Белые бронепоезда ВСЮР
Модератор: svkon
Белые бронепоезда ВСЮР
БРОНЕПОЕЗДА РУССКОЙ АРМИИ
Управление бронепоездных дивизионов
1.начальник: генерал Иванов
2.адъютант: поручик Канавин
1-й бронепоездной дивизион
тяжелый бронепоезд «Единая Россия»
Оставлен при эвакуации Севастополя 1 ноября 1920 г.
1.командир: полковник Лялин, в 1922 году уехал в Совдепию.
2.доброволец Н.Г. Слюсаренко
2-й бронепоездной дивизион
легкий бронепоезд «Офицер»
Сформирован 24.03.1920 г. Уничтожен 29.10.1920 г. у станции Таганаш.
1.командир: врио поручик Хмелевский (04.1920).
полковник (27.01.1919) Михаил Ив. Лебедев (ум. после 1937). Орд. Св. Николая Чудотворца. К 1925 г. в Болгарии в составе 6-го артдивизиона. Затем проживал во Франции.
2.старший офицер: капитан Барковский
3.капитан Лабович
4.капитан артиллерии Соколов, 10.1920 ранен и оставлен в р-не Сиваша.
5.капитан Шахаратов
6.штабс-капитан Владимир Сер. Сомов (убит в бою под станцией Рыково 25.05.1920 г., похоронен на кладбище Таганаша)
7.поручик Ищенко, ранен 10.1920.
8.поручик Иван Ив. Ефремов
9.старшина вагона: унтер-офицер Усевич
10.старший унтер-офицер Лазаренко, кубанский казак.
11.вольноопределяющийся Минин
12.вольноопределяющийся Пронин, студент-естественник Харьковского университета.
13.помощник механика: Крысин, ранен 10.1920.
14.фельдшер: вольноопределяющийся С.Г. Пушкарев
15.рядовой Болдырев
легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец»
Оставлен при эвакуации Севастополя 1 ноября 1920 г.
1. командир: подполковник Виктор Модест. Каньшин (1886 – 26.07.1931, Париж). Окончил 2-й Оренбургский кадетский корпус и Павловское военное училище. В Великую войну командир батареи 2-й Особой арт. бр., капитан. Галлиполиец. К 1925 г. в Болгарии, в составе Алексеевского артдивизиона. Затем во Франции, начальник группы 6-го артдивизиона в Париже.
2. капитан Александр Павл. Сушнарев (убит в бою 18.08.1920 г. у станции Бучацк, похоронен на кладбище Таганаша)
3-й бронепоездной дивизион
легкий бронепоезд «Волк»
Сформирован 14 октября 1919 г. в Харькове. Принимал участие в боях под Екатеринославом и Синельниково. Входил в состав 10-го бронепоездного дивизиона ВСЮР. Оставлен при эвакуации Керчи 2 ноября 1920 г.
командир: штабс-капитан Лагутин (14.10.1919-1920). Подпоручик РИА.
полковник Виктор Владим. Саевский
легкий бронепоезд «Дмитрий Донской»
Оставлен при эвакуации Керчи 2 ноября 1920 г.
командир: капитан Лагутин (06.1920)
поручик Ассеев (07.1920)
полковник Подопригора
тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита»
Сформирован в марте 1920 г. на базе 2-й батареи 1-го дивизиона морской тяжелой артиллерии. Оставлен при эвакуации Керчи 1 ноября 1920 г.
командир: полковник В.З. Кунцевич (03.1920).
капитан Норенберг (03.-11.1920)
4-й бронепоездной дивизион
тяжелый бронепоезд «Москва»
тяжелый бронепоезд «Солдат»
Уничтожен 17 октября 1920 г. под Мелитополем.
командир: полковник Алексей Алексеев. фон Циглер (ум. после 1924). Галлиполиец, во 2-й батарее 6-го артдивизиона. В составе дивизиона переехал в КСХС. Окончил военно-научные курсы в Белграде.
Управление бронепоездных дивизионов
1.начальник: генерал Иванов
2.адъютант: поручик Канавин
1-й бронепоездной дивизион
тяжелый бронепоезд «Единая Россия»
Оставлен при эвакуации Севастополя 1 ноября 1920 г.
1.командир: полковник Лялин, в 1922 году уехал в Совдепию.
2.доброволец Н.Г. Слюсаренко
2-й бронепоездной дивизион
легкий бронепоезд «Офицер»
Сформирован 24.03.1920 г. Уничтожен 29.10.1920 г. у станции Таганаш.
1.командир: врио поручик Хмелевский (04.1920).
полковник (27.01.1919) Михаил Ив. Лебедев (ум. после 1937). Орд. Св. Николая Чудотворца. К 1925 г. в Болгарии в составе 6-го артдивизиона. Затем проживал во Франции.
2.старший офицер: капитан Барковский
3.капитан Лабович
4.капитан артиллерии Соколов, 10.1920 ранен и оставлен в р-не Сиваша.
5.капитан Шахаратов
6.штабс-капитан Владимир Сер. Сомов (убит в бою под станцией Рыково 25.05.1920 г., похоронен на кладбище Таганаша)
7.поручик Ищенко, ранен 10.1920.
8.поручик Иван Ив. Ефремов
9.старшина вагона: унтер-офицер Усевич
10.старший унтер-офицер Лазаренко, кубанский казак.
11.вольноопределяющийся Минин
12.вольноопределяющийся Пронин, студент-естественник Харьковского университета.
13.помощник механика: Крысин, ранен 10.1920.
14.фельдшер: вольноопределяющийся С.Г. Пушкарев
15.рядовой Болдырев
легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец»
Оставлен при эвакуации Севастополя 1 ноября 1920 г.
1. командир: подполковник Виктор Модест. Каньшин (1886 – 26.07.1931, Париж). Окончил 2-й Оренбургский кадетский корпус и Павловское военное училище. В Великую войну командир батареи 2-й Особой арт. бр., капитан. Галлиполиец. К 1925 г. в Болгарии, в составе Алексеевского артдивизиона. Затем во Франции, начальник группы 6-го артдивизиона в Париже.
2. капитан Александр Павл. Сушнарев (убит в бою 18.08.1920 г. у станции Бучацк, похоронен на кладбище Таганаша)
3-й бронепоездной дивизион
легкий бронепоезд «Волк»
Сформирован 14 октября 1919 г. в Харькове. Принимал участие в боях под Екатеринославом и Синельниково. Входил в состав 10-го бронепоездного дивизиона ВСЮР. Оставлен при эвакуации Керчи 2 ноября 1920 г.
командир: штабс-капитан Лагутин (14.10.1919-1920). Подпоручик РИА.
полковник Виктор Владим. Саевский
легкий бронепоезд «Дмитрий Донской»
Оставлен при эвакуации Керчи 2 ноября 1920 г.
командир: капитан Лагутин (06.1920)
поручик Ассеев (07.1920)
полковник Подопригора
тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита»
Сформирован в марте 1920 г. на базе 2-й батареи 1-го дивизиона морской тяжелой артиллерии. Оставлен при эвакуации Керчи 1 ноября 1920 г.
командир: полковник В.З. Кунцевич (03.1920).
капитан Норенберг (03.-11.1920)
4-й бронепоездной дивизион
тяжелый бронепоезд «Москва»
тяжелый бронепоезд «Солдат»
Уничтожен 17 октября 1920 г. под Мелитополем.
командир: полковник Алексей Алексеев. фон Циглер (ум. после 1924). Галлиполиец, во 2-й батарее 6-го артдивизиона. В составе дивизиона переехал в КСХС. Окончил военно-научные курсы в Белграде.
Последний раз редактировалось Инкерман 05 янв 2014, 15:41, всего редактировалось 3 раза.
Re: Белые бронепоезда
"Иоанн Калита" бронепоезд.
Иоа́нн Калита́ (бронепо́езд ВСЮР) — тяжелый бронепоезд Вооруженных сил Юга России в 1919-1920 гг. Был назван в честь московского князя XIV века Иоанна Даниловича Калиты.
Формирование бронепоезда - Сформирован в феврале 1919 года в Екатеринодаре и Новороссийске. Вступил в строй в марте 1919 года. Вместе с легкими бронепоездами «Генерал Корнилов» и «Офицер» был зачислен в состав 2-го бронепоездного дивизиона.
Участие бронепоезда в Гражданской войне - Весной 1919 года бронепоезд «Иоанн Калита» участвовал в боях в Каменноугольном районе (Донбасс). В июне 1919 года был переброшен на царицынское направление для содействия штурма войскам ВСЮР Царицына. В первых числах июля 1919 года был возвращён в Харьков в состав Добровольческой армии. В июле действовал на железнодорожных ветках Харьков-Полтава и Харьков-Лозовая и прикрывал наступление ВСЮР в сторону Полтавы. Затем был переброшен на линию Харьков-Ворожба. С августа 1919 года содействовал наступлению 1-го Армейского корпуса ВСЮР вдоль железной дороги Харьков — Москва севернее Белгорода, участвовал в штурме Курска. В начале октября 1919 года вместе с бронепоездом «Офицер» содействовал корниловцам при наступлении на Орёл и штурме города. В октябре 1919 — январе 1919 гг. отступал к вместе с часями Добровольческой армии к Новороссийску.
Исследователь истории бронепоездов И. Дроговоз приводит следующие сведения об одном из эпизодов действий бронепоезда «Иоанн Калита»:
В 1920 году в бою возле станции Бельманка бронепоезд Красной армии разогнал и толкнул в сторону врангелевского тяжелого бронепоезда «Иоанн Калита», причинявшего много неприятностей большевикам, брандер, набравший при движении под уклон большую скорость.
Командир «Иоанна Калиты», обнаружив приближение брандера, приказал полным ходом отходить назад, к югу. Затем, остановив поезд, в короткий срок подготовил контрольную платформу, и разогнав, отцепил и толкнул ее в сторону приближающегося брандера, а сам отошел дальше на юг.
В результате столкновения с платформой брандер взорвался в 800-х метрах от бронепоезда, который остался невредимым. Пострадало только железнодорожное полотно: после мощнейшего взрыва осталась большая воронка, а рельсы были выворочены на протяжении 200 метров. «Иоанн Калита» уйдя на юг участвовал в последующих боях.
Бронепоезд был оставлен в марте 1920 года у Новороссийска при эвакуации Добровольческой армии.
Восстановление бронепоезда в Крыму - Тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» был заново сформирован в Крыму в марте 1920 года на базе 2-й батареи 1-го дивизиона морской тяжелой артиллерии. Оставлен при эвакуации Керчи 1 ноября 1920 года. Командиры поезда в Крыму: полковник В. З. Кунцевич (март 1920), капитан Норенберг (март — ноябрь 1920).
Иоа́нн Калита́ (бронепо́езд ВСЮР) — тяжелый бронепоезд Вооруженных сил Юга России в 1919-1920 гг. Был назван в честь московского князя XIV века Иоанна Даниловича Калиты.
Формирование бронепоезда - Сформирован в феврале 1919 года в Екатеринодаре и Новороссийске. Вступил в строй в марте 1919 года. Вместе с легкими бронепоездами «Генерал Корнилов» и «Офицер» был зачислен в состав 2-го бронепоездного дивизиона.
Участие бронепоезда в Гражданской войне - Весной 1919 года бронепоезд «Иоанн Калита» участвовал в боях в Каменноугольном районе (Донбасс). В июне 1919 года был переброшен на царицынское направление для содействия штурма войскам ВСЮР Царицына. В первых числах июля 1919 года был возвращён в Харьков в состав Добровольческой армии. В июле действовал на железнодорожных ветках Харьков-Полтава и Харьков-Лозовая и прикрывал наступление ВСЮР в сторону Полтавы. Затем был переброшен на линию Харьков-Ворожба. С августа 1919 года содействовал наступлению 1-го Армейского корпуса ВСЮР вдоль железной дороги Харьков — Москва севернее Белгорода, участвовал в штурме Курска. В начале октября 1919 года вместе с бронепоездом «Офицер» содействовал корниловцам при наступлении на Орёл и штурме города. В октябре 1919 — январе 1919 гг. отступал к вместе с часями Добровольческой армии к Новороссийску.
Исследователь истории бронепоездов И. Дроговоз приводит следующие сведения об одном из эпизодов действий бронепоезда «Иоанн Калита»:
В 1920 году в бою возле станции Бельманка бронепоезд Красной армии разогнал и толкнул в сторону врангелевского тяжелого бронепоезда «Иоанн Калита», причинявшего много неприятностей большевикам, брандер, набравший при движении под уклон большую скорость.
Командир «Иоанна Калиты», обнаружив приближение брандера, приказал полным ходом отходить назад, к югу. Затем, остановив поезд, в короткий срок подготовил контрольную платформу, и разогнав, отцепил и толкнул ее в сторону приближающегося брандера, а сам отошел дальше на юг.
В результате столкновения с платформой брандер взорвался в 800-х метрах от бронепоезда, который остался невредимым. Пострадало только железнодорожное полотно: после мощнейшего взрыва осталась большая воронка, а рельсы были выворочены на протяжении 200 метров. «Иоанн Калита» уйдя на юг участвовал в последующих боях.
Бронепоезд был оставлен в марте 1920 года у Новороссийска при эвакуации Добровольческой армии.
Восстановление бронепоезда в Крыму - Тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» был заново сформирован в Крыму в марте 1920 года на базе 2-й батареи 1-го дивизиона морской тяжелой артиллерии. Оставлен при эвакуации Керчи 1 ноября 1920 года. Командиры поезда в Крыму: полковник В. З. Кунцевич (март 1920), капитан Норенберг (март — ноябрь 1920).
Re: Белые бронепоезда
Офицеры бронепоезда во главе с командиром полковником А.А. Зеленецким (справа).
На фото,скорее всего,есть старшие офицеры (или кто-то из них),а именно: капитан В.К.Фёдоров,полковник В.И.Окушко,штабс-капитан Амассийский..Все они служили в период с мая по сентябрь 19-го на бронепоезде.
Летом 1919 года против Добровольческой армии генерала Деникина на Южном фронте действовали 53 бронепоезда Красной Армии. Им противостояли вполне сопоставимые по количеству и вооружению бронесилы Деникина.
На фото,скорее всего,есть старшие офицеры (или кто-то из них),а именно: капитан В.К.Фёдоров,полковник В.И.Окушко,штабс-капитан Амассийский..Все они служили в период с мая по сентябрь 19-го на бронепоезде.
Летом 1919 года против Добровольческой армии генерала Деникина на Южном фронте действовали 53 бронепоезда Красной Армии. Им противостояли вполне сопоставимые по количеству и вооружению бронесилы Деникина.
Re: Белые бронепоезда
В. Федоров. Бой бронепоезда «Иоанн Калита» у ст. Волноваха 17 мая 1919 года.
17 мая 1919 года я был временно командующим бронепоездом «Иоанн Калита» (командир уехал вследствие полученного легкого ранения, взяв с собой бронированный паровоз и платформу с 42-линейной пушкой для починки). На станции Караванная я получил приказ генерала Кутепова немедленно отправиться на ст. Еленовка в распоряжение полковника Бочарова, командира 1-й Хопёрской бригады отряда генерала Шкуро, для оказания помощи Сводно-гвардейскому батальону, испытавшему сильное давление красных.
Проехав от ст. Караванная до ст. Доля, я нашел там роту самурского полка, занимавшую передовую позицию на левом фланге Добровольческой армии. Дальше путь шел в перпендикулярном направлении к фронту. На следующей станции Еленовка, занятой частью 1-й Хопёрской бригады, я получил от полковника Бочарова приказание пройти через следующую станцию Велико-Анадоль, где располагался казачий пост (10-12 человек), и двигаться на ст. Волноваха в распоряжение начальника отряда гвардейских стрелков полковника М., который просил о поддержке ввиду начавшегося сильного давления красных.
Весь этот железнодорожный путь охранялся только казачьими разъездами, которых я не встретил ни одного. Войдя на разъездные пути станции Волноваха, я сразу вступил в перестрелку с бронепоездом красных (прямой наводкой), послав одновременно офицера для связи с гвардейским отрядом. После выпущенных мною 10 снарядов бронепоезд скрылся за холмами вместе с двумя поездами, которые выгрузили пехоту. У нас осталось два снаряда. Первая линия наступающей красной пехоты, высаженной из поездов, находилась от нас в 300-400 шагах, за нею шли две другие цепи. Красные открыли редкий ружейный огонь, а мы – пулемётный. Одиночные гвардейские стрелки отходили на восток без выстрела, оставляя линию железной дороги. В это время вернулся офицер связи и доложил, что начальник боевого участка сообщает об уходе своего отряда, предоставляя мне действовать по своему усмотрению. Никаких других сведений об обстановке офицер мне не принёс.
Приказания генерала Кутепова и полковника Бочарова были очень лаконичны: «Скорее ехать и спасать» - без какого-либо указания на обстановку. Возможно, что они и сами её не знали, и вообще почти всегда приходилось действовать так, как глаза видят.
Благодаря нашему прибытию и вступлению в перестрелку в с бронепоездом красных, гвардейский отряд свободно оторвался от красных и отошел без выстрела. Положение бронепоезда «Иоанн Калита» оказалось теперь следующим: дорога на Мариуполь, в лучшем для нас случае, не была занята никем, но город Мариуполь находился в руках красных. Дорога на запад, на Хлебодаровку и дальше, была вся занята противником. Дорога к левому флангу Добровольческой армии, на Велико-Анадоль, была в руках красных, как и сама станция Велико-Анадоль. Где находились другие наши войска, мне не было известно, посылать снова офицера для связи к начальнику отходящего отряда я считал вредной потерей времени. Поручик Курбас доложил мне, что, по его сведениям, станция Карань (в Мариупольском направлении) имеет воду и топливо для паровоза, предлагая там обождать, пока нас не выручат. Никакого совещания, указанного в статье, не было.
Я решил что ждать, пока нас окружат и подорвут пути с двух сторон, было бы неразумно и малодушно. Переместив один пулемёт на вагон вспомагательного поезда, я повел бронепоезд на прорыв через нанятую красными станцию Велико-Анадоль. Я рассчитывал на быстроту наших действий, на храбрость добровольцев, на моральное воздействие на неукрепившегося ещё противника и, конечно, на Бога…
Находясь все время наверху паровоза, я видел все окружающее нас как на ладони. Начав движение, мы сразу же попали под ружейный и пулемётный огонь противника с двух сторон пути, сначала из леса, а затем с насыпи сверху. Наши пулемёты вели огонь без остановки, причём один пулемёт был поставлен на крышу вагона.
Войдя на разъездные пути станции Велико-Анадоль мы не вошли в тупик, уготовленный нам красными, так как шли по неправильному пути, но столкнулись с вагонеткой для перевозки рельсов, которую красные бросили на наш путь в последнюю минуту. От удара о вагонетку передний (по ходу) скат нашего блтиндированного вагона сошел с рельсов и пошел по шпалам, но задний скат остался на рельсах под тяжестью вагона и также потому, что ыбл сцеплён с паровозом. Это произошло прямо перед вокзалом. Стрельба с обеих сторон усилилась до предела, но мы уже выехали на совершенно открытую местность. Красные попрятались за деревья у станции, а находившиеся на открытой местности побежали и поскакали в разные стороны. Из-за деревьев велся по бронепоезду огонь, но уже не такой сильный. Движение поезда продолжалось с подпрыгивающим вагоном, который начал тем временем разрушаться. Я спустился к машинисту и от него узнал, что тормозная трубка перебита пулей, но мы можем двигаться так, пока железнодорожный путь прямой, а при повороте сойдем с рельсов. На наше счастье, дальше шел подъем, и мы, пройдя полторы версты, остановились как раз перед поворотом. Красные уже не стреляли, но цепи, придя в порядок, приближались. Я приказал начать работу по выброске вагона, пришедшего в полную негодность.
В это время я увидел к востоку от железнодорожного пути казачий разъезд послал к нему одного солдата, воспользовавшись пасущейся вблизи лошадью. Начальника разъезда (10-12 человек) я попросил сделать демонстративное движение в обход левого фланга противника, а пулемётчикам приказал открыть огонь. Цепи остановились, а мы вскоре сбросили вагон с пути. Однако он упал таким образом, что я не был уверен в том, что платформа с шестидюймовым орудием сможет пройти, но, к счастью, всё обошлось благополучно и платформа прошла, только чуть зацепив сброшенный вагон.
Мы были спасены. Раненых у нас было только двое, и то легко. Со станции Еленовка я послал донесение полковнику Бочарову ( в деревню Еленовку) и получил приказание вернуться на базу. На ст. Караванная (наша база) мы были встречены торжественно. Через какой-нибудь час вернулся наш командир с 42-линейной пушкой и бронированным паровозом.
Хочу добавить в заключение, что генерал Кутепов, отдавая приказание, не был, очевидно, в курсе изменений в боевом составе бронепоезда (отсутствие 42-линейной пушки и бронированного паровоза), да и в боевой обстановке на этом участке фронта. Правда, в Добровольческой армии это случалось часто.
Проходя через занятую красными станцию Велико-Анадоль, я не мог очистить себе путь из шестидюймовой пушки «канэ» на ходу по свойствам её установки. Польза наших действия заключалась в том, что отряд сводно-гвардейского батальона смог спокойно и без потерь оторваться и уйти от противника, во много раз превышающего отряд численностью.
Через несколько дней, когда бронепоезд «Иоанн Калита» под моей командой возвращался на базу, на одной из станций, названия которой я уже не помню, адъютант генерала Кутепова передал мне приказание выстроить команду на перроне. Подошедший к нам геерал Кутепов собственноручно наградил всех нижних чинов Георгиевскими крестами, приказав адъютанту записать их фамилии. Меня генерал Кутепов благодарил, крепко пожав руку.
Дальнейшая моя судьба сложилась следующим образом: когда после этого боя я был вызван в штаб генерала Иванова для получения нового назначения, генерал мне объяснил, что не назначает меня командиром бронепоезда «Иоанн Калита» (пост был вакантным), так как я «слишком молод», чтобы командовать тяжелым бронепоездом, и назначил меня командиром бронепоезда «Пластун», вооруженным 57-мм и трехдюймовой пушками. Назначение это было для меня неожиданностью, и на него я не претендовал.
Вступив в командование бронепоездом «Пластун» (на ст. Дарница), я через несколько дней был вызван для отправки меня в армию адмирала Колчака. Я давно просил об этом, желая побывать у себя на родине, в Оренбурге. Прибыв, кажется, в Новочеркасск или же в Таганрог, я уже не помню, так как у меня начинался сыпной тиф, я явился к генералу Иванову проститься и от него узнал, что армию адмирала Колчака надо считать погибшей. Генерал Иванов снабдил меня двумя документами: 1) копией представления меня к производству в чин полковника за выслугу времени и 2) подлинник представления меня к такому же производству за вышеописанный бой, и отправил меня в Ростов для того, чтобы «протолкнуть» производство. Там оказалось, что я уже произведен по первому представлению.
Получив справку, я почувствовал себя совсем уже больным, и вызванный фельдшер, расстегнув ворот моей рубашки, определил у меня сыпной тиф. Когда я пришел в сознание в госпитале в Екатеринодаре, было уже 4 января 1920 года, а через три дня я был эвакуирован в город Салоники, в Грецию, откуда через четыре месяца переехал в Египет. Вот почему у меня оказались в сохранности эти документы, вместе со значком М.А.У., орденом Святого Владимира 4-й степени, всё имущество, попавшее со мной за границу.
Моё описание боя несколько отличается от бравурной реляции представления к производству в чин полковника, но я постарался описать это в качестве очевидца и непосредственного участника боя.
17 мая 1919 года я был временно командующим бронепоездом «Иоанн Калита» (командир уехал вследствие полученного легкого ранения, взяв с собой бронированный паровоз и платформу с 42-линейной пушкой для починки). На станции Караванная я получил приказ генерала Кутепова немедленно отправиться на ст. Еленовка в распоряжение полковника Бочарова, командира 1-й Хопёрской бригады отряда генерала Шкуро, для оказания помощи Сводно-гвардейскому батальону, испытавшему сильное давление красных.
Проехав от ст. Караванная до ст. Доля, я нашел там роту самурского полка, занимавшую передовую позицию на левом фланге Добровольческой армии. Дальше путь шел в перпендикулярном направлении к фронту. На следующей станции Еленовка, занятой частью 1-й Хопёрской бригады, я получил от полковника Бочарова приказание пройти через следующую станцию Велико-Анадоль, где располагался казачий пост (10-12 человек), и двигаться на ст. Волноваха в распоряжение начальника отряда гвардейских стрелков полковника М., который просил о поддержке ввиду начавшегося сильного давления красных.
Весь этот железнодорожный путь охранялся только казачьими разъездами, которых я не встретил ни одного. Войдя на разъездные пути станции Волноваха, я сразу вступил в перестрелку с бронепоездом красных (прямой наводкой), послав одновременно офицера для связи с гвардейским отрядом. После выпущенных мною 10 снарядов бронепоезд скрылся за холмами вместе с двумя поездами, которые выгрузили пехоту. У нас осталось два снаряда. Первая линия наступающей красной пехоты, высаженной из поездов, находилась от нас в 300-400 шагах, за нею шли две другие цепи. Красные открыли редкий ружейный огонь, а мы – пулемётный. Одиночные гвардейские стрелки отходили на восток без выстрела, оставляя линию железной дороги. В это время вернулся офицер связи и доложил, что начальник боевого участка сообщает об уходе своего отряда, предоставляя мне действовать по своему усмотрению. Никаких других сведений об обстановке офицер мне не принёс.
Приказания генерала Кутепова и полковника Бочарова были очень лаконичны: «Скорее ехать и спасать» - без какого-либо указания на обстановку. Возможно, что они и сами её не знали, и вообще почти всегда приходилось действовать так, как глаза видят.
Благодаря нашему прибытию и вступлению в перестрелку в с бронепоездом красных, гвардейский отряд свободно оторвался от красных и отошел без выстрела. Положение бронепоезда «Иоанн Калита» оказалось теперь следующим: дорога на Мариуполь, в лучшем для нас случае, не была занята никем, но город Мариуполь находился в руках красных. Дорога на запад, на Хлебодаровку и дальше, была вся занята противником. Дорога к левому флангу Добровольческой армии, на Велико-Анадоль, была в руках красных, как и сама станция Велико-Анадоль. Где находились другие наши войска, мне не было известно, посылать снова офицера для связи к начальнику отходящего отряда я считал вредной потерей времени. Поручик Курбас доложил мне, что, по его сведениям, станция Карань (в Мариупольском направлении) имеет воду и топливо для паровоза, предлагая там обождать, пока нас не выручат. Никакого совещания, указанного в статье, не было.
Я решил что ждать, пока нас окружат и подорвут пути с двух сторон, было бы неразумно и малодушно. Переместив один пулемёт на вагон вспомагательного поезда, я повел бронепоезд на прорыв через нанятую красными станцию Велико-Анадоль. Я рассчитывал на быстроту наших действий, на храбрость добровольцев, на моральное воздействие на неукрепившегося ещё противника и, конечно, на Бога…
Находясь все время наверху паровоза, я видел все окружающее нас как на ладони. Начав движение, мы сразу же попали под ружейный и пулемётный огонь противника с двух сторон пути, сначала из леса, а затем с насыпи сверху. Наши пулемёты вели огонь без остановки, причём один пулемёт был поставлен на крышу вагона.
Войдя на разъездные пути станции Велико-Анадоль мы не вошли в тупик, уготовленный нам красными, так как шли по неправильному пути, но столкнулись с вагонеткой для перевозки рельсов, которую красные бросили на наш путь в последнюю минуту. От удара о вагонетку передний (по ходу) скат нашего блтиндированного вагона сошел с рельсов и пошел по шпалам, но задний скат остался на рельсах под тяжестью вагона и также потому, что ыбл сцеплён с паровозом. Это произошло прямо перед вокзалом. Стрельба с обеих сторон усилилась до предела, но мы уже выехали на совершенно открытую местность. Красные попрятались за деревья у станции, а находившиеся на открытой местности побежали и поскакали в разные стороны. Из-за деревьев велся по бронепоезду огонь, но уже не такой сильный. Движение поезда продолжалось с подпрыгивающим вагоном, который начал тем временем разрушаться. Я спустился к машинисту и от него узнал, что тормозная трубка перебита пулей, но мы можем двигаться так, пока железнодорожный путь прямой, а при повороте сойдем с рельсов. На наше счастье, дальше шел подъем, и мы, пройдя полторы версты, остановились как раз перед поворотом. Красные уже не стреляли, но цепи, придя в порядок, приближались. Я приказал начать работу по выброске вагона, пришедшего в полную негодность.
В это время я увидел к востоку от железнодорожного пути казачий разъезд послал к нему одного солдата, воспользовавшись пасущейся вблизи лошадью. Начальника разъезда (10-12 человек) я попросил сделать демонстративное движение в обход левого фланга противника, а пулемётчикам приказал открыть огонь. Цепи остановились, а мы вскоре сбросили вагон с пути. Однако он упал таким образом, что я не был уверен в том, что платформа с шестидюймовым орудием сможет пройти, но, к счастью, всё обошлось благополучно и платформа прошла, только чуть зацепив сброшенный вагон.
Мы были спасены. Раненых у нас было только двое, и то легко. Со станции Еленовка я послал донесение полковнику Бочарову ( в деревню Еленовку) и получил приказание вернуться на базу. На ст. Караванная (наша база) мы были встречены торжественно. Через какой-нибудь час вернулся наш командир с 42-линейной пушкой и бронированным паровозом.
Хочу добавить в заключение, что генерал Кутепов, отдавая приказание, не был, очевидно, в курсе изменений в боевом составе бронепоезда (отсутствие 42-линейной пушки и бронированного паровоза), да и в боевой обстановке на этом участке фронта. Правда, в Добровольческой армии это случалось часто.
Проходя через занятую красными станцию Велико-Анадоль, я не мог очистить себе путь из шестидюймовой пушки «канэ» на ходу по свойствам её установки. Польза наших действия заключалась в том, что отряд сводно-гвардейского батальона смог спокойно и без потерь оторваться и уйти от противника, во много раз превышающего отряд численностью.
Через несколько дней, когда бронепоезд «Иоанн Калита» под моей командой возвращался на базу, на одной из станций, названия которой я уже не помню, адъютант генерала Кутепова передал мне приказание выстроить команду на перроне. Подошедший к нам геерал Кутепов собственноручно наградил всех нижних чинов Георгиевскими крестами, приказав адъютанту записать их фамилии. Меня генерал Кутепов благодарил, крепко пожав руку.
Дальнейшая моя судьба сложилась следующим образом: когда после этого боя я был вызван в штаб генерала Иванова для получения нового назначения, генерал мне объяснил, что не назначает меня командиром бронепоезда «Иоанн Калита» (пост был вакантным), так как я «слишком молод», чтобы командовать тяжелым бронепоездом, и назначил меня командиром бронепоезда «Пластун», вооруженным 57-мм и трехдюймовой пушками. Назначение это было для меня неожиданностью, и на него я не претендовал.
Вступив в командование бронепоездом «Пластун» (на ст. Дарница), я через несколько дней был вызван для отправки меня в армию адмирала Колчака. Я давно просил об этом, желая побывать у себя на родине, в Оренбурге. Прибыв, кажется, в Новочеркасск или же в Таганрог, я уже не помню, так как у меня начинался сыпной тиф, я явился к генералу Иванову проститься и от него узнал, что армию адмирала Колчака надо считать погибшей. Генерал Иванов снабдил меня двумя документами: 1) копией представления меня к производству в чин полковника за выслугу времени и 2) подлинник представления меня к такому же производству за вышеописанный бой, и отправил меня в Ростов для того, чтобы «протолкнуть» производство. Там оказалось, что я уже произведен по первому представлению.
Получив справку, я почувствовал себя совсем уже больным, и вызванный фельдшер, расстегнув ворот моей рубашки, определил у меня сыпной тиф. Когда я пришел в сознание в госпитале в Екатеринодаре, было уже 4 января 1920 года, а через три дня я был эвакуирован в город Салоники, в Грецию, откуда через четыре месяца переехал в Египет. Вот почему у меня оказались в сохранности эти документы, вместе со значком М.А.У., орденом Святого Владимира 4-й степени, всё имущество, попавшее со мной за границу.
Моё описание боя несколько отличается от бравурной реляции представления к производству в чин полковника, но я постарался описать это в качестве очевидца и непосредственного участника боя.
Re: Белые бронепоезда
Первый занявший Курск. Командир тяжелого бронепоезда"Иоан Калита " полковник А.А. Зеленецкий, Курск.1919г
Re: Белые бронепоезда
На пути к Севастополю
Летом и осенью 1920 года ареной ожесточенных боев стали таврийские степи. Русская Армия барона Врангеля старалась вырваться из Крыма на оперативный простор, а красные войска любой ценой пытались удержать их в крымской мышеловке. С обеих сторон в ожесточенных боях на степных просторах активно применялись и бронепоезда.
Бронепоезда Добровольческой армии играли активную роль в период отхода ее войск на Крымский полуостров зимой 1919—1920 годов. В это время 3-й армейский корпус генерала Слащева, огрызаясь, медленно отползал из района Екатеринослава на Крым. Командованием Вооруженных сил Юга России ему была поставлена задача, во что бы то ни стало, удержать Северную Таврию и Крым.
Это был последний рубеж. Отдать его красным означало окончательно проиграть войну. Ситуация усложнялось еще и тем, что силы Слащева были весьма ограничены: две с небольшим тысячи штыков, чуть больше тысячи шашек, 32 орудия, три танка и три бронепоезда.
Учитывая, что красные имеют огромное превосходство в силах, Слащев решил оборонять только Крымский полуостров, поскольку понимал всю бесперспективность попыток удержать Северную Таврию.
При отходе из Екатеринослава одна из его бригад шла через Николаев и Херсон. Однако к началу января 1920 года части Слащева были оттеснены 13-й советской армией от Мелитополя, и возникла реальная угроза того, что бригада будет отрезана и не попадет в Крым. Надо было ее спасать.
Стараясь выиграть столь драгоценное для него время, Слащев 13 января выдвинул к станции Ново-Алексеевка сводный отряд, в который вошли батальон пехоты, конница, три танка типа «Уипетт» и три бронепоезда. Командир отряда получил приказ атаковать красноармейские части у Ново-Алексеевки и, насколько возможно, задержать их дальнейшее продвижение.
Главная ставка делалась на танки и бронепоезда, так как пехоты было очень мало. Возникший бой носил скорее демонстративный характер, поскольку главным для отряда было сковать на какое-то время части 13-й армии и отвлечь их внимание от приближающейся со стороны Херсона бригады.
Немногочисленная пехота отряда добровольцев время от времени лишь обозначала наступление. Танки, пользуясь своей сравнительной неуязвимостью и танкобоязнью красноармейцев, под прикрытием огня трех бронепоездов, курсировавших в районе Сальково, произвели несколько демонстративных атак на Ново-Алексеевку, сопровождавшихся конными атаками на флангах.
Как видим, командование отряда довольно успешно пыталось организовать на поле боя взаимодействие разнородных сил и средств — пехоты, кавалерии, танков и бронепоездов. Ново-Алексеевка несколько раз переходила из рук в руки.
Успехи малочисленного отряда добровольцев не на шутку встревожили штаб 13-й советской армии. На помощь красным частям у Ново-Алексеевки были срочно переброшены войска с Перекопского направления, что было на руку генералу Слащеву.
Воспользовавшись переполохом в стане красных войск, бригада 3-го армейского корпуса успела проскочить к деревне Преображенка, а оттуда далее на Крым. Сводный отряд, получив сообщение об этом, и считая свою задачу выполненной, тоже отошел в Крым.
К апрелю 1920 года в Крыму были сосредоточены последние оставшиеся в строю бронепоезда Добровольческой армии, общим числом двенадцать — «Генерал Алексеев », «Севастополец», «Единая Россия», «Офицер», «Георгий Победоносец», «Грозный», «Дмитрий Донской», «Волк», «Иоанн Калита», «Дроздовец», «Солдат», «Москва». Все они были сведены в четыре бронепоездных дивизиона.
Эпицентром драматических событий летом 1920 года стал Каховский плацдарм, захваченный врангелевцами на левом берегу Днепра в ходе наступления, предпринятого 6 июня 1920 года. Бои на нем шли с августа по октябрь. Врангель широко использовал здесь бронетехнику — танки, бронеавтомобили и бронепоезда, пытаясь организовать их взаимодействие на поле боя.
Эта операция интересна еще и тем, что в ней белогвардейские войска предприняли попытку массированного (если этот термин подходит к нескольким десяткам бронированных машин) применения танков для прорыва вражеской обороны. По обычаю того времени, танки тоже имели личные имена — «За Русь Святую», «Кутузов», «Ермак», «Генерал Скобелев», «Степняк» и так далее. Многие из них были тезками бронепоездов.
Но первый блин, как водится, вышел комом. Примитивность конструкции, слабое бронирование и вооружение не позволили добиться желаемых результатов. Танковые атаки заканчивались большими потерями и не давали ожидаемого эффекта.
Рядом с неуклюжими танками по стальным рельсам ходили в атаки их старшие братья — бронепоезда. Ровная местность, отличный обзор, создавали идеальные условия для боевой работы бронепоездов.
Настоящая дуэль красного и белого бронепоездов произошла в июле 1920 года в районе Константиновки. Бронепоезд армии Врангеля «Иоанн Калита» вышел со станции Бельманка и со средней скоростью пошел на север к позициям красноармейских частей. Лобовое орудие, имевшее ограниченный угол обстрела, было направлено вдоль пути.
Стоило бронепоезду остановиться у сторожевой будки №1, как вблизи него, на перекрестке дорог внезапно разорвалась артиллерийская граната. На бронеплощадки обрушились осколки и куски земли, вырванные взрывом.
Команда бронепоезда немедленно открыла ответный огонь из лобового орудия без наводки (хотя противника еще не видела), поскольку железнодорожный путь на протяжении нескольких километров был совершенно прямой.
Находясь под огнем пушек противника, «Иоанн Калита» двинулся вперед. Через несколько минут бронепоезд красных, стоящий на месте, оказался в поле зрения команды. Теперь судьба поездов и команды была в руках артиллеристов, соревновавшихся в точности и скорости стрельбы. Счет в артиллерийской дуэли первыми открыли артиллеристы «Иоанна Калиты», с дистанции пятисот метров попавшие в лобовую бронеплощадку красного бронепоезда.
Несмотря на попадание и вызванные им повреждения, лобовое орудие красных продолжало вести ответный огонь и вскоре серьезно повредило командирскую рубку «Иоанна Калиты». Только после второго попадания артиллеристов «Калиты» в бронеплощадку, большевистский бронепоезд быстро отошел на север, не рискнув дальше испытывать судьбу.
На следующий день, около шести часов утра, когда «Иоанн Калита» находился к западу от Михайловки, из выемки у сторожевой будки № 3 неожиданно вновь показался бронепоезд красных. Через несколько секунд «Иоанн Калита» уже оказался под огнем двух 122-мм гаубиц противника. Противопоставить ему он смог одну 76-мм пушку.
Попадание во вторую бронеплощадку, оторвавшее почти половину борта, заставило командира «Иоанна Калиты» капитана Норенберга дать приказ полным ходом отходить к исходному положению. На кривой железнодорожного полотна бронепоезд получил наконец возможность вести ответный огонь из четырех орудий по правому борту.
После двух залпов артиллеристов «Калиты» преследующий бронепоезд, находившийся у будки № 1, получил попадание в бронепаровоз и с трудом, но все же довольно быстро, отошел на север, продолжая вести заградительный огонь.
К началу сентября 1920 года врангелевцы после прорыва их фронта в районе Васильевки силами 2-й Конной армии, рейдировавшей по направлению к Каховскому плацдарму, перешли к активной обороне, удерживая Орлянск, Михайловку и Фридрихсфельд.
В результате упорных кровопролитных боев продвижение 3-й стрелковой дивизии Красной армии и бригады курсантов, ранее овладевших Скелькой и Бурчатском, было приостановлено, и фронт принял относительно стабильное положение.
В районе железной дороги Александровск (сейчас — Запорожье) — Мелитополь действовала бронепоездная группа 13-й армии, имея в своем составе шесть бронепоездов — № 18, № 41 «Славный вождь Красной армии Егоров», № 58, № 87 «Имени 3-го Интернационала», № 88 и «Атаман Чуркин». Все они использовались для артиллерийской поддержки красной пехоты, ведя огонь с закрытых позиций.
19 августа 1920 года красноармейцами в бою был захвачен бронепоезд армии Врангеля. Произошло это так. Марковская дивизия под давлением 3-й стрелковой дивизии отходила на юг вдоль железной дороги Карачекрак-Бурчатск. Севернее разъезда Чакрак, прикрывая отход, действовали бронепоезда врангелевской армии. Для защиты себя от бронепоездной группы красных, занявшей станцию Попово, их команды разрушили железнодорожный мост у Васильевки.
Утром 19 августа 21-й стрелковый полк Красной Армии прорвался к железной дороге, по которой двигался вражеский бронепоезд. Помощник командира полка Гринев, заметив приближение бронепоезда, подпустил его поближе и сунув под рельсы несколько ручных фанат, подорвал рельсы.
Контрольные платформы бронепоезда загромоздили путь, бронеплощадка сошла с рельс одной тележкой. Неожиданная авария, внезапный огонь, взрыв гранат, ошеломили команду бронепоезда, и она оставила бронеплощадки, обратившись в бегство17. Сами того не желая, красноармейцам помогли врангелевские артиллеристы, сосредоточив шрапнельный огонь по месту катастрофы. Бронепоезд стал трофеем Красной Армии.
Несли потери части Русской армии и в последующих боях. У станции Сокологорное 19 октября 1920 года были разбиты и оставлены при отходе легкие бронепоезда «Генерал Алексеев», под командованием полковника Шамова и «Дроздовец» капитана Рипке.
«Генерал Алексеев» прошел славный боевой путь в рядах. Он был первым бронепоездом в рядах Добровольческой армии, созданным 1 июля 1918 года на станции Тихорецкая из захваченных красноармейских бронеплощадок. Первоначально он именовался весьма непритязательно — 1-й бронированный поезд, а в ноябре восемнадцатого года получил имя генерала Алексеева.
Доставалось и красным бронепоездам. Только за один день, 2 октября 1920 года, в районе Славгорода были уничтожены несколько бронепоездов Южной группы войск — № 18 «Ермак Тимофеевич», № 41 «Славный вождь Красной Армии Егоров», № 59 «Имени Свердлова» и «Атаман Чуркин».
В боях на каховском плацдарме 19 бронепоездам Врангеля противостояли 17 Южного фронта. При штурме Перекопа красноармейскими частями соотношение уже изменилось — 17 бронепоездов Фрунзе против 14 врангелевских.
В середине октября бронечасти армии генерала Врангеля понесли серьезные потери. 17 октября у Мелитополя, на железнодорожной линии Мелитополь-Александровск в бою были разбиты бронепоезда «Севастополец», которым командовал полковник В.А. Юрьев, и «Солдат», прикрывавшие отход войск из Северной Таврии.
Настоящее сражение с активным участием бронепоездов, в результате которого частям Красной Армии удалось форсировать Сиваш и ворваться на Крымский полуостров, произошло 25—27 октября 1920 года у Сивашской дамбы.
Два красных бронепоезда — № 4 «Коммунар» и № 85 со станции Сальково огнем своей артиллерии пытались разрушить укрепления врангелевской армии на Перекопе. Особая роль при этом отводилась второму.
Новейший тяжелый бронепоезд № 85, построенный в 1920 году на Сормовском заводе с учетом опыта предыдущих боев, был вооружен крепостными дальнобойными восьмидюймовыми пушками, установленными на специальных многоосных платформах.
Ему также был придан десантный отряд, состоящий из пехоты, кавалерии и броневиков. Для разведки и корректировки артиллерийского огня он имел авиационный и воздухоплавательный отряды. По сути дела, на фронте действовала мощная штурмовая группа, основой которой был бронепоезд.
Днем 25 октября врангелевский бронепоезд «Иоанн Калита», действуя в арьегарде отходящих войск, отошел на три километра к югу от станции Сиваш, взорвав при этом мост через залив. Десантный отряд с бронепоезда в составе взвода пехоты и двух пулеметов был оставлен на южной стороне моста, при этом не ни на минуту не прекращался артиллерийский бой с подходившими красными войсками.
В восемь часов вечера два других легких бронепоезда дивизиона — «Дмитрий Донской» и «Офицер» — отошли на станцию Таганаш, а «Иоанн Калита», обладавший мощной артиллерией, остался на охране дамбы.
Утро 26 октября началось с воздушного налета, правда, не очень удачного для большевиков. На высоте 200 метров по направлению к станции Таганаш пролетел красноармейский аэроплан и сбросил около 30 килограмм бомб, не причинив ущерба оборонявшимся солдатам Русской армии.
В одиннадцать часов утра красные открыли мощный артиллерийский огонь по позициям врангелевцев. Одновременно к Сивашу начали выдвигаться колонны пехоты, двигавшиеся со стороны Георгиевки.
Перед наступлением темноты «Дмитрий Донской» сменил на боевой позиции «Иоанна Калиту», который отошел к огневым позициям 280-мм орудий. Требовалось пополнить боезапас, привести в порядок материальную часть. «Офицер» встал восточнее батареи тяжелых 180-мм орудий, готовясь к отражению вражеской атаки.
К полуночи внезапной атакой красные сбили охранявшие взорванный мост части и стали быстро продвигаться по дамбе к югу. Артиллерийские орудия, стоявшие у южного конца дамбы, открыли по наступающим кинжальный картечный огонь.
Огонь артиллерийских батарей вскоре поддержали бронепоезда. «Дмитрий Донской» и «Иоанн Калита» шквальным огнем своих пушек и пулеметов смели с дамбы красноармейцев, сорвав успешно начатое наступление.
Но через час последовала новая атака. Атакующие полки Красной армии несли огромные потери — вся дамба была завалена трупами красноармейцев. Даже бронепоезда большевиков не могли продвигаться вперед, и их командам, наряду с ремонтом железнодорожного полотна, пришлось заняться уборкой тел убитых с железнодорожного пути. Лишь к трем часам ночи удалось очистить путь.
Командование Красной армии не считалось с потерями. Несмотря на гибель тысяч красноармейцев, в бой бросались все новые и новые полки. На дамбе уже громоздились горы трупов, вода в Сиваше стала розового цвета, а бой все продолжался. К утру поредевшие отряды врангелевцев не выдержали натиска.
Понеся громадные потери, красные войска по трупам своих товарищей ворвались в Крым через Чонгар. Артиллерийские батареи Русской армии, расположенные на берегу залива, не успели отойти, и были захвачены наступающими. По участку, еще занятому бронепоездами, пытались спастись остатки Феодосийского полка, надеясь на огневое прикрытие с их стороны.
«Офицер» отошел в Таганаш для охраны железнодорожного вокзала. Здесь, на станции, команда «Офицера» приняла свой последний бой. Прорвавшиеся красноармейцы уничтожили яростно отбивавшийся бронепоезд и перебили его команду. Пленных не брали. У гражданской войны были свои законы.
Два оставшихся бронепоезда, курсируя на участке пути длиной около шести километров, пытались огнем орудий и пулеметов сдержать натиск противника и дать возможность отойти своей пехоте.
Около 10 часов утра раздался сильный взрыв: артиллерийским огнем красных был подбит и получил серьезные повреждения бронепоезд «Дмитрий Донской». Команда «Иоанна Калиты» тут же поспешила на помощь своим товарищам, огнем пушек и пулеметов отбросив противника и забрала на борт остатки команды разбитого бронепоезда.
Оборонительное сражение Русской армией было безнадежно проиграно. На степных просторах Крыма остановить прорвавшуюся конницу красных уже было невозможно, и на долю оставшихся бронепоездов Врангеля выпало прикрывать отход своих войск и посадку на корабли. Это был конец белого движения в европейской части России.
Железнодорожные станции приморских городов Крыма стали кладбищем оставшихся бронепоездов Белой гвардии. Их команды ломали и крушили все, что могли, выбрасывали замки артиллерийских орудий, поджигали составы и уходили на корабли или разбегались, надеясь спастись. Но не всем это удалось.
Летом и осенью 1920 года ареной ожесточенных боев стали таврийские степи. Русская Армия барона Врангеля старалась вырваться из Крыма на оперативный простор, а красные войска любой ценой пытались удержать их в крымской мышеловке. С обеих сторон в ожесточенных боях на степных просторах активно применялись и бронепоезда.
Бронепоезда Добровольческой армии играли активную роль в период отхода ее войск на Крымский полуостров зимой 1919—1920 годов. В это время 3-й армейский корпус генерала Слащева, огрызаясь, медленно отползал из района Екатеринослава на Крым. Командованием Вооруженных сил Юга России ему была поставлена задача, во что бы то ни стало, удержать Северную Таврию и Крым.
Это был последний рубеж. Отдать его красным означало окончательно проиграть войну. Ситуация усложнялось еще и тем, что силы Слащева были весьма ограничены: две с небольшим тысячи штыков, чуть больше тысячи шашек, 32 орудия, три танка и три бронепоезда.
Учитывая, что красные имеют огромное превосходство в силах, Слащев решил оборонять только Крымский полуостров, поскольку понимал всю бесперспективность попыток удержать Северную Таврию.
При отходе из Екатеринослава одна из его бригад шла через Николаев и Херсон. Однако к началу января 1920 года части Слащева были оттеснены 13-й советской армией от Мелитополя, и возникла реальная угроза того, что бригада будет отрезана и не попадет в Крым. Надо было ее спасать.
Стараясь выиграть столь драгоценное для него время, Слащев 13 января выдвинул к станции Ново-Алексеевка сводный отряд, в который вошли батальон пехоты, конница, три танка типа «Уипетт» и три бронепоезда. Командир отряда получил приказ атаковать красноармейские части у Ново-Алексеевки и, насколько возможно, задержать их дальнейшее продвижение.
Главная ставка делалась на танки и бронепоезда, так как пехоты было очень мало. Возникший бой носил скорее демонстративный характер, поскольку главным для отряда было сковать на какое-то время части 13-й армии и отвлечь их внимание от приближающейся со стороны Херсона бригады.
Немногочисленная пехота отряда добровольцев время от времени лишь обозначала наступление. Танки, пользуясь своей сравнительной неуязвимостью и танкобоязнью красноармейцев, под прикрытием огня трех бронепоездов, курсировавших в районе Сальково, произвели несколько демонстративных атак на Ново-Алексеевку, сопровождавшихся конными атаками на флангах.
Как видим, командование отряда довольно успешно пыталось организовать на поле боя взаимодействие разнородных сил и средств — пехоты, кавалерии, танков и бронепоездов. Ново-Алексеевка несколько раз переходила из рук в руки.
Успехи малочисленного отряда добровольцев не на шутку встревожили штаб 13-й советской армии. На помощь красным частям у Ново-Алексеевки были срочно переброшены войска с Перекопского направления, что было на руку генералу Слащеву.
Воспользовавшись переполохом в стане красных войск, бригада 3-го армейского корпуса успела проскочить к деревне Преображенка, а оттуда далее на Крым. Сводный отряд, получив сообщение об этом, и считая свою задачу выполненной, тоже отошел в Крым.
К апрелю 1920 года в Крыму были сосредоточены последние оставшиеся в строю бронепоезда Добровольческой армии, общим числом двенадцать — «Генерал Алексеев », «Севастополец», «Единая Россия», «Офицер», «Георгий Победоносец», «Грозный», «Дмитрий Донской», «Волк», «Иоанн Калита», «Дроздовец», «Солдат», «Москва». Все они были сведены в четыре бронепоездных дивизиона.
Эпицентром драматических событий летом 1920 года стал Каховский плацдарм, захваченный врангелевцами на левом берегу Днепра в ходе наступления, предпринятого 6 июня 1920 года. Бои на нем шли с августа по октябрь. Врангель широко использовал здесь бронетехнику — танки, бронеавтомобили и бронепоезда, пытаясь организовать их взаимодействие на поле боя.
Эта операция интересна еще и тем, что в ней белогвардейские войска предприняли попытку массированного (если этот термин подходит к нескольким десяткам бронированных машин) применения танков для прорыва вражеской обороны. По обычаю того времени, танки тоже имели личные имена — «За Русь Святую», «Кутузов», «Ермак», «Генерал Скобелев», «Степняк» и так далее. Многие из них были тезками бронепоездов.
Но первый блин, как водится, вышел комом. Примитивность конструкции, слабое бронирование и вооружение не позволили добиться желаемых результатов. Танковые атаки заканчивались большими потерями и не давали ожидаемого эффекта.
Рядом с неуклюжими танками по стальным рельсам ходили в атаки их старшие братья — бронепоезда. Ровная местность, отличный обзор, создавали идеальные условия для боевой работы бронепоездов.
Настоящая дуэль красного и белого бронепоездов произошла в июле 1920 года в районе Константиновки. Бронепоезд армии Врангеля «Иоанн Калита» вышел со станции Бельманка и со средней скоростью пошел на север к позициям красноармейских частей. Лобовое орудие, имевшее ограниченный угол обстрела, было направлено вдоль пути.
Стоило бронепоезду остановиться у сторожевой будки №1, как вблизи него, на перекрестке дорог внезапно разорвалась артиллерийская граната. На бронеплощадки обрушились осколки и куски земли, вырванные взрывом.
Команда бронепоезда немедленно открыла ответный огонь из лобового орудия без наводки (хотя противника еще не видела), поскольку железнодорожный путь на протяжении нескольких километров был совершенно прямой.
Находясь под огнем пушек противника, «Иоанн Калита» двинулся вперед. Через несколько минут бронепоезд красных, стоящий на месте, оказался в поле зрения команды. Теперь судьба поездов и команды была в руках артиллеристов, соревновавшихся в точности и скорости стрельбы. Счет в артиллерийской дуэли первыми открыли артиллеристы «Иоанна Калиты», с дистанции пятисот метров попавшие в лобовую бронеплощадку красного бронепоезда.
Несмотря на попадание и вызванные им повреждения, лобовое орудие красных продолжало вести ответный огонь и вскоре серьезно повредило командирскую рубку «Иоанна Калиты». Только после второго попадания артиллеристов «Калиты» в бронеплощадку, большевистский бронепоезд быстро отошел на север, не рискнув дальше испытывать судьбу.
На следующий день, около шести часов утра, когда «Иоанн Калита» находился к западу от Михайловки, из выемки у сторожевой будки № 3 неожиданно вновь показался бронепоезд красных. Через несколько секунд «Иоанн Калита» уже оказался под огнем двух 122-мм гаубиц противника. Противопоставить ему он смог одну 76-мм пушку.
Попадание во вторую бронеплощадку, оторвавшее почти половину борта, заставило командира «Иоанна Калиты» капитана Норенберга дать приказ полным ходом отходить к исходному положению. На кривой железнодорожного полотна бронепоезд получил наконец возможность вести ответный огонь из четырех орудий по правому борту.
После двух залпов артиллеристов «Калиты» преследующий бронепоезд, находившийся у будки № 1, получил попадание в бронепаровоз и с трудом, но все же довольно быстро, отошел на север, продолжая вести заградительный огонь.
К началу сентября 1920 года врангелевцы после прорыва их фронта в районе Васильевки силами 2-й Конной армии, рейдировавшей по направлению к Каховскому плацдарму, перешли к активной обороне, удерживая Орлянск, Михайловку и Фридрихсфельд.
В результате упорных кровопролитных боев продвижение 3-й стрелковой дивизии Красной армии и бригады курсантов, ранее овладевших Скелькой и Бурчатском, было приостановлено, и фронт принял относительно стабильное положение.
В районе железной дороги Александровск (сейчас — Запорожье) — Мелитополь действовала бронепоездная группа 13-й армии, имея в своем составе шесть бронепоездов — № 18, № 41 «Славный вождь Красной армии Егоров», № 58, № 87 «Имени 3-го Интернационала», № 88 и «Атаман Чуркин». Все они использовались для артиллерийской поддержки красной пехоты, ведя огонь с закрытых позиций.
19 августа 1920 года красноармейцами в бою был захвачен бронепоезд армии Врангеля. Произошло это так. Марковская дивизия под давлением 3-й стрелковой дивизии отходила на юг вдоль железной дороги Карачекрак-Бурчатск. Севернее разъезда Чакрак, прикрывая отход, действовали бронепоезда врангелевской армии. Для защиты себя от бронепоездной группы красных, занявшей станцию Попово, их команды разрушили железнодорожный мост у Васильевки.
Утром 19 августа 21-й стрелковый полк Красной Армии прорвался к железной дороге, по которой двигался вражеский бронепоезд. Помощник командира полка Гринев, заметив приближение бронепоезда, подпустил его поближе и сунув под рельсы несколько ручных фанат, подорвал рельсы.
Контрольные платформы бронепоезда загромоздили путь, бронеплощадка сошла с рельс одной тележкой. Неожиданная авария, внезапный огонь, взрыв гранат, ошеломили команду бронепоезда, и она оставила бронеплощадки, обратившись в бегство17. Сами того не желая, красноармейцам помогли врангелевские артиллеристы, сосредоточив шрапнельный огонь по месту катастрофы. Бронепоезд стал трофеем Красной Армии.
Несли потери части Русской армии и в последующих боях. У станции Сокологорное 19 октября 1920 года были разбиты и оставлены при отходе легкие бронепоезда «Генерал Алексеев», под командованием полковника Шамова и «Дроздовец» капитана Рипке.
«Генерал Алексеев» прошел славный боевой путь в рядах. Он был первым бронепоездом в рядах Добровольческой армии, созданным 1 июля 1918 года на станции Тихорецкая из захваченных красноармейских бронеплощадок. Первоначально он именовался весьма непритязательно — 1-й бронированный поезд, а в ноябре восемнадцатого года получил имя генерала Алексеева.
Доставалось и красным бронепоездам. Только за один день, 2 октября 1920 года, в районе Славгорода были уничтожены несколько бронепоездов Южной группы войск — № 18 «Ермак Тимофеевич», № 41 «Славный вождь Красной Армии Егоров», № 59 «Имени Свердлова» и «Атаман Чуркин».
В боях на каховском плацдарме 19 бронепоездам Врангеля противостояли 17 Южного фронта. При штурме Перекопа красноармейскими частями соотношение уже изменилось — 17 бронепоездов Фрунзе против 14 врангелевских.
В середине октября бронечасти армии генерала Врангеля понесли серьезные потери. 17 октября у Мелитополя, на железнодорожной линии Мелитополь-Александровск в бою были разбиты бронепоезда «Севастополец», которым командовал полковник В.А. Юрьев, и «Солдат», прикрывавшие отход войск из Северной Таврии.
Настоящее сражение с активным участием бронепоездов, в результате которого частям Красной Армии удалось форсировать Сиваш и ворваться на Крымский полуостров, произошло 25—27 октября 1920 года у Сивашской дамбы.
Два красных бронепоезда — № 4 «Коммунар» и № 85 со станции Сальково огнем своей артиллерии пытались разрушить укрепления врангелевской армии на Перекопе. Особая роль при этом отводилась второму.
Новейший тяжелый бронепоезд № 85, построенный в 1920 году на Сормовском заводе с учетом опыта предыдущих боев, был вооружен крепостными дальнобойными восьмидюймовыми пушками, установленными на специальных многоосных платформах.
Ему также был придан десантный отряд, состоящий из пехоты, кавалерии и броневиков. Для разведки и корректировки артиллерийского огня он имел авиационный и воздухоплавательный отряды. По сути дела, на фронте действовала мощная штурмовая группа, основой которой был бронепоезд.
Днем 25 октября врангелевский бронепоезд «Иоанн Калита», действуя в арьегарде отходящих войск, отошел на три километра к югу от станции Сиваш, взорвав при этом мост через залив. Десантный отряд с бронепоезда в составе взвода пехоты и двух пулеметов был оставлен на южной стороне моста, при этом не ни на минуту не прекращался артиллерийский бой с подходившими красными войсками.
В восемь часов вечера два других легких бронепоезда дивизиона — «Дмитрий Донской» и «Офицер» — отошли на станцию Таганаш, а «Иоанн Калита», обладавший мощной артиллерией, остался на охране дамбы.
Утро 26 октября началось с воздушного налета, правда, не очень удачного для большевиков. На высоте 200 метров по направлению к станции Таганаш пролетел красноармейский аэроплан и сбросил около 30 килограмм бомб, не причинив ущерба оборонявшимся солдатам Русской армии.
В одиннадцать часов утра красные открыли мощный артиллерийский огонь по позициям врангелевцев. Одновременно к Сивашу начали выдвигаться колонны пехоты, двигавшиеся со стороны Георгиевки.
Перед наступлением темноты «Дмитрий Донской» сменил на боевой позиции «Иоанна Калиту», который отошел к огневым позициям 280-мм орудий. Требовалось пополнить боезапас, привести в порядок материальную часть. «Офицер» встал восточнее батареи тяжелых 180-мм орудий, готовясь к отражению вражеской атаки.
К полуночи внезапной атакой красные сбили охранявшие взорванный мост части и стали быстро продвигаться по дамбе к югу. Артиллерийские орудия, стоявшие у южного конца дамбы, открыли по наступающим кинжальный картечный огонь.
Огонь артиллерийских батарей вскоре поддержали бронепоезда. «Дмитрий Донской» и «Иоанн Калита» шквальным огнем своих пушек и пулеметов смели с дамбы красноармейцев, сорвав успешно начатое наступление.
Но через час последовала новая атака. Атакующие полки Красной армии несли огромные потери — вся дамба была завалена трупами красноармейцев. Даже бронепоезда большевиков не могли продвигаться вперед, и их командам, наряду с ремонтом железнодорожного полотна, пришлось заняться уборкой тел убитых с железнодорожного пути. Лишь к трем часам ночи удалось очистить путь.
Командование Красной армии не считалось с потерями. Несмотря на гибель тысяч красноармейцев, в бой бросались все новые и новые полки. На дамбе уже громоздились горы трупов, вода в Сиваше стала розового цвета, а бой все продолжался. К утру поредевшие отряды врангелевцев не выдержали натиска.
Понеся громадные потери, красные войска по трупам своих товарищей ворвались в Крым через Чонгар. Артиллерийские батареи Русской армии, расположенные на берегу залива, не успели отойти, и были захвачены наступающими. По участку, еще занятому бронепоездами, пытались спастись остатки Феодосийского полка, надеясь на огневое прикрытие с их стороны.
«Офицер» отошел в Таганаш для охраны железнодорожного вокзала. Здесь, на станции, команда «Офицера» приняла свой последний бой. Прорвавшиеся красноармейцы уничтожили яростно отбивавшийся бронепоезд и перебили его команду. Пленных не брали. У гражданской войны были свои законы.
Два оставшихся бронепоезда, курсируя на участке пути длиной около шести километров, пытались огнем орудий и пулеметов сдержать натиск противника и дать возможность отойти своей пехоте.
Около 10 часов утра раздался сильный взрыв: артиллерийским огнем красных был подбит и получил серьезные повреждения бронепоезд «Дмитрий Донской». Команда «Иоанна Калиты» тут же поспешила на помощь своим товарищам, огнем пушек и пулеметов отбросив противника и забрала на борт остатки команды разбитого бронепоезда.
Оборонительное сражение Русской армией было безнадежно проиграно. На степных просторах Крыма остановить прорвавшуюся конницу красных уже было невозможно, и на долю оставшихся бронепоездов Врангеля выпало прикрывать отход своих войск и посадку на корабли. Это был конец белого движения в европейской части России.
Железнодорожные станции приморских городов Крыма стали кладбищем оставшихся бронепоездов Белой гвардии. Их команды ломали и крушили все, что могли, выбрасывали замки артиллерийских орудий, поджигали составы и уходили на корабли или разбегались, надеясь спастись. Но не всем это удалось.
Re: Белые бронепоезда
Схема 53. 152/45-мм пушка Кане на железнодорожной установке Севастопольского морского завода. Такие установки входили в состав тяжелых бронепоездов Добровольческой армии.
- svkon
- Модератор
- Сообщения: 2737
- Зарегистрирован: 20 май 2017, 19:44
- Репутация: 1
- Контактная информация:
Re: Белые бронепоезда ВСЮР
Фото разбитого бронепоезда...датировка фото неизвестна, предполагаю Белое движение.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость