Кто такие "Дети боярские ".

Все что с ними связано.
Ответить
Andrei_S
Модератор
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 20:46
Репутация: 1

Кто такие "Дети боярские ".

Сообщение Andrei_S » 12 ноя 2021, 14:48

Дети боярские

Масленков И. В. Дети боярские, однодворцы и дворяне: вопросы происхождения и взаимодействия [Текст]/ И.В. Масленков //Социально-культурные и исторические аспекты развития региона: история и современность: материалы [сборник] /СКФУ. - Ставрополь, 2020. - Вып. 17. 4.1. - с. 388-410.
Масленков Игорь Витальевич,
историк, краевед, г. Харьков
Дети боярские, однодворцы и дворяне: вопросы происхождения и взаимодействия

"Предположительно термин "дети боярские", как и "отроки", "гридьба", "детские", обязан своим появлением младшим дружинникам удельных князей. Данную социальную группу не следует путать с дворянами, происходившим от княжеских и боярских слуг "дворных". Часть детей боярских являлась потомками бояр Великого княжества Литовского и Великого княжества Рязанского. По мнению Зимина А. А. в состав детей боярских вошли "...представители тех же боярских родов или боковых ветвей, а также новые слои: во-первых, местные землевладельцы, выдвинувшиеся благодаря службе, как ратной, так и административной; во-вторых, выходцы из-за рубежа или перебежчики из других княжений и, в-третьих, представители других сословий, связавшие свою судьбу со службой государю и обеспеченные за это вотчинами и поместьями (дети и родственники великокняжеских дьяков, всевозможные администраторы, иногда из "поповичей" и холопов)" . Во второй половине XV - первой половине XVI вв. в числе детей боярских встречаются и представители княжеских фамилий.
Одно из самых первых упоминаний детей боярских как социальной группы имеется в договоре, заключенном в янваќре - феврале 1433 г. между великим князем Василием Васильевичем и серпуховско-боровским князем Василием Ярославичем . Однако некоторые исследователи высказываются в пользу его более раннего происхождения . 1438 г. датируется грамота в. кн. Василия Васильевича в Нерехту князьям, боярам, детям боярским и дворянам . В жалованной грамоте верейского и белозерского князя Михаила Андреевича Кирилло-Белозерскому монастырю, датированной серединой XV в., упоминаются "мои князья, и бояре, и дети боярские и дворяне..." . В жалованной грамоте вологодского князя Андрея Васильевича Меньшого Кирилло-Белозерского монастыря игумену Игнатию от 6 декабря 1471 г. встречаются "... мои князи и бояре, и воеводы, и дети боярские, и дворные слуги..." . В целом же упоминания о детях боярских в актовых документах с середины XV в. становится массовым.
Дети боярские составляли опору государственной власти, поскольку целиком от нее зависели, и являлись ядром армии Московского княжества. Зависимость от государства усилилась в связи с запретом на отъезд и со сложением поместной системы к концу XV в. "Именно в княжение Иоанна III входит в употребление и новый термин поместье: он встречается впервые в жалованной грамоте, написанной около 1470 года" . За службу сын боярский получал поместье, с которого должен был кормиться и обеспечивать себя всем необходимым для несения службы, дабы являться по приказу великого князя "конно, людно и оружно". Поместье того времени мало отличалось от вотчины. И поместье, и вотчина являлись источниками феодальной ренты. Поместье выступало не только как принудительная гарантия службы, но являлось, как и вотчина, одной из форм феодальной собственности, дающей возможность эксплуатировать крестьян. Единственное крупное отличие заключалось в невозможности отчуждения по инициативе владельца.
В конце XV - начале XVI вв. провинциальные дети боярские играли роль резерва Государева двора, несли военную и сторожевую службу в рамках "города". Из тех, кому посчастливилось закрепиться в Москве, образовалась группа дворовых детей боярских, занимавших младшие военные, дипломатические и административные должности
Городовые дети боярские образовывали служилые корпорации, "служилые города", в тех уездах, где испомещались правительством. В первой половине XVI в. они имели возможность попасть в дворовый список и служить при Государевом дворе. Такое положение сохранялось до реформы 1550 г. Во второй половине XVI в. дворовые дети боярские лишились возможности перехода в Двор, а выборное дворянство заняло промежуточное положение между Москвой и "городами".
В начале XVI в. провинциального служилого дворянства как такового не существовало. В уездах господствующее положение занимали городовые дети боярские, в середине XVI в. - дворовые и городовые дети боярские, и только во второй половине XVI в. - выборные дворяне, дворовые и городовые дети боярские.
Дети боярские до второй половины XVI в. составляли замкнутую корпорацию, не допускавшую в свои ряды выходцев из низших сословий, из "поповых и мужичьих детей, и холопей боярских, и слуг монастырских" . Но потребность в увеличении численности армии заставляла правительство идти на нарушение старых традиций и верстать в дети боярские лиц низкого звания, прежде всего служилых людей "по прибору". Время от времени правительство издавало указы с требованиями верстать в дети боярские лишь тех, чьи "отцы были в детях боярских и служили с городы" , однако подобные распоряжения часто нарушались. Так, в 1585 г. в дети боярские г. Данкова поверстано триста епифанских сторожевых казаков".

Andrei_S
Модератор
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 20:46
Репутация: 1

Re: Кто такие "Дети боярские ".

Сообщение Andrei_S » 14 ноя 2021, 21:08

"Еще В. О. Ключевский отмечал, что в Московском царстве XVII в. "чины служилые разделялись на две группы: на чины служилые по отечеству и на чины служилые по прибору" . Различались они не только по комплектованию. Последние владели землей на служило-надельном праве, существенно отличавшемся от поместного. Приведенный выше пример с данковскими детьми боярскими говорит о том, что принцип отечества соблюдался далеко не всего. Нарушение этого, казалось бы, незыблемого сословного правила, особенно характерно для конца XVI в. и всего XVII в. В случае крайней нужды, вызванной военной необходимостью, в дети боярские верстались не только казаки, представители иных служилых групп, но и посадские, крестьяне и даже холопы . В 1648 г. ряшане жаловались "всем городом" на подобные несправедливости. "А в тех новых городех верстаны люди и крестьяне наши, и стрелецкие, и казачьи, и пушкарские, и всяких неслужилых отцов дети" . Можно вспомнить известный белгородский род Масловых. Основателем этого рода являлся станичный вож, выходец из ливенских казаков, Иван Григорьев сын Маслов. Как минимум трое из восьми его сыновей значились детьми боярскими. Подобная политика правительства приводила к тому, что сословная группа детей боярских насыщалась демократическим элементом, теряла старые служилые традиции, связи с аристократической верхушкой. Происходила социальная нивелировка детей боярских. Рост количества однодворцев являлся ярким тому подтверждением.
В то же время и служба по прибору часто носила наследственный характер. Представители приборных служб, в первую очередь стрельцы, практически не имели шансов улучшить собственное социальное положение. Именно стрельцы стали одной из первых жертв петровских реформ и пополнили ряды как посадских людей, так и однодворцев.
В конце XVI начале XVII вв. московское правительство в рамках организации обороны южного порубежья от набегов татар, воровских черкас и литовских воинских людей проводило переселение детей боярских в новые города. Освоение Поля сопровождалось массовым испомещением. Дети боярские служили в рядах поместной конницы ("сотенная служба"). Такая служба открывала доступ к московским чинам. При этом дети боярские исполняли целый ряд государственных повинностей в натуральном, денежном или отработочном виде. Так, с детей боярских взимались полоняничные и ямские деньги, жалованье местным офицерам, четвериковый хлеб, стрелецкие деньги. Исполняли они городовое, струговое дело, подводную повинность и пр.
Колонизация вновь устраиваемых уездов принимала разные формы. Прежде всего шла военная колонизация, когда новые крепости и города закладывали именно служилые люди. Поначалу они и составляли большинство городского населения. Следом шли посадские и крестьяне, в т.ч. и беглые. Не следует забывать и переселение черкас, принявшее в XVII в. значительные масштабы".

Andrei_S
Модератор
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 20:46
Репутация: 1

Re: Кто такие "Дети боярские ".

Сообщение Andrei_S » 10 янв 2022, 13:36

НЕМНОГО О СЛУЖБЕ ТУЛЬСКИХ ДЕТЕЙ БОЯРСКИХ в 17 веке .

Тульские дети боярские как впрочем и ефремовские, мценские и другие дети боярские составляли так называемые ".....городовые сотни...." в них входили представители одного города . При организации военного похода в 17 веке из этих детей боярских "...сотенной...службы...." организовывалось Поместное войско , которое было разделено на сотни . Например в 1654 -- 1655 годах в полку воеводы В.П.Шереметева и кн. А.Н.Трубицкого числилось 60 конных сотен состоявших из детей боярских (( в каждой сотне было от 57 до 82 воинов- сынов боярских ) Помимо этих сотен в полку были организованы по одной ВЫБОРНОЙ СОТНЕ , ЕРТАУЛЬНОЙ СОТНЕ и ПОДЪЕЗЖЕЙ СОТНЕ . А в Ертаульную сотню выбирали детей боярских у которых было хорошее вооружение , а в Выборную сотню и Подъезжую сотню - выбирались по знатности .
В русско- польской войне 1656 - 1661 годах дети боярские из Тулы принимали самое активное участие . Например несколько сотен тульских детей боярских сражались с поляками под Старым Быховым командирами сотен у них были : -- рязанцы Григорий Кошелев и Федор Левашов а командиром Ертаульной сотни был владимирец Федор Владыкин
В полковых списках полка отражено как тульские дети боярские героически сражались в этих боестолкновениях с польскими войсками . Например из этих списком мы узнаем , что туляне - дети боярские -на этом бою ".......бились явственно убили мужика........" ( т.е. в полковых списках отмечали особо отличившихся туляков , которые в бою убили солдата противника ( мужика-) -- вот списки тульских детей боярских кто особо отличился в бою в 1661 году ".......бились явственно убили мужика....."
Еремей Дмитриев сын Михнев
Тимофей Алексеев сын Анненков
Горчак Третьяков сын Ланской
Андрей Богданов сын Кисленский
Артемон Третьяков сын Ланской
Федор Иванов сын Ланской
Иван Третьяков сын Ланской
Константин Андреев сын Зыбин
Кирилла Иванов сын Дьяков
Андрей Иванов сын Котосонов
Остафий Карпов сын Писемский
Трофим Артамонов сын Карпов
Василий Федоров сын Воейков
Карнила?? Григорьев сын Ивашкин
так же туляк из Ертаульной сотни -- Афанасий Афанасьев сын Крюков -- "....бился явственно убил мужика....." ( т.е. солдата противника)
Так же в этом походе несколько тульских детей боярских : Василий Григорьев сын Перерушев ......Иван Мартинов сын Улыбушев ......Савелий Васильев сын Сафонов служили в "...знаменщиках..." полка .
ПОМЕСТНАЯ КОННИЦА 17 века -- в которой служили дети боярские подразделялась на "...сотни..." разной численности ( на примере тульских детей боярских видно численность в каждой сотне колебалось от 57 до 82 человек) . Каждая сотня , могла подразделяться на ".....подъезды........станицы и ...сторожы ....." -- под этим выражением можно понимать группы детей боярских высылаемых с определенной тактической целью ( например разведка -- это станица) \ Как писал историк Миклашевский единственной устойчивой единицей поместной конницы можно считать -- СОТНЮ . . Офицерские чины в поместном войске подразделялись на сотника ( или сотенного голову..). Кроме сотника в поместном войске упоминались звания завоеводчика ......есаула ...и атамана ....- первый чин - ЗАВОЕВОДЧИК означал чин личного адьютанта . Высшей должностью было чин ВОЕВОДЫ ( командир всех сотен ) затем шел ПОЛУГОЛОВА ( пятисотенный ) далее СТОРОЖЕСТАВЕЦ и наконец СОТНИК .
В "...подъездах ......станицах ..и сторожах ..." -- служили дети боярские -- ездоки , станичники , вожы и сторожа ...которые как Выше было сказано выполняли определенную тактическую задачу например отправлены на сторожу ..и в станицу ...с целью разведки за неприятелем . СТАНИЦА - состояла из 10 детей боярских ( станичный голова , станичный ездок
6 ездоков и 2 вожжа )

