицинию.
По приказанию императора будущего святого подвергли многодневным пыткам. Его жгли огнем и разрывали тело железными крюками. Затем Феодора после пытки голодом ослепили и распяли. Но в первую ночную стражу к мученику явился Ангел Господень, исцелил его и снял с креста. После этого весь город уверовал в Христа. Феодор же после своего спасения исцелял больных и освобождал узников из тюрем.
Затем Феодор отдал распоряжения по поводу места своего захоронения. И, помолившись, добровольно пошел на казнь. Он был убит мечом 8 февраля 319 года. Тело великомученика, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня.
История жизни и смерти святого Феодора Стратилата стала известна благодаря записям его раба Уара, которые был непосредственным очевидцем этих событий, а так же и исполнителем последней воли святого.
Но вернемся к находке. Как уже говорилось выше – восьмиугольные змеевики с изображением великомученика Феодора Стратилата являются большой редкостью. Да и датировка их в разных источниках сильно различается.
Из опубликованных в литературе схожих змеевиков можно упомянуть створку энколпия из собрания графа Уварова («Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова». Отд. VIII-XII. Москва. 1908 г.). Правда, составитель описания считает, что на створке изображен Архангел.
«Восьмигранная иконка или скорее часть энколпиона (выш. 1 верш.) с заострением книзу и петлями у вершины. Архангел изображен с бородой в широком плаще, с заостренным щитом и жезлом в правой руке. Колончатая греческая неразборчивая надпись имени по сторонам. Византийского происхождения».
Позволим себе не согласиться с составителем описания. Судя по имеющейся в распоряжении автора фотографии описываемого предмета, изображение «Архангела» практически идентично изображению великомученика Феодора Стратилата с найденного недавно энколпия. В правой руке «Архангел» держит не жезл, а копье. Да и надписи на створке из собрания графа Уварова, скорее всего не «греческие», а просто «неразборчивые». Так же как, к примеру, и на схожем змеевике с изображением святого Феодора Стратилата, опубликованным Т.В. Николаевой и А.В. Чернецовым («Древнерусские амулеты-змеевики». Москва. «Знание». 1991 г. Стр. 75, № 33) и хранящимся в Государственном Русском музее.
Вот как авторы описывают его: «Змеевик медный восьмиугольный двусторонний... На лицевой стороне – рельефное изображение Феодора Стратилата в рост, в воинских доспехах. С развивающимся за спиной плащом, скрепленным на груди, вертикально поставленным копьем в правой руке и щитом в левой. На фоне – нечитаемые колончатые надписи».
Возраст данного змеевика авторы указывают «не старше XIII в.»
Схожий змеевик публиковался и ранее (Д.И. Прозоровский. 1877 г., И.И. Толстой. 1888 г.).
Значительно чаще, чем восьмиугольные змеевики с великомучеником Феодором Стратилатом, встречаются змеевики той же формы, но несущие на лицевой стороне изображение великомученика Никиты. Находки их нередки и в Рязанской губернии. Как форма, так и изображение на оборотной стороне змеевиков с «Никитой-Бесогоном» практически идентичны с рассматриваемым нами энколпием и с описанными в литературе образками-наузами со святым Феодором Стратилатом. Вполне допустимо будет предположить, что и изготавливались эти змеевики в один и тот же период.
В надписях, которые можно увидеть на змеевиках несущих изображение великомученика Никиты, совершенно четко просматривается т.н. «трехмачтовое Т». Что дает возможность с достаточной точностью датировать этот тип нательной металлопластики. Дело в том, что такое начертание буквы Т в берестяных грамотах первой половины XV в. встречается всего один раз (после 1420 г.). На прикладных печатях трехмачтовое начертание буквы Т появляется лишь после 1450 г. А в датированных надписях на предметах декоративно-прикладного искусства оно получает распространение только в последней четверти XV в.
Еще одним датирующим признаком для рассматриваемого нами энколпия-науза может служить и наличие в его нижней части штырькового крепления. Дело в том, что как пишет В.Г. Пуцко в работе «О системном изучении русского художественного литья малых форм» («Русское медное литье». Сборник статей. Выпуск 1. Составитель и научный редактор С. В. Гнутова. Москва. 1993 г. Стр. 21–33.): «Показательно, что в течение XV в., когда еще продолжалось «тиражирование» крестов-энколпионов доживавших свой век моделей XII–XIII вв., происходит внедрение в обиход «псевдоэнколпионов», состоящих из двух отлитых отдельно пластин, соединенных вверху петлями шарнира, а внизу штифтами. Однако эта форма вскоре уже уступает место наперсным крестам, воспроизводящим те же или похожие на них модели, но отлитым в парных двухстворчатых формочках, с неподвижным оглавием. Такие формочки широко применяли в XVI в. при повторении в технике литья тонких по исполнению резных крестов из дерева и кости, в том числе со сложными композициями».
Исходя из описанного выше, с достаточной долей вероятности, можно сказать, что рассматриваемый нами энколпий изготовлен во второй половине XV в. И возможно именно створки таких энколпиев послужили основой для изготовления образков-наузов с изображением великомученика Феодора Стратилата.

Ответить

Вернуться в «МЕТАЛЛОПЛАСТИКА»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость