Подводный мир Крыма: самый удивительные находки Тайны морского дна
Модератор: svkon
Подводный мир Крыма: самый удивительные находки Тайны морского дна
Подводный мир Крыма: самый удивительные находки
Тайны морского дна
Тайны морского дна: подводный археолог поделился секретами профессии и рассказал о самых интересных находках у побережья Крыма.
Слышали ли вы о порте в Новом Свете и о затопленной там пизанской галере? А о крымской Атлантиде, городе Акре, который искали с XVIII века, но только недавно смогли обнаружить? Эти и другие находки морского дна, а также редкую профессию подводного археолога обсуждаем с Виктором Вахонеевым, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником группы подводной археологии Института истории материальной культуры РАН.
- Интерес к затонувшим сокровищам возник еще в глубокой древности, - говорит Виктор Васильевич. - Достоверно известно, что уже в Древней Греции были ныряльщики, которые специализировались на подъеме тех или иных затонувших сокровищ. К примеру, источники нам сообщают, что один древнегреческий царь затопил свою казну и впоследствии ныряльщики погружались на дно и доставали эти предметы. А в римском праве даже сохранились документы о том, как разделить сокровища, найденные на дне, в какой пропорции, что нужно отдать, что можно себе сохранить. Но вплоть до начала XX века подводная археология как научная дисциплина еще не сформировалась.
Датой рождения морской археологии как научной дисциплины является 1900 г., когда у острова Антикитера в Греции было обнаружено кораблекрушение, заполненное греческими статуями. В 1943 г. Эмиль Ганьян и Жак-Ив Кусто разработали современного вида акваланг, и вот баллон сжатого воздуха с этого времени стал неотъемлемым спутником каждого дайвера, от любителя до профессионала. И именно с этого периода формируется первое поколение подводных археологов, среди которых можно назвать Джорджа Басса, Питера Трокмортона, Онор Фрост в какой-то мере даже самого Кусто и его команду.
Крымская Атлантида
- История археологического изучения акватории Крыма также началась на заре XX века, - продолжает Виктор Вахонеев. - Считается, что первые подводные археологические работы были проведены в 1905 г. в бухте Феодосии. Людвиг Колли провел исследования затонувшей гавани древней Феодосии. Нашел амфоры и сваи, которые могли относиться к гавани этого античного города. С этого периода Крым стал своего рода меккой подводных исследователей нашей страны. Здесь проводили исследования в 30-е годы ХХ в. сотрудники экспедиций подводных работ особого назначения под руководством профессора Рубена Орбели, они занимались изучением прибрежных частей античных городов и грузоподъемными работами, в том числе поисками затонувшего корабля «Черный принц». Существовала красивая легенда о том, что у берегов Крыма в ноябре 1854 г. в шторм затонул этот корабль, который якобы перевозил несметные сокровища для выплаты жалования британскому экспедиционному корпусу во время Крымской войны. После войны тут уже работала группа под руководством профессора Владимира Блаватского. Они исследовали Пантикапей, Херсонес, Ольвию, а также им принадлежит открытие кораблекрушения в акватории озера Донузлав IV века до н.э. с грузом амфор из Гераклеи Понтийской. С 1982 г. проводились исследования затопленного города Акра, одного из уникальных греческих памятников, который практически полностью ушел под воду.
Акру часто называют крымской Атлантидой. Город существовал с конца VI по IV века до нашей эры, а затем погрузился под воду, и последние 200 лет его не могли найти. В XVIII в. после присоединения Крыма к России сюда ринулись ученые, путешественники, энциклопедисты, которые, начитавшись античных источников Страбона и Перипла, решили определить, какие же места соотносятся с теми или другими греческими колониями здесь.
- Из древних источников было известно, что Акра находилась между двумя городами - Нимфеем и Китеем, - рассказывает Виктор Вахонеев. - Нимфей уже был известен к тому времени, а Китей смогли локализовать лишь в 1918 г. И ученые стали искать, где же находится Акра. И тут злую шутку сыграло само название: слово «акра» означает «возвышенность». Исследователи пытались осматривать, изучать все возвышенности или хорошо видные мысы. Поэтому все исследования 20-го века не увенчались успехом. Акра была найдена волею случая 40 лет назад. 12-летний школьник Алексей Куликов прогуливался по песчаному пляжу недалеко от поселка Набережное на Керченском полуострове. На берегу он нашел скопление монет, причем одна золотая чекана боспорского царя Котиса, четыре серебряных, остальные 151 - бронзовые. От самой древней до самой поздней монеты было порядка тысячи лет, и ученые предположили, что под водой находится город. Первые экспедиции произошли тогда же - в начале 80-х. И уже найдены были стены, башни, остатки городской застройки, колодец, заполненный амфорами. Это произвело определенную сенсацию - был найден практически целый город, находящийся под водой на дне Керченского пролива. Характерной особенностью Акры стало то, что в ней прекрасно сохранились культурные напластования античного периода под водой. Только в Акре слои оказались не перемолоты штормами, не уничтожены, а остались не потревоженными с периода античности. И причиной этого стала городская оборонительная стена, она послужила своеобразным защитным барьером от размыва. Под водой оказались неразрушенные кварталы, стены, улицы, вымостки! Даже сама городская оборонительная стена на глубине двух метров сохранилась в высоту 1,5 и даже на некоторых участках 2 метра! Такой уникальной сохранности не было нигде во всем Черном море. Под водой мы также нашли много деревянных предметов. К примеру, мы находили деревянные гребни возрастом 2,5 тысячи лет или городскую оборонительную башню - она была установлена на деревянных клетях, ее фундамент был деревянный. На суше такое сохраняется. Акра в прекрасном состоянии, и когда-нибудь (мы надеемся, это время не за горами) туда будут водить подводные экскурсии.
Тайны морского дна
Тайны морского дна: подводный археолог поделился секретами профессии и рассказал о самых интересных находках у побережья Крыма.
Слышали ли вы о порте в Новом Свете и о затопленной там пизанской галере? А о крымской Атлантиде, городе Акре, который искали с XVIII века, но только недавно смогли обнаружить? Эти и другие находки морского дна, а также редкую профессию подводного археолога обсуждаем с Виктором Вахонеевым, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником группы подводной археологии Института истории материальной культуры РАН.
- Интерес к затонувшим сокровищам возник еще в глубокой древности, - говорит Виктор Васильевич. - Достоверно известно, что уже в Древней Греции были ныряльщики, которые специализировались на подъеме тех или иных затонувших сокровищ. К примеру, источники нам сообщают, что один древнегреческий царь затопил свою казну и впоследствии ныряльщики погружались на дно и доставали эти предметы. А в римском праве даже сохранились документы о том, как разделить сокровища, найденные на дне, в какой пропорции, что нужно отдать, что можно себе сохранить. Но вплоть до начала XX века подводная археология как научная дисциплина еще не сформировалась.
Датой рождения морской археологии как научной дисциплины является 1900 г., когда у острова Антикитера в Греции было обнаружено кораблекрушение, заполненное греческими статуями. В 1943 г. Эмиль Ганьян и Жак-Ив Кусто разработали современного вида акваланг, и вот баллон сжатого воздуха с этого времени стал неотъемлемым спутником каждого дайвера, от любителя до профессионала. И именно с этого периода формируется первое поколение подводных археологов, среди которых можно назвать Джорджа Басса, Питера Трокмортона, Онор Фрост в какой-то мере даже самого Кусто и его команду.
Крымская Атлантида
- История археологического изучения акватории Крыма также началась на заре XX века, - продолжает Виктор Вахонеев. - Считается, что первые подводные археологические работы были проведены в 1905 г. в бухте Феодосии. Людвиг Колли провел исследования затонувшей гавани древней Феодосии. Нашел амфоры и сваи, которые могли относиться к гавани этого античного города. С этого периода Крым стал своего рода меккой подводных исследователей нашей страны. Здесь проводили исследования в 30-е годы ХХ в. сотрудники экспедиций подводных работ особого назначения под руководством профессора Рубена Орбели, они занимались изучением прибрежных частей античных городов и грузоподъемными работами, в том числе поисками затонувшего корабля «Черный принц». Существовала красивая легенда о том, что у берегов Крыма в ноябре 1854 г. в шторм затонул этот корабль, который якобы перевозил несметные сокровища для выплаты жалования британскому экспедиционному корпусу во время Крымской войны. После войны тут уже работала группа под руководством профессора Владимира Блаватского. Они исследовали Пантикапей, Херсонес, Ольвию, а также им принадлежит открытие кораблекрушения в акватории озера Донузлав IV века до н.э. с грузом амфор из Гераклеи Понтийской. С 1982 г. проводились исследования затопленного города Акра, одного из уникальных греческих памятников, который практически полностью ушел под воду.
Акру часто называют крымской Атлантидой. Город существовал с конца VI по IV века до нашей эры, а затем погрузился под воду, и последние 200 лет его не могли найти. В XVIII в. после присоединения Крыма к России сюда ринулись ученые, путешественники, энциклопедисты, которые, начитавшись античных источников Страбона и Перипла, решили определить, какие же места соотносятся с теми или другими греческими колониями здесь.
- Из древних источников было известно, что Акра находилась между двумя городами - Нимфеем и Китеем, - рассказывает Виктор Вахонеев. - Нимфей уже был известен к тому времени, а Китей смогли локализовать лишь в 1918 г. И ученые стали искать, где же находится Акра. И тут злую шутку сыграло само название: слово «акра» означает «возвышенность». Исследователи пытались осматривать, изучать все возвышенности или хорошо видные мысы. Поэтому все исследования 20-го века не увенчались успехом. Акра была найдена волею случая 40 лет назад. 12-летний школьник Алексей Куликов прогуливался по песчаному пляжу недалеко от поселка Набережное на Керченском полуострове. На берегу он нашел скопление монет, причем одна золотая чекана боспорского царя Котиса, четыре серебряных, остальные 151 - бронзовые. От самой древней до самой поздней монеты было порядка тысячи лет, и ученые предположили, что под водой находится город. Первые экспедиции произошли тогда же - в начале 80-х. И уже найдены были стены, башни, остатки городской застройки, колодец, заполненный амфорами. Это произвело определенную сенсацию - был найден практически целый город, находящийся под водой на дне Керченского пролива. Характерной особенностью Акры стало то, что в ней прекрасно сохранились культурные напластования античного периода под водой. Только в Акре слои оказались не перемолоты штормами, не уничтожены, а остались не потревоженными с периода античности. И причиной этого стала городская оборонительная стена, она послужила своеобразным защитным барьером от размыва. Под водой оказались неразрушенные кварталы, стены, улицы, вымостки! Даже сама городская оборонительная стена на глубине двух метров сохранилась в высоту 1,5 и даже на некоторых участках 2 метра! Такой уникальной сохранности не было нигде во всем Черном море. Под водой мы также нашли много деревянных предметов. К примеру, мы находили деревянные гребни возрастом 2,5 тысячи лет или городскую оборонительную башню - она была установлена на деревянных клетях, ее фундамент был деревянный. На суше такое сохраняется. Акра в прекрасном состоянии, и когда-нибудь (мы надеемся, это время не за горами) туда будут водить подводные экскурсии.
Re: Подводный мир Крыма: самый удивительные находки Тайны морского дна
Профессия «морской археолог»
Чаще всего сначала готовится историк с археологическим профилем, получает всю необходимую методологию исторического знания, и только после этого он может получить сертификат дайвера или пойти в более профессиональную водолазную школу и тогда уже применять под водой все полученные навыки. Бывают и обратные случаи, когда водолазы получают историческое образование. Как таковых факультетов археологии в России нет, археология существует только как часть исторических факультетов или институтов общественных наук. В Севастопольском университете есть профиль «Морская археология», где студенты изучают особенности методов и технологий проведения подводных и морских археологических работ, планирование организации археологических экспедиций, такие профессиональные дисциплины, как «Античный порт» или «Археология кораблекрушений и затопленных ландшафтов». Сейчас многие учреждения имеют свои группы подводных археологов. Например, в 2012 г. в государственном историко-археологическом музее «Херсонес Таврический» был создан целый отдел подводной археологии под руководством Андрея Букатова.
Археологи - это люди, которые учатся всю жизнь, и от этого зависит, какие разрешения они могут получить. В России разрешение на право проведения археологических исследований называется «открытым листом», так повелось еще с XIX века. Это могут быть просто разведки, и, как правило, первый раз археолог получает открытый лист просто на разведки без права шурфовок. Чтобы получить свой первый открытый лист, начинающий исследователь должен быть участником других работ на протяжении как минимум двух последних лет. Если молодой специалист провел удачно разведку, второй раз он может получить разрешение на закладывание нескольких разведывательных шурфов на небольшой площади до 20 кв. м на одном памятнике. И только на третий год он уже может приступить к своим первым самостоятельным археологическим раскопкам. Эти правила работают как для наземной археологии, так и для подводной, но они учитывают региональную специфику. Если археолог проводил исследования в одной части страны, в другой он не может начать с того же уровня - нужно разбираться в том регионе, в котором проводятся исследования.
До ХХ века работа водолаза была связана с определенными физическими ограничениями: на грудь навешивался специальный груз, на ногах свинцовые ботинки, на голове многокилограммовый медный шлем. В маленький иллюминатор смотреть было очень тяжело, обзор был небольшой. Когда водолаз тяжелой поступью шел по дну, поднимая ил, песок, муть мешала рассмотреть все хорошо.
- До 21-го века само снаряжение ограничивало возможности экспедиции, ее глубину, - говорит Виктор Вахонеев. - Обычно спускались не более чем на 50-60 метров. Я лично старался не погружаться глубже 30 метров. Сегодня у нас появилось огромное количество современных технических средств, которые сделали своеобразную революцию в подводной археологии. Я имею в виду подводные телеуправляемые аппараты, роботов. Сегодня можно, сидя с джойстиком от игровой приставки, управлять подводным аппаратом, оснащенным видеокамерой, какими-то манипуляторами, и отправить его под воду на большую глубину - она может исчисляться сотнями метров! В некоторых случаях при помощи такого робота можно даже поднять некоторые, не тяжелые предметы на поверхность. Кроме этого, подводную разведку сегодня стало возможным проводить геофизическими или гидроакустическими методами - у нас есть специальные сонары, гидролокаторы бокового обзора, которые могут просканировать морское дно и по примеру аэрофотосъемки сделать нам картинку морского дна. Есть многолучевые эхолоты - они позволяют снять трехмерную картинку дна, отобразить рельеф.
Так, например, во время работ в Новосветовской бухте с затонувшей пизанской галерой, о которой было известно по письменным источникам, археологи не нашли сам корпус судна. Под водой было найдено целое поле амфор, фрагменты угля, большое количество спекшихся между собой фрагментов керамики. Ученые поняли, что груз попал в очень сильный огонь, а дальше морской шашень догрыз то, что не сгорело. Точно так же исследователи не увидели глазами итальянское оружие XIII века - они нашли карбонатные корки из моллюсков и песка, а металл со временем сгнил. На рентгеноскопии под корками обозначились формы кинжалов и ножей.
- Есть морские магнитометры, - объясняет Виктор Васильевич, - которые могут обнаружить металлические, как мы называем, ферромагнитные объекты. Таким образом, мы можем находить чугунные ядра, пушки, якоря или даже целые металлические корабли. Есть и параметрические профилографы, мы можем подсветить дно на несколько десятков метров и увидеть занесенные песком или илом объекты. Новые технические приспособления помогли исследователям и в поисках легендарного русского корабля «Веста». Только недавно современные археологи смогли его обнаружить. «Веста» сегодня покоится на глубине 52 метров в 16 км от мыса Тарханкут. Сначала археологи провели приборное обследование окружающей акватории, увидели остов корабля. Затем запустили телеуправляемый подводный аппарат. Робот принес нам очень необычное подводное открытие: мы увидели огромный корабельный штурвал, придавленный частью борта судна. И после этого было принято решение проводить водолазные спуски. Основная часть наших работ состояла в создании трехмерной реконструкции данного судна. Чтобы сделать цифровой слепок затонувшего корабля, мы использовали метод фотограмметрии. Суть метода в том, что на основе множества фотографий, снятых под разными углами, в специальных программах можно сделать цифровую модель объекта. Мы провели достаточно долгое время, сделав больше 16 тысяч снимков, и в целом модель у нас получилась. Самым важным открытием стало то, что остов затонувшего корабля, а особенно хорошо сохранилась носовая часть, полностью передавал изображение, которое донесли нам известные маринисты - Судковский, Айвазовский, Богоевский. После того знаменитого боя с турецким броненосцем многие из них написали полотна. Когда мы сравнили полученные фотографии с этими полотнами, увидели 100% схожесть, которая и позволила нам точно идентифицировать данный корабль как легендарный пароход «Веста».
Чаще всего сначала готовится историк с археологическим профилем, получает всю необходимую методологию исторического знания, и только после этого он может получить сертификат дайвера или пойти в более профессиональную водолазную школу и тогда уже применять под водой все полученные навыки. Бывают и обратные случаи, когда водолазы получают историческое образование. Как таковых факультетов археологии в России нет, археология существует только как часть исторических факультетов или институтов общественных наук. В Севастопольском университете есть профиль «Морская археология», где студенты изучают особенности методов и технологий проведения подводных и морских археологических работ, планирование организации археологических экспедиций, такие профессиональные дисциплины, как «Античный порт» или «Археология кораблекрушений и затопленных ландшафтов». Сейчас многие учреждения имеют свои группы подводных археологов. Например, в 2012 г. в государственном историко-археологическом музее «Херсонес Таврический» был создан целый отдел подводной археологии под руководством Андрея Букатова.
Археологи - это люди, которые учатся всю жизнь, и от этого зависит, какие разрешения они могут получить. В России разрешение на право проведения археологических исследований называется «открытым листом», так повелось еще с XIX века. Это могут быть просто разведки, и, как правило, первый раз археолог получает открытый лист просто на разведки без права шурфовок. Чтобы получить свой первый открытый лист, начинающий исследователь должен быть участником других работ на протяжении как минимум двух последних лет. Если молодой специалист провел удачно разведку, второй раз он может получить разрешение на закладывание нескольких разведывательных шурфов на небольшой площади до 20 кв. м на одном памятнике. И только на третий год он уже может приступить к своим первым самостоятельным археологическим раскопкам. Эти правила работают как для наземной археологии, так и для подводной, но они учитывают региональную специфику. Если археолог проводил исследования в одной части страны, в другой он не может начать с того же уровня - нужно разбираться в том регионе, в котором проводятся исследования.
До ХХ века работа водолаза была связана с определенными физическими ограничениями: на грудь навешивался специальный груз, на ногах свинцовые ботинки, на голове многокилограммовый медный шлем. В маленький иллюминатор смотреть было очень тяжело, обзор был небольшой. Когда водолаз тяжелой поступью шел по дну, поднимая ил, песок, муть мешала рассмотреть все хорошо.
- До 21-го века само снаряжение ограничивало возможности экспедиции, ее глубину, - говорит Виктор Вахонеев. - Обычно спускались не более чем на 50-60 метров. Я лично старался не погружаться глубже 30 метров. Сегодня у нас появилось огромное количество современных технических средств, которые сделали своеобразную революцию в подводной археологии. Я имею в виду подводные телеуправляемые аппараты, роботов. Сегодня можно, сидя с джойстиком от игровой приставки, управлять подводным аппаратом, оснащенным видеокамерой, какими-то манипуляторами, и отправить его под воду на большую глубину - она может исчисляться сотнями метров! В некоторых случаях при помощи такого робота можно даже поднять некоторые, не тяжелые предметы на поверхность. Кроме этого, подводную разведку сегодня стало возможным проводить геофизическими или гидроакустическими методами - у нас есть специальные сонары, гидролокаторы бокового обзора, которые могут просканировать морское дно и по примеру аэрофотосъемки сделать нам картинку морского дна. Есть многолучевые эхолоты - они позволяют снять трехмерную картинку дна, отобразить рельеф.
Так, например, во время работ в Новосветовской бухте с затонувшей пизанской галерой, о которой было известно по письменным источникам, археологи не нашли сам корпус судна. Под водой было найдено целое поле амфор, фрагменты угля, большое количество спекшихся между собой фрагментов керамики. Ученые поняли, что груз попал в очень сильный огонь, а дальше морской шашень догрыз то, что не сгорело. Точно так же исследователи не увидели глазами итальянское оружие XIII века - они нашли карбонатные корки из моллюсков и песка, а металл со временем сгнил. На рентгеноскопии под корками обозначились формы кинжалов и ножей.
- Есть морские магнитометры, - объясняет Виктор Васильевич, - которые могут обнаружить металлические, как мы называем, ферромагнитные объекты. Таким образом, мы можем находить чугунные ядра, пушки, якоря или даже целые металлические корабли. Есть и параметрические профилографы, мы можем подсветить дно на несколько десятков метров и увидеть занесенные песком или илом объекты. Новые технические приспособления помогли исследователям и в поисках легендарного русского корабля «Веста». Только недавно современные археологи смогли его обнаружить. «Веста» сегодня покоится на глубине 52 метров в 16 км от мыса Тарханкут. Сначала археологи провели приборное обследование окружающей акватории, увидели остов корабля. Затем запустили телеуправляемый подводный аппарат. Робот принес нам очень необычное подводное открытие: мы увидели огромный корабельный штурвал, придавленный частью борта судна. И после этого было принято решение проводить водолазные спуски. Основная часть наших работ состояла в создании трехмерной реконструкции данного судна. Чтобы сделать цифровой слепок затонувшего корабля, мы использовали метод фотограмметрии. Суть метода в том, что на основе множества фотографий, снятых под разными углами, в специальных программах можно сделать цифровую модель объекта. Мы провели достаточно долгое время, сделав больше 16 тысяч снимков, и в целом модель у нас получилась. Самым важным открытием стало то, что остов затонувшего корабля, а особенно хорошо сохранилась носовая часть, полностью передавал изображение, которое донесли нам известные маринисты - Судковский, Айвазовский, Богоевский. После того знаменитого боя с турецким броненосцем многие из них написали полотна. Когда мы сравнили полученные фотографии с этими полотнами, увидели 100% схожесть, которая и позволила нам точно идентифицировать данный корабль как легендарный пароход «Веста».
Re: Подводный мир Крыма: самый удивительные находки Тайны морского дна
Работа подводного археолога, считает наш эксперт, не поддается каким-то эмоциональным всплескам. Но чувство первооткрывателя сопровождает исследователей всю жизнь. Сегодня крымские специалисты видят свою задачу в заполнении белых пятен истории - тех, которые невозможно восстановить по письменным источникам. Благодаря работе подводных археологов, письменные источники ожили, и иногда вроде бы недостоверные или выдуманные данные находят свое подтверждение. Бывают, конечно, и забавные случаи в работе. Самые, наверное, парадоксальные - это «свидания» с рыбами. Мы часто используем в нашей работе гидроэжектор, такой подводный пылесос, он удаляет из подводного раскопа пульпу, донный грунт. И вот ты в тишине работаешь, погруженный в свои мысли, в работу, а вокруг начинают скапливаться стайки рыб, смотрят с удивлением, группируются. При дайвинге они, наоборот, сторонятся. В нашей работе их в первую очередь интересуют всякие мелкие червячки, которые попадаются в донном грунте. Вот такие у нас есть молчаливые, но очень внимательные соседи. Существуют правила, регламент, как себя вести с ними, и все они изучаются на стадии обучения. Мы ни в коем случае не должны наносить вред подводному миру, не прикасаться, не уничтожать!Опыт последних лет, когда с помощью батискафов и роботов начали открывать новые кораблекрушения, уникален.
- В акватории Крыма сегодня все исследовано до глубины 50 метров. Но самые интересные открытия нас ожидают на большей глубине! И там уже многие памятники открыты, но еще не исследованы. По сравнению с другими регионами морское дно Крыма исследовано неплохо, однако работы предстоит еще не на одно поколение специалистов будущего, - заканчивает свой рассказ Виктор Вахонеев.
- В акватории Крыма сегодня все исследовано до глубины 50 метров. Но самые интересные открытия нас ожидают на большей глубине! И там уже многие памятники открыты, но еще не исследованы. По сравнению с другими регионами морское дно Крыма исследовано неплохо, однако работы предстоит еще не на одно поколение специалистов будущего, - заканчивает свой рассказ Виктор Вахонеев.
-
- Модератор
- Сообщения: 45
- Зарегистрирован: 25 мар 2024, 15:22
- Репутация: 0
- Контактная информация:
Re: Подводный мир Крыма: самый удивительные находки Тайны морского дна
Тайны речного дна.
В Подмосковье одно домонгольское городище с двух сторон омывается узкой речкой. Валы городища обрываются прямо в воду. Несколько лет я придумывал способ как бы обследовать дно дно этой речкой. Но на глубине с метр начинался слой густого ила, перемешанного с обломками дерева. Багор уходил в эту пропасть метра на четыре, так и не достигнув дна. Как-нибудь расскажу, что у меня получилось в итоге. Да и других подобных случаях на вспомнить.
Тот самый Михалыч.
В Подмосковье одно домонгольское городище с двух сторон омывается узкой речкой. Валы городища обрываются прямо в воду. Несколько лет я придумывал способ как бы обследовать дно дно этой речкой. Но на глубине с метр начинался слой густого ила, перемешанного с обломками дерева. Багор уходил в эту пропасть метра на четыре, так и не достигнув дна. Как-нибудь расскажу, что у меня получилось в итоге. Да и других подобных случаях на вспомнить.
Тот самый Михалыч.
Re: Подводный мир Крыма: самый удивительные находки Тайны морского дна
Золотая лихорадка «Принца»
Среди затонувших кораблей был и британский парусно-винтовой фрегат «Принц» (также известен как «Чёрный принц»), который нашёл свой конец под Балаклавой. По одной из версий, фрегат вёз золото для выплаты жалования войскам. На борту было почти 60 миллионов франков в драгоценном металле.
После окончания Крымской войны золото искали экспедиции из Франции. В 1875 году, когда уже был создан водолазный скафандр, французские водолазы обшарили дно Балаклавской бухты и все подходы к ней. Нашли больше десяти затонувших кораблей, но «Принца» среди них не оказалось. О фрегате на время забыли. Но в 1922 году один ныряльщик-любитель из Балаклавы достал со дна моря у входа в бухту несколько золотых монет. Страсти вокруг «золотого Принца» закипели вновь.Дорогостоящие экспедиции из Италии, Японии и СССР обшарили всё дно возле Балаклавы, подняли на сушу десятки кусков железа, часть обшивки борта с тремя иллюминаторами, несколько неразорвавшихся бомб, медные обручи от бочек и много других вещей из металла – но несметных богатств никто так и не нашёл.
Лишь в 2010 году дайверы и археологи отыскали останки «Принца» и некоторые предметы, которые перевозил корабль. Никакого золота не было.
Странно то, что сокровища искали многие страны на протяжении десятков лет, но не сама Британия. Вероятно, англичане с самого начала знали: слухи о бочках с золотом – миф. Но, видимо, предпочли молча наблюдать за потугами горе-экспедиций.
Среди затонувших кораблей был и британский парусно-винтовой фрегат «Принц» (также известен как «Чёрный принц»), который нашёл свой конец под Балаклавой. По одной из версий, фрегат вёз золото для выплаты жалования войскам. На борту было почти 60 миллионов франков в драгоценном металле.
После окончания Крымской войны золото искали экспедиции из Франции. В 1875 году, когда уже был создан водолазный скафандр, французские водолазы обшарили дно Балаклавской бухты и все подходы к ней. Нашли больше десяти затонувших кораблей, но «Принца» среди них не оказалось. О фрегате на время забыли. Но в 1922 году один ныряльщик-любитель из Балаклавы достал со дна моря у входа в бухту несколько золотых монет. Страсти вокруг «золотого Принца» закипели вновь.Дорогостоящие экспедиции из Италии, Японии и СССР обшарили всё дно возле Балаклавы, подняли на сушу десятки кусков железа, часть обшивки борта с тремя иллюминаторами, несколько неразорвавшихся бомб, медные обручи от бочек и много других вещей из металла – но несметных богатств никто так и не нашёл.
Лишь в 2010 году дайверы и археологи отыскали останки «Принца» и некоторые предметы, которые перевозил корабль. Никакого золота не было.
Странно то, что сокровища искали многие страны на протяжении десятков лет, но не сама Британия. Вероятно, англичане с самого начала знали: слухи о бочках с золотом – миф. Но, видимо, предпочли молча наблюдать за потугами горе-экспедиций.
Re: Подводный мир Крыма: самый удивительные находки Тайны морского дна
Подводные археологи в Крыму нашли пять деревянных судов XIX века
Пять кораблей, датируемые XIX веком! Такую находку обнаружили крымские подводные археологи в Евпатории. И если бы не запланированная реконструкция набережной имени Терешковой, возможно, море еще долго хранило бы тайну затонувших кораблей.
Прежде чем планировать реконструкцию набережной, чтобы не повредить объекты культурного наследия, которые могут там находиться, в сентябре на место привлекли ученых, которые обследовали акваторию.В общей сложности исследуемый участок составил 70 тысяч квадратных метров. На небольшом участке в 1200 метров вдоль берега и шириной 55 метров и обнаружили все пять судов, затонувших в разное время и при различных обстоятельствах. Про два корабля из пяти мы знали во время исследований в 2013 году. Речь идет о судах, которые затонули, по-видимому, во время шторма 14 ноября 1854 года. Одно из них - деревянное купеческое судно союзного флота времен Крымской войны. Объект находится в 70 метрах на северо-восток от причала № 47 (яхт-клуб) на траверзе церкви Святого Ильи на глубине более 3-х метров. При исследованиях была обнаружена латунная обшивка судна, а в коллекцию Черноморского центра подводных исследований была передана деревянная курительная трубка середины XIX века. Судно затонуло с креном на правый борт. Видимая его длина - 27 метров, ширина 4 метра, - рассказал «КП» кандидат исторических наук, заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.Второе купеческое деревянное судно, потерпевшее кораблекрушение, находится в районе Конского пляжа (Солярис).
Туристы-ныряльщики вряд ли бы заприметили затонувшие объекты, так как в пределах исследуемой акватории, где они находятся, нет оборудованных пляжей, а берег представлен бетонными берегоукрепительными сооружениями, возведенными в 1980-е годы. Кстати, до этого, судя по фотографиям, реконструкция набережной была проведена лишь в 1950 году.ВОЗЬМУТ ПОД ОХРАНУ
Точную дату и причину гибели третьей находки, ученые пока не установили. Известно, что это также деревянное судно - из сосны. Большая его часть скрыта песчаными отложениями, а также завалена камнями. Никаких материалов, позволивших датировать время постройки или затопления судна обнаружено не было. Но судя по характеру судового набора, время постройки судна может определяться первой половиной ХХ века. Идентификация и окончательная датировка его возможна только после раскопок объекта, - говорит Виктор Вахонеев.
Четвертое судно обнаружено на глубине 2,6 метров. По словам специалистов, скорее всего - это фелюга. Небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря. Например, греческие пираты предпочитали фелюги за быстроходность и маневренность.Чтобы определить размеры и дату гибели пятого - также нужны более тщательные исследования.
- Учитывая, что все последние три затонувших деревянных судна имеют черты судового набора, характерного для довоенной постройки, а также то, что с 1920-х годов деревянные сваи пристаней и причалов стали заменять на металлические, данные объекты обладают признаками объектов культурного наследия и могут датироваться началом ХХ века. В связи с этим, мы планируем подать документацию в Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, чтобы эти объекты включили в список выявленных объектов культурного наследия.«Крутой» причал построили в Евпатории
Рядом с затонувшими судами ученые зафиксировали большие деревянные сваи - это остатки старого причала. С 20-х годов сваи стали делать металлическими, поэтому можно сделать вывод, что причал датируется концом XIX или началом XX века. Крымские подводные археологи совместили карту своих находок с дореволюционными картами и планами. Оказалось, что в этом месте был причал Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) – одной из крупнейших на Черном море судоходных компаний второй половины XIX века. Из исторических архивов известно, что в начале XX века Российское общество было самой большой пароходной компанией России. Корабли его заходили в порты Атлантического, Тихого и Индийского океанов.Со дна во время исследований были подняты: татарский поясной набор середины XIX – начала ХХ века, латунная сферическая накладка с орнаментом насечек, латунный кованый корабельный гвоздь, 3 латунных нагеля деревянных судов середины XIX века, пушечное ядро, 8 свинцовых пуль времен Крымской войны, 5 свинцовых пластырей для ремонта деревянных судов и их фрагментов, 1 металлический крюк, 3 медных гвоздя обшивки деревянного судна, 1 затертая медная монета (российский пятак).
Пять кораблей, датируемые XIX веком! Такую находку обнаружили крымские подводные археологи в Евпатории. И если бы не запланированная реконструкция набережной имени Терешковой, возможно, море еще долго хранило бы тайну затонувших кораблей.
Прежде чем планировать реконструкцию набережной, чтобы не повредить объекты культурного наследия, которые могут там находиться, в сентябре на место привлекли ученых, которые обследовали акваторию.В общей сложности исследуемый участок составил 70 тысяч квадратных метров. На небольшом участке в 1200 метров вдоль берега и шириной 55 метров и обнаружили все пять судов, затонувших в разное время и при различных обстоятельствах. Про два корабля из пяти мы знали во время исследований в 2013 году. Речь идет о судах, которые затонули, по-видимому, во время шторма 14 ноября 1854 года. Одно из них - деревянное купеческое судно союзного флота времен Крымской войны. Объект находится в 70 метрах на северо-восток от причала № 47 (яхт-клуб) на траверзе церкви Святого Ильи на глубине более 3-х метров. При исследованиях была обнаружена латунная обшивка судна, а в коллекцию Черноморского центра подводных исследований была передана деревянная курительная трубка середины XIX века. Судно затонуло с креном на правый борт. Видимая его длина - 27 метров, ширина 4 метра, - рассказал «КП» кандидат исторических наук, заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.Второе купеческое деревянное судно, потерпевшее кораблекрушение, находится в районе Конского пляжа (Солярис).
Туристы-ныряльщики вряд ли бы заприметили затонувшие объекты, так как в пределах исследуемой акватории, где они находятся, нет оборудованных пляжей, а берег представлен бетонными берегоукрепительными сооружениями, возведенными в 1980-е годы. Кстати, до этого, судя по фотографиям, реконструкция набережной была проведена лишь в 1950 году.ВОЗЬМУТ ПОД ОХРАНУ
Точную дату и причину гибели третьей находки, ученые пока не установили. Известно, что это также деревянное судно - из сосны. Большая его часть скрыта песчаными отложениями, а также завалена камнями. Никаких материалов, позволивших датировать время постройки или затопления судна обнаружено не было. Но судя по характеру судового набора, время постройки судна может определяться первой половиной ХХ века. Идентификация и окончательная датировка его возможна только после раскопок объекта, - говорит Виктор Вахонеев.
Четвертое судно обнаружено на глубине 2,6 метров. По словам специалистов, скорее всего - это фелюга. Небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря. Например, греческие пираты предпочитали фелюги за быстроходность и маневренность.Чтобы определить размеры и дату гибели пятого - также нужны более тщательные исследования.
- Учитывая, что все последние три затонувших деревянных судна имеют черты судового набора, характерного для довоенной постройки, а также то, что с 1920-х годов деревянные сваи пристаней и причалов стали заменять на металлические, данные объекты обладают признаками объектов культурного наследия и могут датироваться началом ХХ века. В связи с этим, мы планируем подать документацию в Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, чтобы эти объекты включили в список выявленных объектов культурного наследия.«Крутой» причал построили в Евпатории
Рядом с затонувшими судами ученые зафиксировали большие деревянные сваи - это остатки старого причала. С 20-х годов сваи стали делать металлическими, поэтому можно сделать вывод, что причал датируется концом XIX или началом XX века. Крымские подводные археологи совместили карту своих находок с дореволюционными картами и планами. Оказалось, что в этом месте был причал Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) – одной из крупнейших на Черном море судоходных компаний второй половины XIX века. Из исторических архивов известно, что в начале XX века Российское общество было самой большой пароходной компанией России. Корабли его заходили в порты Атлантического, Тихого и Индийского океанов.Со дна во время исследований были подняты: татарский поясной набор середины XIX – начала ХХ века, латунная сферическая накладка с орнаментом насечек, латунный кованый корабельный гвоздь, 3 латунных нагеля деревянных судов середины XIX века, пушечное ядро, 8 свинцовых пуль времен Крымской войны, 5 свинцовых пластырей для ремонта деревянных судов и их фрагментов, 1 металлический крюк, 3 медных гвоздя обшивки деревянного судна, 1 затертая медная монета (российский пятак).
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя