Был ли такой народ – казаки? Ученый разобрал главные мифы о вольнице.
Добавлено: 19 май 2023, 14:39
У МЕНЯ, ДОНСКОГО КАЗАЧЬЕГО АТАМАНА, РОДНОЙ БРАТ – БОЕВОЙ ХОЛОП БОЯРИНА ИВАНА НИКИТИЧА РОМАНОВА, РОДНОГО ДЯДИ ЦАРЯ МИХАИЛА...
Ранняя история казачества XVI-XVII веков. О том, как можно было стать вольным казаком, и о том, почему цари управляли ими через «министерство иностранных дел», рассказывает сотрудник Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА) Олег Курбатов.
Основной поток казачьих «кадров» формировали выходцы из служилых сословий - городовых казаков, стрельцов, детей боярских - для которых, например, не нашлось вакансии на государевой службе. И зачастую эти миграции были полностью легальными, после которых казаки могли не раз возвращаться в родные земли - например, чтобы завести семью. «Недавно в архиве попалась такая история: на дворе 1620-е, атаман донских казаков, находясь при смерти, пишет прошение в Москву, чтобы живущего там его брата, боевого холопа боярина Ивана Никитича Романова, родного дяди царя Михаила, отпустили с проезжей грамотой к нему на Дон, чтобы проститься».
Кроме всего прочего, формирование казачьих вольниц на «украинах» русского государства, мотивировалось и простым экономическим интересом -люди тянулись на промыслы в необжитые земли. И было «верно не только для экспансии за Урал, где один сезон добычи пушнины мог обеспечить несколько лет безбедной жизни, но и для южных лесостепных областей, куда шли для охоты, рыбной ловли и бортничества, то есть добычи дикого меда». В то время казаки принципиально не занимались земледелием, «жили с травы и воды».
Уже в конце XVI века сложились вольные казачьи сообщества на Дону, Средней и Нижней Волге, Тереке и Яике, то есть реке Урал. Принцип вольности означал широкое самоуправление - все ключевые решения казаки принимали сообща, на сходе казачьего круга. Сохранились данные Посольского приказа 1580-х годов, согласно которым общая численность вольных казаков, готовых к дальним походам, могла достигать пяти тысяч человек. На войне отряды казаков представляли собой огнестрельную пехоту, передвигавшуюся по рекам на стругах (легких судах). Небольшие казацкие флотилии могли выходить в Черное море и Каспий и даже пересекать их. При этом казаки в целях маскировки часто могли копировать облик «оппонентов». Так, например, казаки-запорожцы одевались и брили себе голову, оставляя чуб, как крымские татары...
Вопреки популярной идее, что ранними казаками становились в первую очередь беглые крестьяне, современные данные говорят, что эта категория не была преобладающей. «В силу запрета на земледелие среди казаков, беглым крестьянам было разумнее искать прибежище у других, более состоятельных землевладельцев – у бояр или богатых монастырей. Главной категорией беглых среди казаков были боевые холопы, то есть военные «ассистенты» дворян, которые, в свою очередь, могли сами происходить из обедневших «детей боярских». И боевые холопы составляли значительную долю бойцов русской поместной конницы.
Хотя в некоторые периоды отдельные казачьи сообщества могли конфликтовать с центральной властью, как было в Смуту или во время восстания Степана Разина, основная масса казачества ориентировалась на Москву. Причиной тому были не только личные связи и общая вера, но и прочная технологическая и экономическая зависимость от России. Ежегодно казаки получали от казны самое важное - порох и свинец. Оружейные мастерские тогда располагались только на внутренних территориях царства, возможности обустроить свое производство пищалей у казаков не было - их приходилось также покупать или добывать в бою.
Поскольку казаки сами не выращивали пшеницу или рожь, поставки из земледельческих регионов были также крайне важны. В отличие от пороха и свинца, которые казна закупала для казаков напрямую, хлеб они получали от частников, для проезда и торговли которых приграничные воеводы были обязаны создать все условия. Кроме того, например, на Дон каждые четыре года Москва высылала сукно на тысячу человек, из них 90 процентов - обычного синего и 10 процентов - красного для наиболее заслуженных бойцов. Позже из этого факта выросла легенда о древнем происхождении казачьих шаровар с лампасами...
Нередкими были и денежные дотации, и личные награды для отличившихся. Долгое время сохранялась традиция ежегодного почетного «зимования» в Москве сотни лучших донских казаков, привозивших отчет о достижениях за год. Также царская власть всегда заботилась о том, чтобы казаков было достаточно много. Известно несколько кампаний по «призыву в казаки», которые проводились в приграничных землях перед большими войнами, которые намечались в степях или Причерноморье.
После знаменитого Азовского сидения, когда без приказа из Москвы казаки взяли турецкую крепость в устье Дона и удерживали ее несколько лет, численность донцов стала опасно низкой, царь Алексей Михайлович послал им в поддержку целый полк «пеших драгун», обученных воевать «по иноземному образцу». Они «страховали» казаков у Черкасского городка несколько лет.
А раз так, то границы казачьих вольностей постепенно сужались. За государственную помощь надо было платить верной службой. Так, в 1630 году за самовольное нападение на Крым вопреки прямым указаниям из Москвы вся почетная ежегодная «зимовая станица» в полном составе была разослана по тюрьмам. Эта опала больно ударила по казакам. Позже в этом же году донцы навлекли на себя еще больший гнев правительства, убив едущего в Турцию русского посла Карамышева, который разозлил их своей надменностью. В результате казакам полностью запретили торговлю и отменили государево жалованье. Донцы смогли заслужить прощение только через три года: им удалось вовремя доставить важное сообщение о татарских набегах, а правительству как раз понадобились бойцы для похода на Смоленск...
Источник: https://ria.ru/20230512/nauka-1871048479.html
Ранняя история казачества XVI-XVII веков. О том, как можно было стать вольным казаком, и о том, почему цари управляли ими через «министерство иностранных дел», рассказывает сотрудник Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА) Олег Курбатов.
Основной поток казачьих «кадров» формировали выходцы из служилых сословий - городовых казаков, стрельцов, детей боярских - для которых, например, не нашлось вакансии на государевой службе. И зачастую эти миграции были полностью легальными, после которых казаки могли не раз возвращаться в родные земли - например, чтобы завести семью. «Недавно в архиве попалась такая история: на дворе 1620-е, атаман донских казаков, находясь при смерти, пишет прошение в Москву, чтобы живущего там его брата, боевого холопа боярина Ивана Никитича Романова, родного дяди царя Михаила, отпустили с проезжей грамотой к нему на Дон, чтобы проститься».
Кроме всего прочего, формирование казачьих вольниц на «украинах» русского государства, мотивировалось и простым экономическим интересом -люди тянулись на промыслы в необжитые земли. И было «верно не только для экспансии за Урал, где один сезон добычи пушнины мог обеспечить несколько лет безбедной жизни, но и для южных лесостепных областей, куда шли для охоты, рыбной ловли и бортничества, то есть добычи дикого меда». В то время казаки принципиально не занимались земледелием, «жили с травы и воды».
Уже в конце XVI века сложились вольные казачьи сообщества на Дону, Средней и Нижней Волге, Тереке и Яике, то есть реке Урал. Принцип вольности означал широкое самоуправление - все ключевые решения казаки принимали сообща, на сходе казачьего круга. Сохранились данные Посольского приказа 1580-х годов, согласно которым общая численность вольных казаков, готовых к дальним походам, могла достигать пяти тысяч человек. На войне отряды казаков представляли собой огнестрельную пехоту, передвигавшуюся по рекам на стругах (легких судах). Небольшие казацкие флотилии могли выходить в Черное море и Каспий и даже пересекать их. При этом казаки в целях маскировки часто могли копировать облик «оппонентов». Так, например, казаки-запорожцы одевались и брили себе голову, оставляя чуб, как крымские татары...
Вопреки популярной идее, что ранними казаками становились в первую очередь беглые крестьяне, современные данные говорят, что эта категория не была преобладающей. «В силу запрета на земледелие среди казаков, беглым крестьянам было разумнее искать прибежище у других, более состоятельных землевладельцев – у бояр или богатых монастырей. Главной категорией беглых среди казаков были боевые холопы, то есть военные «ассистенты» дворян, которые, в свою очередь, могли сами происходить из обедневших «детей боярских». И боевые холопы составляли значительную долю бойцов русской поместной конницы.
Хотя в некоторые периоды отдельные казачьи сообщества могли конфликтовать с центральной властью, как было в Смуту или во время восстания Степана Разина, основная масса казачества ориентировалась на Москву. Причиной тому были не только личные связи и общая вера, но и прочная технологическая и экономическая зависимость от России. Ежегодно казаки получали от казны самое важное - порох и свинец. Оружейные мастерские тогда располагались только на внутренних территориях царства, возможности обустроить свое производство пищалей у казаков не было - их приходилось также покупать или добывать в бою.
Поскольку казаки сами не выращивали пшеницу или рожь, поставки из земледельческих регионов были также крайне важны. В отличие от пороха и свинца, которые казна закупала для казаков напрямую, хлеб они получали от частников, для проезда и торговли которых приграничные воеводы были обязаны создать все условия. Кроме того, например, на Дон каждые четыре года Москва высылала сукно на тысячу человек, из них 90 процентов - обычного синего и 10 процентов - красного для наиболее заслуженных бойцов. Позже из этого факта выросла легенда о древнем происхождении казачьих шаровар с лампасами...
Нередкими были и денежные дотации, и личные награды для отличившихся. Долгое время сохранялась традиция ежегодного почетного «зимования» в Москве сотни лучших донских казаков, привозивших отчет о достижениях за год. Также царская власть всегда заботилась о том, чтобы казаков было достаточно много. Известно несколько кампаний по «призыву в казаки», которые проводились в приграничных землях перед большими войнами, которые намечались в степях или Причерноморье.
После знаменитого Азовского сидения, когда без приказа из Москвы казаки взяли турецкую крепость в устье Дона и удерживали ее несколько лет, численность донцов стала опасно низкой, царь Алексей Михайлович послал им в поддержку целый полк «пеших драгун», обученных воевать «по иноземному образцу». Они «страховали» казаков у Черкасского городка несколько лет.
А раз так, то границы казачьих вольностей постепенно сужались. За государственную помощь надо было платить верной службой. Так, в 1630 году за самовольное нападение на Крым вопреки прямым указаниям из Москвы вся почетная ежегодная «зимовая станица» в полном составе была разослана по тюрьмам. Эта опала больно ударила по казакам. Позже в этом же году донцы навлекли на себя еще больший гнев правительства, убив едущего в Турцию русского посла Карамышева, который разозлил их своей надменностью. В результате казакам полностью запретили торговлю и отменили государево жалованье. Донцы смогли заслужить прощение только через три года: им удалось вовремя доставить важное сообщение о татарских набегах, а правительству как раз понадобились бойцы для похода на Смоленск...
Источник: https://ria.ru/20230512/nauka-1871048479.html