Должность " знаменщика...." ( в последствии - прапорщик - от слово ПРАПОР (т.е знамя) в полку до 1646 года за воеводой возил холоп , но с 1646 года в знаменщики стали ставить одних из самых лучших детей боярских . Заменивший звание знаменщика в Поместном войске - чин ПРАПОРЩИКА в рейтарских частях -- означал почти то же самое , что и знаменщик в его обязанности входило следующее "".......несет ротное знамя и печалуется о солдатах и им смельства наговаривает......." .( т.е к основной обязанности нести знамя - Прапорщик в новых рейтарских частях дополнительно еще выполнят функции это кого "...политрука..." или замполита --"........ печалуется о солдатах и им смельства наговаривает...."

Во второй половине 17 века - дворянские сотни городовых детей боярских стали переводить в "....рейтарский строй......" в Рейтарских полках куда переводились дети боярские бывшего поместного войска вместо деления на "..сотни.." организовывались под влиянием иноземцев- командиров рейтарских полков деления на РОТЫ . Должность СОТНИКА в рейтарских полках заменили на капитана и ротмистра ( по старому это командир сотни -- по новому командир - роты) .
Автор Андрей Старухин.

Andrei_S
Модератор
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 20:46
Репутация: 1

Re: Кто такие "Дети боярские ".

Сообщение Andrei_S » 24 янв 2022, 22:03

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ и СЛУЖБА ДЕТЕЙ БОЯРСКИХ - на примере одоевских служилых людей ( сказки одоевцев поданые в 1677- 1678 годах .)

----- одоевец , сын боярский ИВАН НАУМОВ сын ШЕБАНОВ - писал в своей сказке "......служу я по городу лет с тридцать и больше и был я разных полках а ныне в полку у окольничего Петра Дмитриевича Скуратова , грех постиг в болезни своей с службы великого государя сошол , а ружья мне из казны не дано ничего ........."" т.е. в своей сказке он указал что был в военном походе под Чигириным не весь срок , что из за болезни ему пришлось вернуться домой ) --- далее окладчики подтвердили , что он уехал из под Чигирина ранее срока "..........с Чигирина сошел до отпуску и в своей сказке про это написал верно в городовой службе его не будет а ныне будет в рейтарской службе......." (( как мы видим окладчики зорко следили правду ли пишут в своих сказках служилые люди))

------одоевец , сын боярский , недоросль ПАРАМОН ЕРМОЛОВ сын КОРОГОДИН -- в своей сказке указал , что не был в военном походе под Чигириным из за материальных и бытовых проблем , веренее из за пожара ".........двор и гумно с амбаром и лошади и всякое ружье погорело ......."" ( окладчики указали что далее ему служить в рейтарской службе)

-----одоевец , сын боярский ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВ сын ЛУКИН - указал что служит он рейтарскую службу в полку Андрея Гулица и что в Чигиринском походе он был , так же он указал что в этом чигиринском походе у него было потерянно казенное имущество латы и шишак "............был в Чигиринском походе с приезду до отпуску дано мне карабин и пистоль а латы и шишак дано с товарищем моим АРХИПОМ РЫМШИНЫМ и те латы на вылазке под Чигириным отбили турские люди......"

--------одоевец , сын боярский , недоросль КЛИМ ПАВЛОВ сын СТАРОВО - указал в свой сказке , что не был в военном походе из за разоренья "......под Чигириным ..не был за разореньем и за скудностью от окольничего ФЕДОРА ПРОКОФЬЕВИЧА СОКОВНИНА ..землей завладел рож и яровой хлеб пожал ..от разоренья на службу великого государя не был ( так же он указал , что его родной брат ЕФИМ ПАВЛОВ сын СТАРОВО на службе под Чигириным убит ...) -- окладчики поправили его , что брат его ЕФИМ СТАРОВО взят в полон ..и что он жил с ним в одном дворе - далее окладчики вошли в положение и дали ему льготу от службы "........для прокормления матери дана ему льгота ....."" ( т.е отсрочка от службы)

---------одоевец сын боярский МАРТЕМЬЯН ЕМЕЛЬЯНОВ сын СТАРОВО -- пишет ,что так же неб в военном походе под Чигириным из за разоренья и опять его разорил крупный феодал и вотчиник АНДРЕЙ ДЕНИСОВИЧ СОМОВ "........разорил меня АНДРЕЙ ДЕНИСОВ сын СОМОВ с сыном своим МИХАИЛОМ лошадей поотнимали и тем разорили безостатку и за тем разорением по сее число не служил........"
( опять пример как страдали служилые люди от притеснений их богатых соседних феодалов

------ одоевец - ТИМОФЕЙ АЛЕКСЕЕВ сын ШЕМЕТОВ - указал , что так же под Чигириным не был из за разоренья и пожара "...из за разоренья , а разорил меня ФЕДОСЕЙ ОСИПОВ сын АРСЕНЬЕВ семеро лошадей да 3 лошади покрал , да отца моего двор горел ......"

--------одоевец ЕВСЕВЕЙ ПИМИНОВ сын СОТНИКОВ -- указал , что не был в чигиринском походе по болезни "...........не был на службе за болезнью ворогуша меня била пол года ........""( примечание ВОРОГУША -- это лихорадка ))

--------одоевец ДАНИЛА АФАНАСЬЕВ сын КОРОГОДИН -- так же указал что съехал из под Чигириным по болезни ".........был под Чигириным но воротился домой съехал до отпуску за скорьбью ноги .......""

--------одоевец ТЕРЕНТИЙ ИГНАТОВ сын ВОРОНЦОВ -- так же не был под Чигириным по болезни , он указал что у него ".......очная болезнь........" ( т.е глазная болезнь) ( окладчики решили дать ему льготу ( отсрочка от службы) "...дана ему льгота пока от болезни обможится ........""

------ одоевец САМОЙЛА МИХЙЛОВ сын ПЕЧЕНКИН -- так же указал что не был в военном походе по причине здоровья "............лежал в болезни на смертной постели........"

а вот одоевец ЕРМОЛ ЛУКЬЯНОВ сын ВЕТЧИНИН -- не только был в военном походе под Чигириным но и там был тяжело ранен ".....ранили меня из пушки в правую ногу и икру вырвало как шли в отход ......." в своей сказке он указал что служит в рейтарском полку Андрея Гулица , и что за этот поход ему дано жалование 10 рублей -- ( окладчики и выборные люди осмотрели ЕРМОЛА ВЕТЧИНИНА и подтвердили , что действительно ЕРМОЛ ранен в ногу "..у правой ноги икру вырвало...."
- общим решением решено было дать ему льготу "...дана льгота пока от той раны обможится ......" ( т.е пока излечится от раны - дано ему отсрочка от службы))


как мы видим окладчики и выборные люди 17 века в среде провинциального дворянства 17 века -- выполняли по сути функции современного военкомата -- следи за состоянием здоровья детей боярских , больным давали "льготу "( т.е. отсрочку от службы ) , следили за сохранностью казенного имущества выданным детям боярским из Казны ( пистоли , карабины , латы , шишаки , сабли) , , переводили в в другие службы , например переводили из "..городовой службы .."( т.е гарнизонной службы) в рейтарскую или солдатскую службу или на оборот , после тяжелого ранения или от бедности и разоренья могли перевести из рейтарской службы - в более легкую и мене материально затратную - городовую службу- и самое главное вели учет всего мужского население провинциальных детей боярских и распределяли их по полкам.

Андрей Старухин.

Andrei_S
Модератор
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 20:46
Репутация: 1

Re: Кто такие "Дети боярские ".

Сообщение Andrei_S » 28 янв 2022, 10:43

В середине 17 века русское войско в затяжной русско- польской войне участвовало в следующих сражениях

1655 год -- под Дрожи полем , Могилевом , Вильной , Городком , Озерной , Брестом

1656 год -- Рижский поход

1657 год -- бой у Валок

1658 год -- Конев , Верки , Варва , Ковно , Мядель , Старый Быхов , Конотоп ,

1660 год- Могилев - Подольский , Ляховичи , Борисов , Полонка , Могилев , Любар , Слободище , Бася , Чуднов ,

1661 -- год -- Друя . Кушликовы горы, Вильна

1662 год -- Канев , Бужин

1663 и 1664 года -- Глухов , Пироговка, Мглин , Севск , Новгород- Северский , Ставище .

Из этих сражений самые горькие для нашей армии были битвы под КОНОТОМ ( 1659 год) и ЧУДНОВЫМ( 1660 год) -- под одним Конотопом погибло более 5 тысяч русских детей боярских , рейтар и драгун, А под Чудновым потери были даже больше чем под Конотопом .

Самые счастливые для русской армии были : --- Львовский поход Ромодановского и Бутурлина ( были взяты казачьи городки Черкасы , канев, Мошну, Язловец, Бучач, Бережаны, Теребовля, Поток, Подгайцы и Гусятин.---- Рижский поход ( 1656 года ) ,----- бой у Валок ( 1657 год) .
А.Старухин.

Andrei_S
Модератор
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 20:46
Репутация: 1

Re: Кто такие "Дети боярские ".

Сообщение Andrei_S » 30 янв 2022, 10:05

Летом 1659 года после разгрома казацко-татарскими войсками русской армии под командованием князя Алексея Трубецкого в сражении под Конотопом крымский хан Мехмед Гирей совершил новое нападение на московские окраины. 15-16 августа хан вышел за вал меж городов Верхсосенска и Усерда, стоял два дня за валом, дожидаясь воинских людей. Затем хан с реки Тихой Сосны перешел на реку Валуй и верховья реки Полатовки. Здесь стоял еще два дня. Далее хан с ордой перешел реку Калитву. Украинский гетман-изменник Иван Выговский отправил на помощь хану 4-тысячный казацкий корпус под командованием полковника Ивана Кравченко. Крымский хан распустил татарские отряды по близлежащим русским уездам. Пострадали окрестности ЕФРЕМОВА , Ельца, Ливен, Чернавска, Телецкого, Старого Оскола, Новосиля, Мценска, Черни, Курска, Обояни, Карпова, Болхова, Хотмышска, Вольного, Воронежа, Усмани и Сокольска.

В 1659 году от этого набега особенно пострадали Елецкий , Ливенский , ЕФРЕМОВСКИЙ и Новосильский уезды -- было сожжено 4 674 усадьбы и угнанно в полон 25 448 человек.Учитывая то что большая часть ефремовских служилых людей ( детей боярских и казаков ) в 1659 году находилась под украинским городом Конотоп где потерпела страшное поражение, То можно себе представить , что этот татарско- украинский набег по тылам России был неожиданным , большая часть взрослого мужского населения Ефремовского уезда полегла под Конотопом где попала в окружение . Ефремовский уезд защищали малыми силами , и поэтому было так много пленных среди мирного населения . Следует отметить что татарский набег 1659 года , был последним большим прорывом татар в районы защищенные Белгородской чертой
Всего потери Ефремовского уезда от татарско- украинского набега 1659 года составили 46 человек убитыми , и 2 тысячи 650 человек взято в полон , сожжено 321 усадьбы . В Елецком уезде было убито 146 человек , взято в полон 5 тысяч 641 человек , сожжено 3 тысячи 914 усадеб , В Ливенском уезде - убито 37 человек , взято в полон 8 тысяч 69 человек , сожжено 1 тысяча 753 усадьбы .

Основной целью набегов татар явились именно пленники, которых они продавали в рабство. Один из самых крупных невольничьих рынков находился в Кафе (Феодосия), откуда пленники попадали в Египет, Сирию, Персию, Индию и другие страны. «Они тем живут», говорил крымский хан Казы-Гирей русскому послу Щербатову, оправдывая разбойничьи нападения князей и мурз на московские земли.Работорговля, процветавшая в то время на территории Крыма, была значительным экономическим подспорьем для Крымского ханства. По подсчётам западного исследователя Алана Фишера, количество угнанных в рабство людей из русских земель по обе стороны границы составило на протяжении XIV—XVII веков около трёх миллионов человек. Это было едва ли не самой значительной угрозой для славянского населения в те времена, и поэтому одной из первых задач в начале становления Московского княжества была защита своих южных рубежей от набегов крымских татар.
Легенды об этом страшном для Ефремовского уезда набеге сохранялась вплоть до конца 19 века - об этом писали тульские историки Сахаров и Глаголев - указывая на то что жители населенных пунктов Маслово ,Кочергина( Кочергинка ),Старой Косой и Ведьмино в 19 веке передавали из уст в уста легенды о страшном бое с татарами .
Страшные потери России в 1659 году под Конотопом , где погибла большая часть поместного дворянского ополчения , и татарско- украинский набег по тылам России - разорившее многие уезды страны ( потери одними только взятыми в "...полон.." в 1659 году составили более 25 тысяч человек ) не закончил к сожалению череду неудач для России . В ноябре 1660 году у местечка Чудново ( Украина) русские войска ( поместное войско и рейтарские полки) потерпели военное поражение от поляков и их союзников крымских татар . Потери русской армии и их союзников украинских казаков под Чудновым от польско- татарских войск , был сопоставим с потерями под Контопом в 1659 году .
Набег на Ефремовский уезд в 1659 году был очень дерзкий и подлый,пострадало много жителей данного уезда , много было угнано в полон .Но основная и первая цель объединенных отрядов татар и черкас ( украинских казаков ) были церковные приходы -- ЦЕРКВИ .( так как в них можно было поживится серебром и другими ценными изделиями) ...листая архивные документы ( сказки о разорении 1659 года ефремовцев ) я в первую очередь отметил , что было разорено от 12 до 15 церковных приходов Ефремовского уезда . И почти во всех приходах были разоренные церкви и часовни . например Ефремова города "....архангельский поп ВОЛОДИМИР сказал по священству в прошлом 1659 году воинские люди татарове и черкасы церковь Божию разорили книги ..и оклады и оба престола разломали , а в полон взяли мать мою МЕЛАНЬЮ да попадью МАТРЕНИЦУ да мужеского полу взяли два сына ИВАШКА 20 лет ТРОШКА 2 лет да две дочери ФРОСИНЬЮ да УЛИТУ ..не кого не осталось......." Или другой пример Ефремовского приходу дмитриевский поп ЕВСЕВЕЙ пишет следующее в своей сказке о разорении 1659 года ".......церковь Божию Дмитрия Христова со всеми церковными стоениями разорили образа ободрали , церковные книги и поникадилы разбили , разорили безостатку ........." ---
Или богоявленский поп ТРОФИМ в своей сказке за 1659 год писал "................церковь Божию разорили и осквернили и книги передрали а иные книги и ризы потравили , стерхи с собой поимали , взяли в полон попадью мою АВДОТЬЮ да сына ИВАНА да другово сына ПАРФЕНА , дочеря ПЕЛАГЕЮ да сына ЕВДОКИМА , а в остатке у меня осталось я один ............"
. И такие примеры о разорении и о пленение семей церковнослужащих встречаются во всех сказках о разорении , но одна сказка заслуживает большого внимания -- это сказка сына боярского - рейтара села Солдатского - Верх Вязово Ефремовскогог уезда ЕЛИСТРАТА ГРИГОРЬЕВА сына БРЕЖНЕВА - данный рейтар указал в своей сказки следующее - "........церковь Архистратига Михаила разорили , книги и ризы и кодилы побрали и приходского нашего попа ГАВРИЛУ и церковного дьячка обоих убили , а сына иво ПАРФЕНА да поповну ДАРЬЮ да четарех дочерей , да дьячкова брата АФАНАСЬЯ да дьячкову жену АКСИНЬЮ з детьми со всеми в полон взяли , а в остатку нашего приходского попа не чего не осталось , а у дьячка осталось мать МАРЬИЦА ............."

Делаем вывод , что данные священнослужители из села Солдатского Ефремовского уезда в далеком 1659 году пытались противостоять разорению своей церкви и были убиты.
А.Старухин.

Ответить

Вернуться в «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ И СОБЫТИЯ»