Фрау-Мария

Всё , что связано с подводным поиском.
Ответить
Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 3703
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1

Фрау-Мария

Сообщение КОТТ » 02 фев 2016, 13:38

Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые в настоящее время принадлежат Финляндии. На борту "Фрау Марии" был груз художественных ценностей, закупленных специально для Эрмитажа по указу императрицы Екатерины II.

Единого мнения насчет содержания груза нет, но вполне возможно, что на дне Балтики покоятся произведения выдающихся голландских живописцев, в том числе и Рембрандта. В 1999 году финские дайверы-любители случайно наткнулись на остов корабля, который благодаря прохладной соленой воде Балтийского моря почти не деформировался.

Поднятие сокровищ "Фрау Марии" запланировано на 2017 год – это совместный русско-финский проект.
Вложения
QFiC4uc0Tcw.jpg

Тот самый Михалыч
Сообщения: 227
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 17:07
Репутация: 1

Re: Фрау-Мария

Сообщение Тот самый Михалыч » 18 дек 2019, 10:00

Россия была готова финансировать работы

Сенсационная находка «Фрау Марии» пробудила большой интерес во всем мире, в особенности в Нидерландах — на родине судна, перевозившего ценные полотна кисти голландских мастеров. В стране было опубликовано несколько научных статей о «Фрау Марии», ценном грузе, который остался на дне моря, и ее последнем плавании. Наибольшую заинтересованность проявила Россия, что не удивительно — законной владелицей ценностей, затонувших вместе с «Фрау Марией», была императрица Екатерина Великая. Картины, перевозимые судном, должны были пополнить ее коллекцию, которой сейчас восхищаются посетители Эрмитажа и других художественных музеев России. Если бы капитану Лоуренсу удалось правильно оценить течения на севере Балтийского моря, полотна, перевозимые «Фрау Марией», скорее всего, украшали бы сейчас галереи самого главного музея Санкт-Петербурга.

Вопросы о подъеме, консервации и последующей экспозиции «Фрау Марии» или ее груза, а особенно о возможной реставрации предметов искусства, покоящихся в морских глубинах, обсуждались Финляндией и Россией на высоком уровне. Проекты, касающиеся затонувшего корабля, всегда весьма дороги, но возможные инвесторы, в том числе российские бизнесмены, сообщили о готовности финансировать работы. По словам Артема Тарасова, «…мы даже не планировали ничего забирать у финнов или делить с ними. Мы добрые соседи и готовы вместе с финской стороной, а также со шведами и голландцами и другими заинтересованными государствами осуществить технически сложный проект. Где корабль в последующем будет находиться? Может быть, это будут международные выставки в столицах мира. Возможно, финская сторона оставит себе судно и создаст музей «Фрау Марии».

Спешить не будем

Тем не менее в Финляндии пока считают, что при решении таких вопросов необходимо сохранять самообладание и рассудок. Разобрать судно на мелкие части прямо на дне и извлечь на свет ценные предметы возможно, но тогда будет утрачен уникальный материал для исследований, который может многое рассказать о жизни аристократии и простого народа в России и Европе 70-х годов XVIII века. «Фрау Мария» в этом смысле действительно раритетная находка, так как на судне практически ничего не изменилось с момента кораблекрушения. И эта информация поистине бесценна.

Предметы, находящиеся на борту корабля, их расположение в трюме, то, как они упакованы, кому их отправляли (это можно определить по упаковке спустя несколько столетий) — все имеет огромную важность. Финские специалисты считают, что необходимо выбрать правильный подход к дальнейшей работе с судном и предпочитают не спешить.

Что дальше?

Впрочем, а нужны ли действительно быстрые действия? С одной стороны, проведенные исследования показывают, что «Фрау Мария» отлично сохранилась. С другой — опыт соседней Швеции, где уже были осуществлены подъем и консервация затонувшего судна «Васа», продемонстрировал, что такие проекты таят в себе неразрешенные проблемы. Деревянный остов судна начал разрушаться после извлечения на свет: метод пропитки оказался несовершенен. И хотя «Фрау Мария» как судно не представляет такой исторической ценности, как «Васа», ее подъем обсуждается самыми серьезными официальными инстанциями. При этом отмечается, что консервация ее груза станет не менее трудоемкой, чем консервация остова.

Следует помнить, что погрузка в Амстердаме длилась несколько недель, поэтому извлечение уникального груза с 40-метровой глубины без повреждения судна — сложная и дорогостоящая задача. Прежде чем будут начаты работы, необходимо уладить вопросы финансирования проекта и организовать учреждение, задачами которого станут подъем судна и его содержимого, консервация парусника и подготовка находок к экспозиции в музее. Отмечается, что в дальнейшем оно могло бы заниматься аналогичными проектами, касающимися других затонувших судов. Например, в десяти морских милях от «Фрау Марии» лежит St. Mikael, в трюмах которого тоже находится ценный груз. Да и в целом на дне Балтийского моря покоится множество затонувших кораблей.

Без всякого сомнения, история возвращения «Фрау Марии», доверху набитой уникальными произведениями искусства, является громким событием, и ее изучение имеет большое значение не только для Финляндии. Финские водолазы по-прежнему исследуют затонувший корабль, причем не только в теплое время года. Спустя несколько лет после обнаружения на судне была наконец-то установлена автоматическая аппаратура, записывающая информацию о свойствах воды и течениях, был отснят большой объем фото- и видеоматериалов. То есть впереди всех нас ожидает еще очень интересная история.

Ответить

Вернуться в «ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ»