Фрау-Мария

Всё , что связано с подводным поиском.

Модератор: svkon

Ответить
Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 4604
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1
Контактная информация:

Фрау-Мария

Сообщение КОТТ » 02 фев 2016, 13:38

Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые в настоящее время принадлежат Финляндии. На борту "Фрау Марии" был груз художественных ценностей, закупленных специально для Эрмитажа по указу императрицы Екатерины II.

Единого мнения насчет содержания груза нет, но вполне возможно, что на дне Балтики покоятся произведения выдающихся голландских живописцев, в том числе и Рембрандта. В 1999 году финские дайверы-любители случайно наткнулись на остов корабля, который благодаря прохладной соленой воде Балтийского моря почти не деформировался.

Поднятие сокровищ "Фрау Марии" запланировано на 2017 год – это совместный русско-финский проект.
Вложения
QFiC4uc0Tcw.jpg

Тот самый Михалыч
Модератор
Сообщения: 407
Зарегистрирован: 05 фев 2017, 17:07
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Фрау-Мария

Сообщение Тот самый Михалыч » 18 дек 2019, 10:00

Россия была готова финансировать работы

Сенсационная находка «Фрау Марии» пробудила большой интерес во всем мире, в особенности в Нидерландах — на родине судна, перевозившего ценные полотна кисти голландских мастеров. В стране было опубликовано несколько научных статей о «Фрау Марии», ценном грузе, который остался на дне моря, и ее последнем плавании. Наибольшую заинтересованность проявила Россия, что не удивительно — законной владелицей ценностей, затонувших вместе с «Фрау Марией», была императрица Екатерина Великая. Картины, перевозимые судном, должны были пополнить ее коллекцию, которой сейчас восхищаются посетители Эрмитажа и других художественных музеев России. Если бы капитану Лоуренсу удалось правильно оценить течения на севере Балтийского моря, полотна, перевозимые «Фрау Марией», скорее всего, украшали бы сейчас галереи самого главного музея Санкт-Петербурга.

Вопросы о подъеме, консервации и последующей экспозиции «Фрау Марии» или ее груза, а особенно о возможной реставрации предметов искусства, покоящихся в морских глубинах, обсуждались Финляндией и Россией на высоком уровне. Проекты, касающиеся затонувшего корабля, всегда весьма дороги, но возможные инвесторы, в том числе российские бизнесмены, сообщили о готовности финансировать работы. По словам Артема Тарасова, «…мы даже не планировали ничего забирать у финнов или делить с ними. Мы добрые соседи и готовы вместе с финской стороной, а также со шведами и голландцами и другими заинтересованными государствами осуществить технически сложный проект. Где корабль в последующем будет находиться? Может быть, это будут международные выставки в столицах мира. Возможно, финская сторона оставит себе судно и создаст музей «Фрау Марии».

Спешить не будем

Тем не менее в Финляндии пока считают, что при решении таких вопросов необходимо сохранять самообладание и рассудок. Разобрать судно на мелкие части прямо на дне и извлечь на свет ценные предметы возможно, но тогда будет утрачен уникальный материал для исследований, который может многое рассказать о жизни аристократии и простого народа в России и Европе 70-х годов XVIII века. «Фрау Мария» в этом смысле действительно раритетная находка, так как на судне практически ничего не изменилось с момента кораблекрушения. И эта информация поистине бесценна.

Предметы, находящиеся на борту корабля, их расположение в трюме, то, как они упакованы, кому их отправляли (это можно определить по упаковке спустя несколько столетий) — все имеет огромную важность. Финские специалисты считают, что необходимо выбрать правильный подход к дальнейшей работе с судном и предпочитают не спешить.

Что дальше?

Впрочем, а нужны ли действительно быстрые действия? С одной стороны, проведенные исследования показывают, что «Фрау Мария» отлично сохранилась. С другой — опыт соседней Швеции, где уже были осуществлены подъем и консервация затонувшего судна «Васа», продемонстрировал, что такие проекты таят в себе неразрешенные проблемы. Деревянный остов судна начал разрушаться после извлечения на свет: метод пропитки оказался несовершенен. И хотя «Фрау Мария» как судно не представляет такой исторической ценности, как «Васа», ее подъем обсуждается самыми серьезными официальными инстанциями. При этом отмечается, что консервация ее груза станет не менее трудоемкой, чем консервация остова.

Следует помнить, что погрузка в Амстердаме длилась несколько недель, поэтому извлечение уникального груза с 40-метровой глубины без повреждения судна — сложная и дорогостоящая задача. Прежде чем будут начаты работы, необходимо уладить вопросы финансирования проекта и организовать учреждение, задачами которого станут подъем судна и его содержимого, консервация парусника и подготовка находок к экспозиции в музее. Отмечается, что в дальнейшем оно могло бы заниматься аналогичными проектами, касающимися других затонувших судов. Например, в десяти морских милях от «Фрау Марии» лежит St. Mikael, в трюмах которого тоже находится ценный груз. Да и в целом на дне Балтийского моря покоится множество затонувших кораблей.

Без всякого сомнения, история возвращения «Фрау Марии», доверху набитой уникальными произведениями искусства, является громким событием, и ее изучение имеет большое значение не только для Финляндии. Финские водолазы по-прежнему исследуют затонувший корабль, причем не только в теплое время года. Спустя несколько лет после обнаружения на судне была наконец-то установлена автоматическая аппаратура, записывающая информацию о свойствах воды и течениях, был отснят большой объем фото- и видеоматериалов. То есть впереди всех нас ожидает еще очень интересная история.

Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 4604
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Фрау-Мария

Сообщение КОТТ » 08 фев 2024, 12:32

[font="Open Sans Condensed", sans-serif]Совсем недавно во время шторма на берег Балтийского моря в Зеленоградске (это бывший прусский Кранц) выбросило загадочную скульптуру: красивый женский бюст без головы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что подарок из морских глубин может быть «Раненой амазонкой» – древнегреческой скульптурой, датированной аж V веком до н.э. Но откуда она взялась на балтийском пляже? Эксперты считают: раритет мог быть выброшен на берег с борта бригантины «Фрау Мария».[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]Корабль, перевозивший по заказу Екатерины Великой уникальные экспонаты для Эрмитажа, ушёл на дно в 1771 году. При этом место гибели судна известно. Почему же его до сих пор не подняли? Оказывается, Россия и Финляндия никак не могут решить, кто же является законным владельцем этого огромного ларя с сокровищами, стоимость которых оценивается в 2 млрд долларов.[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]«Фрау Мария» попала в шторм в ноябре 1771 года, затонув у берегов Швеции (сегодня это территориальные воды Финляндии). Прошло свыше 200 лет, пока летом 1999 года группа финских дайверов случайно не обнаружила под водой судно, покрытое слоем грязи и ила. При ближайшем рассмотрении выяснилось: эта старинная посудина и есть «Фрау Мария». Новостью сразу же заинтересовались в российском благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей».[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif][font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]Раритеты Екатерины II[/font][/font]

[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]– Шхуна «Фрау Мария» находится в 11 километрах от финского острова Юрмо, – рассказывает глава фонда, известный меценат Артём Тарасов. – Исследователи установили: ценный груз не пострадал при крушении, потому что, перед тем как загрузить музейные экспонаты в трюм, их бережно упаковали в ящички из лосиной кожи. Потом их вложили в свинцовые сосуды, залив сверху воском. Поэтому есть очень большая вероятность, что полотна великих мастеров сохранились. Всего на борту «Фрау» может быть около 300 картин, а также коллекция саксонского фарфора, золотые и серебряные статуэтки.[/font]

[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]Если следовать архивам, бригантина отчалила из Амстердама 12 августа 1771 года. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии и Швеции. Драгоценный груз был обозначен как «дипломатическая почта». В шторм «Фрау Мария» попала, когда вышла из порта города Турку. Напоровшись на скалу, судно начало тонуть. Поначалу команда пыталась спасти сокровища – матросы прыгали в воду, держа в руках запаянные тубы с картинами. По некоторым данным, они забрали с борта бригантины 6 или 8 полотен. Однако дальнейшая их судьба неизвестна.[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]– Нам не удалось найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые покупали картины для Екатерины II, – продолжает свой рассказ Артём Тарасов. – Но имена четырёх покупателей мы всё-таки установили. И это позволило определить: они выкупили 27 картин знаменитых голландских художников XIV–XVII веков.[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]Таким образом, казалось бы, главный вопрос решён – факт нахождения уникальных произведений культуры на борту затонувшего судна подтверждён, теперь можно безбоязненно начинать операцию по подъёму сокровищ. Но неожиданно возникла сложность.[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif][font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]Делёжка подводных миллиардов[/font][/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]После того как стало известно, что на дне Балтийского моря лежат ценности стоимостью в миллиарды долларов, сразу же выстроилась целая очередь из желающих получить их. Одними из первых права на груз «Фрау Марии» попробовали заявить обнаружившие судно дайверы, однако финский суд отказал им. Следом подала голос Швеция – воды, в которых затонула бригантина, 200 лет назад принадлежали ей, а потому сокровища являются шведской собственностью. Правда, абсурдность такого утверждения оказалась настолько видна, что, подумав, шведы отказались от претензий. Аналогичным образом попыталась поступить Голландия – дескать, корабль ходил под голландским флагом, да и местом происхождения груза являлись Нидерланды. Однако российские архивисты продемонстрировали документ, подтверждающий, что Екатерина II заплатила и за груз, и за зафрахтованное судно. Этого оказалось достаточно, чтобы отвергнуть все потуги голландцев.[/font]

Аватара пользователя
КОТТ
Модератор
Сообщения: 4604
Зарегистрирован: 20 июн 2012, 13:05
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: Фрау-Мария

Сообщение КОТТ » 08 фев 2024, 12:33

[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]А вот с претензиями Финляндии на груз дело оказалось куда серьёзнее. Согласно её законодательству погибшее судно, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности. Таким образом, по закону о памятниках древности судно и груз целиком принадлежат Суоми.[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]– Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои претензии на груз шхуны «Фрау Мария». При этом не исключается вариант судебного разбирательства в международных судебных инстанциях, – полагает почётный адвокат РФ Александр Островский.[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]Переговоры о подъёме корабля между Россией и Финляндией ведутся уже седьмой год. В 2009 году было объявлено, что шхуна останется на дне, пока не решится вопрос, кому же именно она принадлежит. С тех пор никаких явных подвижек не произошло.[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif][font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]Финляндия тянет время[/font][/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]По оценкам экспертов, стоимость операции по подъёму «Фрау Марии» может составить около 80 млн евро. Это не так много, учитывая, какой куш стоит на кону. К тому же работы не представляют большой сложности. Корабль стоит на 40-метровой глубине в вертикальном положении, и его корпус только на 1,5 метра заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, обусловлено как раз громоздким грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосолёная вода в заливе и отсутствие течений.[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]И ещё в этом месте полностью отсутствует грибок. Крепость дерева, из которого была сделана «Фрау Мария», настолько высока, что попытка одного из финских дайверов вбить гвоздь в обшивку «Фрау» не увенчалась успехом. А потому с технической точки зрения вероятность успешного подъёма корабля на поверхность довольно высока.[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]Нынче уже две известные морские компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъём груза «Фрау Мария». Обе эти компании – SMIT Internationale и Mammoet Salvage – участвовали в подъёме атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году. Потенциальные инвесторы, среди которых есть и российские бизнесмены, уже заявили о готовности профинансировать работы.[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]Так, может быть, пора начинать их, пока суровые морские течения и штормы не разломали судно на части? Тем более что время идёт, и в этом кроется самая большая опасность. Согласно финскому закону о памятниках древности Финляндии, если затонувшее судно и груз пробудут в её водах 100 лет, то после этого принадлежать они будут исключительно финской стороне. И пытаться оспорить это через суд не удастся: Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, а потому имеет право руководствоваться только собственными законами. Столетие существования Финской Республики приходится на 2018 год. Таким образом, осталось менее трёх лет, чтобы решить вопрос, кому принадлежат сокровища. Почему же молчат российские дипломаты? Или 2 млрд долларов для нашей страны лишние?[/font]

[font="Open Sans Condensed", sans-serif]Справка[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]Благотворительный фонд «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» был создан в декабре 2003 года. Председатель фонда Артём Михайлович Тарасов – известный политик, бизнесмен, первый легальный советский миллионер – стал инициатором спасения драгоценного груза шхуны «Фрау Мария». Первый успешный проект фонда Артёма Тарасова – возвращение в Россию малой диадемы дома Романовых. Эту корону украшают 822 бриллианта и 70 рубинов. Она была изготовлена в 1890 году по заказу великого князя Михаила Михайловича Романова.[/font]
[font=Arial, "Helvetica Neue", Helvetica, sans-serif]Что же касается МИД РФ, то он, судя по всему, потерял интерес к подъёму «Фрау Марии». Нет интереса ни у Министерства культуры, ни у Государственной думы. Финансировать подъём «Фрау Марии» готов известный российский меценат Михаил Слипенчук. Однако для проведения работ прежде необходим договор на межгосударственном уровне. Увы, государственные мужи хранят молчание. Хочется надеяться, что спасённые сокровища с борта «Фрау Марии» всё же займут свои места в Эрмитаже, пусть с опозданием на несколько веков.[/font]

Ответить

Вернуться в «ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость