Сообщение
Тот самый Михалыч » 06 июн 2019, 10:31
23 февраля 1901 года эскадренный броненосец «Цесаревич» был спущен на воду, пробыв на стапеле один год и десять месяцев. Достройка продолжалась следующие полтора года. Задержка связана была с многочисленными переделками и доводками.
27 июня 1903 г. прошли испытания на максимальную скорость, позволявшие развить 18,34 узла. Эти вести обнадеживали Главный морской штаб (ГМШ) в Петербурге, который все последнее время требовал ускорить все приемки и испытания, т.к. сложная обстановка на Дальнем Востоке незамедлительно требовала усиления русского Тихоокеанского флота. Предлагалось свернуть все работы на «Цесаревиче», которые грозят задержать уход корабля в Кронштадт и отложить те, которые могут быть выполнены «судовыми средствами». В крайнем случае обещали разрешить по пути на Дальний Восток специально зайти в Тулон, чтобы исправить выявившиеся неполадки. 18 августа 1903 г. в итоге затянувшейся на 50 месяцев постройки состоялось беспрецедентно ускоренное подписание акта о приемке броненосца в казну, констатировавшее неготовность к действию главного его оружия — 305-мм пушек. Эскадренный броненосец «Цесаревич» официально вошел в строй. Общая стоимость постройки корабля — 14.004.286 рублей.
В Порт-Артуре он был торпедирован на внешнем рейде в первой же атаке и долго ремонтировался. Принял участие как флагман в знаменитом бою в Желтом море, добившись более 20 попаданий в японский флагман "Микаса", но и сам подвергался жестокому обстрелу.Фатальными для всей русской эскадры стал 305-мм снаряд, попавший в 17:25. Он почти разрушил основание фок-мачты, повредил мостик и убил сидевшего в кресле на открытом мостике контр-адмирала В.К. Витгефта. Были ранены начальник штаба контр-адмирал Н.А. Матусевич.
После наступления темноты, «Цесаревич» стал отставать от эскадры, уходящей в Порт-Артур, и вскоре окончательно потерял ее из вида. Капитан Шумов решил воспользоваться темнотой и, повернув на юг, идти согласно приказу во Владивосток.
29 июля в 21.00 «Цесаревич» вошел на рейд германской военно-морской базы Циндао. Там уже грузились углем пришедшие накануне русский крейсер «Новик» и миноносец «Бесшумный», которые так же решили не возвращаться в Порт-Артур. Ночью «Новик» покинет Циндао, а утром 30 июля пришли еще два миноносца - «Бесстрашный» и «Беспощадный».
1 августа губернатор Циндао капитан I ранга Труппель определил предельный срок стоянки русских кораблей в порту. Броненосцу «Цесаревич» было дано шесть дней, а трем миноносцам до тридцати шести часов. Однако 2 августа в 10.00 губернатор Циндао, ссылаясь на полученный приказ кайзера из Берлина, потребовал от русских немедленного покинуть порт или разоружиться. Как старший по званию, контр-адмирал Матусевич отдал приказ кораблям подчиниться немецким требованиям. Корабли спустили флаги и в тот же день начали выгружать боеприпасы на берег.
После подписания Портсмутского мирного договора, положившего конец русско-японской войне, интернированные корабли стали готовиться к переходу на родину. «Цесаревич» должен был идти на Балтику с тяжелой мыслью о том, что из 15 броненосцев, которые участвовали в войне с японцами - он единственный, кто уцелел. 14 ноября 1905 года броненосец под командованием капитана II ранга Шумова вышел из Циндао и взял курс на запад. 2 февраля 1906 года «Цесаревич» прибыл в Либаву.