Страница 1 из 7

Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.

Добавлено: 01 фев 2024, 13:11
admin
фото 1..png
А Россия о них еще вспомнит,
Память выстроит, будто вчера,                                                                              
Те шеренги мальчишек, что гордо
Называли себя «юнкера»…
И. Савин.
ИСТОРИЯ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ
Развитие военное образование в России является неотъемлемой частью многовековой истории нашей страны. Русская военная школа, обогащенная передовыми идеями европейской педагогической мысли, во многих отношениях была образцом в организации военного обучения и воспитания. Выпускники этой школы на протяжении веков служили надежной опорой государства. Они доблестно защищали Отечество на полях сражений, трудились в различных отраслях государственного управления, внесли огромный вклад в развитие отечественной науки и культуры. За прошедшие века в области военного образования накоплен богатейший опыт, имеющий непреходящее значение для решения сегодняшних проблем подготовки профессиональных военных кадров.
                                                                          

Система военно-учебных заведений, созданная в России в первой половине XIX в., была призвана обеспечивать армию и флот хорошо образованными офицерами. Кроме того, военные училища несли и важную социальную функцию, давая «путевку в жизнь» детям разорившихся дворян и сиротам погибших на войне офицеров. Для самих юнкеров получение военного образования было первым шагом к успешной карьере, причем не только военной. Знания, полученные в военных училищах, могли пригодиться и на гражданской службе.
Двери военных училищ были широко раскрыты перед не дворянами. Молодые люди, желавшие поступить в училище, являлись лично к начальнику и подавали прошение на высочайшее имя, приложив метрическое свидетельство о рождении и крещении и документы о происхождении; поступавшие без экзамена должны были представить аттестаты и дипломы.
Поступавшим в военные училища должно было быть не менее 16 лет; по состоянию здоровья они должны были быть годны к военной службе, требовалось пройти медицинское освидетельствование на предмет годности к службе.
Военные училища приобрели чисто военную организацию, внутренний распорядок в них был основан на строжайшей воинской дисциплине, а не соблюдавшие ее подвергались ответственности по дисциплинарному уставу. «… В нашем училище, — рассказывает в своих воспоминаниях один из бывших юнкеров B.C. Кривенко, — на юнкеров смотрели не так, как прежде на кадет специальных классов, а как на лиц, действительно состоящих на военной службе, и потому строгая дисциплина проводилась систематичной, сильной рукой».
Все это резко отличало вновь созданные военные училища от специальных классов дореформенных кадетских корпусов, в которых отсутствовала четкая военная организация.
                                       

 
                               
Во главе училища стоял начальник в чине генерала или полковника, назначавшийся Высочайшим приказом и имевший права начальника дивизии. Ему непосредственно подчинялся батальонный командир.
Батальонный командир наблюдал за соблюдением его подчиненными дисциплины и чинопочитания, за воинским порядком и точным исполнением обязанностей службы, а также за нравственностью юнкеров, их строевой подготовкой и внеклассными занятиями. Кроме того, на него возлагалось и общее наблюдение за хозяйственной частью (обмундирование, снаряжение, правильность ведения отчетности).
Ротные командиры руководили службой, строевым образованием и воинским воспитанием юнкеров и непосредственно заведовали ротным хозяйством.
Младшие офицеры (10, в т. ч. 1 адъютант) назначались начальником училища из состава офицеров строевых частей или военно-учебных заведений. При этом они должны были быть в чине не выше штабс-капитана гвардии или капитана армии. Они также должны были прослужить в офицерском звании не менее 5 лет, из них непосредственно перед назначением в училище не менее 2 лет в строю.
Ближайшими помощниками офицеров в деле военного образования юнкеров были портупей-юнкера и фельдфебели.
Учебный курс продолжается три года и делится на 3 класса – 1 общий и 2 специальных.
Общий класс служит для пополнения среднего образования; в нем преподаются закон божий, русский язык, математика, физика и химия, география, история, гигиена, черчение и один из иностранных языков; некоторые из этих предметов заканчиваются в специальных классах. Из специально-военных предметов преподаются, по программам почти таким же, как в военных училищах, тактика, военная история, топография, фортификация, артиллерия, военная администрация, законоведение, военная география и воинские уставы, а в кавалерийских и казачьих училищах, кроме того, конно-саперное дело и иппология. В неделю положено 27 уроков (по 50 минут); кроме того, установлены практические занятия по тактике, топографическому черчению, военной администрации, законоведению и конно-саперному делу, а также обучение оружейному делу в мастерских. Программы всех военных училищ в обязательном порядке включали обучение верховой езде, танцам, фехтованию и гимнастике. Каждое военное училище имело свой прекрасно оборудованный гимнастический городок, в котором были канаты, шесты, лестницы, турники и прилегающие к ним высокие горки. Ежегодно 15 лучших гимнастов из выпускных юнкеров отправлялись на Высочайший смотр в Царское Село.
  

 
 Экзамены производились в августе месяце и поступающие принимаются по старшинству полученных баллов, причем главный штаб по числу имеющихся вакансий заранее определяет, какое число молодых людей той или другой категории по образованию может быть принято в училища.
После поступления в училище, до принятия присяги, выпускники кадетских корпусов именовались прикомандированными кадетами, а молодые люди, поступившие со стороны, — воспитанниками.
Принятие присяги в военных училищах было чрезвычайно торжественным событием. Присягали юнкера в начале октября. После церковной службы, на внутреннем учебном плацу училища, а в некоторых военных училищах — в манеже, выстраивались все юнкера училища: на правом фланге — старший курс, на левом — первокурсники.
Перед строем — аналой со Святым Евангелием и Крестом. Неподалеку располагался училищный оркестр. После приветствия начальника училища — равнение на знамя. В этот момент училищный оркестр исполнял торжественный марш «Под двуглавым орлом». Появлялось белое знамя с золотым орлом на вершине древка. Знаменщик останавливался у аналоя, и раздавалась команда: «На молитву! Шапки долой!» Юнкера вслед за училищным священником повторяли слова торжественной военной присяги: «Обязуюсь и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием защищать Веру Царя и Отечество до последней капли крови…» Присяга, существовавшая с петровских времен, была очень длинна, точна и строга. Затем адъютантом училища читались вслух военные законы, карающие за нарушение присяги и награждающие за храбрость.
Все юнкера были очень серьезны и проникались сознанием великой ответственности в своей будущей службе Государю и Родине. Они целовали поочередно Крест, Евангелие и Знамя и возвращались на свои места.
Далее следовал церемониальный марш, после которого молодых людей ждал праздничный обед, вечером — бал, а на следующий день — первый отпуск в город.
 
 

                                                              
 
Юнкера жили очень скромно, по‑спартански. Суточный паек юнкеров (около 25 копеек в начале 90‑х годов) был только на 10 копеек выше солдатского. Казенное обмундирование и белье им тоже выдавали солдатское. Большинство юнкеров в юнкерских училищах происходили из семей среднего достатка и получали из дому небольшие суммы денег. Но выходили юнкера и из очень бедных семей, которые довольствовались одним казенным жалованьем (а его едва хватало на табак). Они переносили свое положение стоически. Да и вообще жизнь в училище являлась хорошей школой для будущих офицеров. Представители русского офицерского корпуса в основной своей массе жили небогато.
Выпускали юнкеров в зависимости от успехов по трем разрядам. Окончившие училище по 1-му разряду (не менее 8 баллов в среднем и по военным предметам, не менее 6 по остальным и не менее 9 по поведению и знанию строевой службы) выпускались подпоручиками, а лучших могли прикомандировать к гвардейским частям для перевода в них после годичного испытания и по представлению гвардейского начальства. Окончившие курс по 2-му разряду (не менее 7, 5 и 8 баллов соответственно) выпускались прапорщиками, а по 3-му разряду (все прочие) - направлялись в полки юнкерами на 6 месяцев, после чего производились в офицеры без дополнительного экзамена и сверх вакансий.

 

                                                        
 
Все юнкерские училища состоят в ведении главных начальников военных округов и подчиняются начальникам окружных штабов; высший надзор за учебной частью во всех училищах принадлежит главному начальнику военно-учебных заведений, а за специально-кавалерийским делом – генерал-инспектору кавалерии.
Военные училища Русской Императорской Армии просуществовали в России до октябрьского переворота 1917 г., после чего были ликвидированы как «очаги контрреволюции». Хотя на этом часть из них не закончила свою историю: некоторые военные училища были возрождены в Белых армиях и просуществовали еще некоторое время в эмиграции.
                                                               

Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.

Добавлено: 02 фев 2024, 17:29
Zimorodok
   
160325765408965240.jpg
                                                                                                       
                                           Кто такие юнкера в РОССИИ.
Юнкер - это звание(в некоторых случаях чин) появилось в России при Петре I. Заимствовано оно было из Европы. Петр вообще был "западником" и порою вводил даже не очень нужные в России новшества. В Пруссии юнкерами называли крупных землевладельцев. В Нидерландах юнкерами называли молодых дворян. Юнкер, как звание(не чин), в Русской армии появилось, когда Павел I своим указом от 17 апреля 1798 года запретил представлять унтер-офицеров не из дворян, в портупей-прапорщики, подпрапорщики и в обер-офицеры. В 1798 году для повышения служебного положения унтер-офицеров и подпрапорщиков дворянского происхождения, были установлены особые звания юнкер: портупей-юнкер - это звание было введено первоначально Павлом I, для отличившихся в службе подпрапорщиков из дворян, для служивших в тяжелой кавалерии ввели звание эстандарт-юнкер, в легкой кавалерии фанен-юнкер.
27 мая 1802 года Александр I издал указ об именовании всех унтер-офицеров из дворян юнкерами. В кирасирских полках штандарт-юнкерами(эстандарт-юнкер), в драгунских фанен-юнкерами, в гусарских, егерских и в артиллерии портупей-юнкерами. Эти звания по своему служебному положению были выше звания унтер-офицер, но ниже обер-офицерского чина. По выслуге 3-летнего срока, портупей-юнкер(фанен-юнкер), по представлению командира, в порядке старшинства и на вакансии, производились в 1-й офицерский чин(прапорщик).

Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.

Добавлено: 02 фев 2024, 17:57
Zimorodok
2.jpg
                                                       ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.


ПЕХОТНЫЕ:
1.Павловское военное училище ---------------------------   Санкт-Петербург 1863г.
2.Александровское военное училище --------------------- Москва                  1863г.
3.2-е Константиновское военное училище  --- ----------  Санкт-Петербург   1863г.
4.Алексеевское военное училище --------------------------  Москва                 1864г.
5.Киевское военное учили ----------------------------------    Киев                    1865г.
6.Владимирское военное училище  --------------------       Санкт-Петербург  1869г.
7.Виленское военное училище  ---------------------------     Вильно                 1864г.
8.Одесское военное училище  -----------------------------    Одесса                 1865г.
9.Тифлисское военное училище  --------------------------   Тифлис                 1866г.
10.Казанское военное училище  --------------------------    Казань                   1866г.
11.Чугуевское военное училище  ------------------------     Чугуев                   1865г.
12.Иркутское военное училище   -------------------------    Иркутск                 1872г.
13.Ташкентское военное училище   ---------------------    Ташкент                 1914г.
14.Николаевское (2-е Киевское) военное училище ---   Киев                       1914г.
КАВАЛЕРИЙСКИЕ:
15.Николаевское кавалерийское училище ------------    Санкт-Петербург     1823г.
16.Елисаветградское кавалерийское училище   -----     Елисаветград         1865г.
17.Тверское кавалерийское училище   -----------------     Тверь                    1865г.
18.Оренбургское казачье училище   --------------------     Оренбург               1867г.
19.Новочеркасское казачье училище -------------------     Новочеркасск        1869г.
АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ:
20.Михайловское артиллерийское училище   -------     Санкт-Петербург  1820г.
21.Константиновское артиллерийское училище   --     Санкт-Петербург  1807г.
22.Сергиевское артиллерийское училище   ----------     Одесса                1912г.
23.Николаевское артиллерийское училище ----------     Киев                    1914г.
ИНЖЕНЕРНЫЕ:
24.Николаевское инженерное училище   -----------        Санкт-Петербург  1802г.
25.Алексеевское инженерное училище   -----------         Киев                    1915г.
26.Морское инженерное училище имп.Александра I-- Санкт-Петербург    1898г.

Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.

Добавлено: 31 июл 2024, 07:04
Zimorodok
Павловское Военное училище (1794 — 6 ноября 1917),Санкт – Петербург.
scale_1200.jpg
ПАВЕЛ I.
С первых дней своего правления Павел I обратился к реставрированию учреждённых ещё Петром I юнкерских школ при Сенате на прежних основаниях, мотивируя это необходимостью для службы. В связи с этим 1 января 1797 года вышел его указ, данный Сенату, которым предписывалось при департаментах Сената в Санкт-Петербурге и Москве и во всех коллегиях (исключая адмиралтейскую и военную) восстановить «определение и обучение» юнкеров; 14 января 1797 года был издан доклад генерал-прокурора князя А. Б. Куракина «Об учреждении школы при Канцелярии Санктпетербургских департаментов Сената для обучения Юнкеров», в котором указывалось, что в школы могли приниматься только дворянские дети, возрастом от двенадцати лет; первая юнкерская школа была открыта уже 22 февраля. Главным предметом обучения предполагалась юриспруденция. Гражданские законы изучались как на теоретическом уровне, так и на практике. Для этого обучаемые под руководством учителя, специально составляли прошения. Для управления школой назначался инспектор из числа старших учителей, за которым в свою очередь наблюдал назначенный генерал-прокурором сенатский чиновник. Учащиеся получали жалованье в размере ста рублей в год. Успешные ученики спустя два года производились в коллегии-юнкеры четырнадцатого класса Табели о рангах. Первые выпускники направлялись на службу в Сенат и коллегии. Н. И. Греч, обучавшийся в такой школе юнкеров указал, что в ней «учили немногому, но учили добросовестно и основательно». В апреле 1798 года по указу Павла I было запрещено обучаться за границей в любых образовательных учреждениях; в то время в Лейпциге таких студентов было тридцать шесть человек, в Йене — шестьдесят пять. В июне 1798 года появилось требование, чтобы в течение двух месяцев все российско подданные юноши, обучающие за пределами России, вернулись на родину; при этом появился ещё и указ о конфискации имений в пользу казны.

Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.

Добавлено: 31 июл 2024, 07:11
Zimorodok
Павловское Военное училище (1794 — 6 ноября 1917),Санкт – Петербург.
Ранее:
1. Гатчинский сиротский дом (1794 − 9.10.1797).
2. Дом военного воспитания (9.10.1797 − 23.12.1798).
3. Императорский военно-сиротский дом (23.12.1798 − 19.02.1829).
4. Павловский кадетский корпус (19.02.1829 − 25.08.1863).
5. 1-е военное Павловское училище (16.09.1863 – 1894).
6. Павловское Военное училище (1894 – 1917).


Училищный праздник — 23 декабря.
3e98f75d198a37147c0023dea289a9f7.jpg
АЛЕКСАНДР II.
Создано в августе 1863 года по указу императора Александра II из специальных классов Павловского кадетского корпуса, передавшего училищу своё знамя. Начальником училища назначен будущий военный министр генерал-майор Пётр Семёнович Ванновский.
Павловское военное училище — старейшее училище Петербурга, оно было, что называется «первейшим из первейших» в России. А. Марков, автор известной книги «Кадеты и юнкера» писал: «Павловское военное училище имело свое собственное, ему одному присущее лицо и свой особый дух. Здесь словно царил дух сурового Императора, давшего ему свое имя. Чувствовалось во всем, что это, действительно, та военная школа, откуда выходили лучшие строевики нашей славной армии». Выпуск 1877 г. в полном составе влился в ряды 4-й стрелковой бригады, сражавшейся во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Балканах и получившей название «железной бригады».
Обучение было двухгодичным. Штат училища составлял 300 юнкеров — батальон 4-ротного состава. С 1882 года штат был увеличен до 400 юнкеров.
В училище принимались:
1. Кадеты, окончивших кадетские корпуса
2.На вакансии — молодые люди не моложе 17 лет, удовлетворяющие условиям поступления в корпуса и имеющие аттестат о знании полного курса кадетских корпусов или других средних учебных заведений.
Окончившие училище делились на 3 разряда:
1-й разряд — имевшие в среднем не менее 8 баллов и в знании строевой службы не менее 10 выпускались в части армейской пехоты подпоручиками с одним годом старшинства; из них лучшие — с прикомандированием к гвардии;
2-й разряд — имевшие в среднем не менее 7 баллов и в знании строевой службы не менее 9 — выпускались в части армейской пехоты без старшинства;
3-й разряд — не удовлетворявшие условиям 2-го разряда — переводились в части армейской пехоты унтер-офицерами с правом производства в подпоручики не ранее чем через 5 месяцев.
Признанные негодными к военной службе выпускались с присвоением гражданских чинов XII класса (1-го разряда) или XIV класса (2-го и 3-го разряда). Окончившие курс были обязаны прослужить полтора года за каждый год пребывания в училище. Юнкера и выпускники Павловского военного училища носили прозвище «ПАВЛОН» и сами также пользовались этим прозвищем.

Начальники училища.
1798—9.01.1805 — майор (позже — полковник, генерал-майор с 12.06.1803) Веймарн, Петр Евстафьевич[6]
8.06.1805—09.1814 — подполковник (полковник с 1811) Геен, Ф. И.
22.05.1815 (в др. месте — 1.03.1815) — 11.02.1828 — полковник (с 30.08.1816 — генерал-майор) Арсеньев, Никита Васильевич
11.02.1828—1847 — генерал-майор Клингенберг, Карл Фёдорович
1843—1847 — генерал-лейтенант Клюпфель, Владислав Филиппович
1847—1851 — генерал-майор Языков, Пётр Александрович
1851—1861 — генерал-лейтенант Мейнандер, Отто Иванович
31.10.1861—13.07.1868 — генерал-майор Ванновский, Пётр Семёнович
13.07.1868—1879 — полковник (с 1869 — генерал-майор) Пригоровский, Александр Васильевич
18.10.1879—17.09.1886 — генерал-майор (с 02.1880 генерал-майор Свиты ЕИВ, с 1883 генерал-лейтенант) Акимов, Василий Петрович
1886—1890 — генерал-майор Рыкачёв, Степан Васильевич
1890—1897 — генерал-майор (с 1896 генерал-лейтенант) Дембовский, Леонид Матвеевич
20.02.1897—1899 — генерал-майор Драке, Людвиг Людвигович
28.08.1899—24.11.1901 — генерал-майор Шатилов, Николай Павлович
14.12.1901—20.04.1905 — генерал-майор Дубасов, Николай Васильевич
27.04.1905—24.01.1914 — генерал-майор (с 6.12.1910 — генерал-лейтенант) Хабалов, Сергей Семёнович
26.01.1914—21.10.1917 — генерал-майор (с 06.12.1914 — генерал-лейтенант) Вальберг, Иван Иванович
с 21.10.1917 — генерал-майор Генерального Штаба (с 1916) Мельников, Дмитрий Антонович

Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.

Добавлено: 31 июл 2024, 07:29
Zimorodok
Павловское Военное училище.
218618011.0.jpg
1-е Павловское военное училище составляло батальон из 4 рот. Обучение воспитанников состояло из практических и теоретических занятий, распределённых на два года. В младшем классе программа предусматривала подготовку унтер-офицеров, а в старшем классе — инструкторов-офицеров. Во главе училища стоял начальник в чине генерала или полковника, назначавшийся Высочайшим приказом и имевший права начальника дивизии. Ему непосредственно подчинялся батальонный командир. Батальонный командир наблюдал за соблюдением его подчиненными дисциплины и чинопочитания, за воинским порядком и точным исполнением обязанностей службы, а также за нравственностью юнкеров, их строевой подготовкой и внеклассными занятиями. Кроме того, на него возлагалось и общее наблюдение за хозяйственной частью: обмундирование, снаряжение, правильность ведения отчётности. Ротные командиры руководили службой, строевым образованием и воинским воспитанием юнкеров и непосредственно заведовали ротным хозяйством. Младшие офицеры назначались начальником училища из состава офицеров строевых частей или военно-учебных заведений. При этом они должны были быть в чине не выше штабс-капитана гвардии или капитана армии. Они также должны были прослужить в офицерском звании не менее пяти лет, из них непосредственно перед назначением в училище не менее двух лет в строю. Ближайшими помощниками офицеров в деле военного образования юнкеров были портупей-юнкера и фельдфебели.


С мая 1864 года первой роте присвоено имя Его Императорского величества, поскольку шефство над училищем принял российский император. С февраля 1874 года вторым шефом училища являлся наследник-цесаревич.
Приказом по военному ведомству от 13 августа 1894 года № 188 в связи с преобразованием 2-го Константиновского училища в артиллерийское, 1-е военное Павловское училище было переименовано в Павловское военное училище без присвоения нумерации.За 50 лет существования училище подготовило 7730 офицеров, 52 выпускника стали кавалерами ордена Святого Георгия, 124 выпускника погибли на полях сражений. К 1913 году 1/4 состава наличных офицеров Генерального штаба состояла из бывших «ПАВЛОВЦЕВ».В октябрьских боях в Петрограде училище не принимало участия, ибо в ночь на 25 октября было окружено солдатами запасного Гренадерского полка и красногвардейцами Путиловского и Обуховского заводов, и под угрозой пулемётного огня разоружено. Весь командный состав вместе с начальником училища генералом Мельниковым был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость. 6 ноября 1917 года училище было расформировано.

В училище преподавались следующие предметы: тактика, военная история, артиллерия, фортификация, военная топография, законоведение, военная администрация, Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, механика и химия. На лето училище выходило в лагеря в Красное Село.Для расширения военного и общего кругозора юнкеров водили на заседания в военно-окружной суд и в окружной суд Министерства юстиции, в новое Адмиралтейство, монетный двор и пр. Весною их возили на Охтинский артиллерийский полигон для присутствия на артиллерийской стрельбе. Все это было весьма полезным дополнением к теоретическому образованию.
Выпускники вспоминали: «В результате мы увлекались военным делом со всем пылом молодости. Параллельно шло ознакомление со всеми новыми военными течениями по литературе; юнкера увлекались модными и очень популярными тогда книжками Бутовского. Его «Воспитание и обучение современного солдата» была настольной книжкой многих юнкеров старшего курса; его «Наши солдаты» – читалась всеми. По ним знакомились мы с психологией будущих подчиненных, мы старательно готовились быть хорошими офицерами. В течение зимы мы посещали с образовательной целью музеи, в том числе замечательный Артиллерийский…»

Марш училища.
Под знамя Павловцев мы дружно поспешим,
За славу Родины всей грудью постоим!
Мы смело на врага,
За русского царя,
На смерть пойдём вперёд,
Своей жизни не щадя!!!
Рвётся в бой славных Павловцев душа…
Под знамя Павловцев мы дружно поспешим,
За славу Родины всей грудью постоим!
Мы смело на врага,
За русского царя,
На смерть пойдём вперёд,
Своей жизни не щадя!!!
Рвётся в бой славных Павловцев душа…
Мы смело в наступлении победу завоюем,
Погнём штыки опасности и славу всем добудем,
Вперёд, смелей друзья!
На штык и на ура, коли, руби, гони врага,
Умрём и победим, за славу русского царя
Шефу нашему, державному могучее Ура!!!!
Мы смело в наступлении победу завоюем,
Погнём штыки опасности и славу всем добудем,
Вперёд, смелей друзья!
На штык и на ура, коли, руби, гони врага,
Умрём и победим, за славу русского царя
Шефу нашему, державному могучее Ура!!!

Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.

Добавлено: 31 июл 2024, 07:43
Zimorodok
Правила для юнкеров 1-го военного Павловского училища.
pic_2-1-1201-2.jpg
Правила состоят из 90 параграфов, содержащих вполне конкретные требования к поведению юнкеров как в стенах училища, так и за его пределами («вести себя скромно и вежливо, соблюдая во всем благопристойность и приличие»). И касаются не только норм воинской дисциплины, но и морально-нравственных норм поведения юнкеров. Например, запрещены были любые «действия скопом»: «самовольные сборища, с какой бы то ни было целью, всякое выражение общего одобрения или неодобрения строжайше запрещается». И тем более участие в любых тайных кружках и обществах, «даже без преступной цели». На ступеньку ниже стоят запрещение играть в карты и любые другие игры с денежным интересом. Тут же напоминание, что юнкера, как «все порядочные люди, должны соображать со своими средствами: поэтому юнкерам запрещается входить в долги, без разрешения отделенного офицера». Курить, правда, было можно, но только в специально отведённых местах, а если в присутствии офицеров, только испросив разрешение.
В военных и юнкерских училищах всегда была библиотека, которой беспрепятственно могли пользоваться все, но приобретёнными «на воле» книгами и журналами дозволялось пользоваться только после одобрения их офицером отделения. А печатать собственные сочинения в периодических изданиях можно было только с разрешения начальника училища.
В правилах перечислены взыскания за нарушение воинской дисциплины и приказов начальства: замечания и выговор; наряд вне очереди; лишение увольнения; арест, в крайних случаях — гауптвахта; временное отстранение от должности, лишение должности фельдфебеля или портупей-юнкера; перевод в войска; исключение из училища без права поступления в другие военно-учебные заведения и, самое строгое взыскание — предание военному суду.
Второй раздел весь посвящён распорядку дня, от подъёма до отбоя (поминутно), отбой, кстати не рано, 11 вечера. В баню — строем, по расписанию, из бани — по одиночке. С параграфа 58 по параграф 73 — про свободное время:

«Уходя из заведения, юнкера должны помнить, что честь военного училища общее достояние всего заведения; а потому на всех юнкеров падает обязанность охранять эту честь».

И соблюдали. Помнили о том, что «выбор знакомства делается с полной осмотрительностью и осторожностью», а «посещение обществ и знакомство с людьми, не делающие чести юнкеру военного училища, наказываются исключением из заведения», если предварительные увещевания остаются бесплодными. Юнкера имели право посещать театры и публичные лекции, кроме увеселительных заведений низкого толка — театра Берга и театра Буфф. Сидеть в театре ближе 7-го ряда воспрещалось; находиться у актёрских подъездов, в буфетах и курительных комнатах тоже. А клубы, публичные гуляния запрещалось посещать и днём, и ночью. Отдельные параграфы регламентировали форму одежды: как носить и как одеваться в различных присутственных местах и по разным поводам. И отдание чести (всем, включая государя-императора) тоже имело множество вариаций: отдание чести из экипажа, за решёткой сада или на балконе дома и много других интересных ситуаций. 

Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.

Добавлено: 31 июл 2024, 12:11
Zimorodok
Нагрудный знак Павловского Военного училища.
Утверждён 7 декабря 1898 года к юбилею училища. Представлял собой соединённые вензеля императоров Павла I и Николая II, окружённые венком из дубовых и лавровых листьев. Внизу на банте — серебряное число «100».

Скриншот 31-07-2024 090207.jpg

Знак золотой, делался в двух размерах.

Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.

Добавлено: 31 июл 2024, 12:14
Zimorodok
Разновидности знака Павловского Военного училища.

1.jpg
1а.jpg
1б.jpg
1в.jpg
1г.JPG
1д.jpg
1е.jpg
1ё.jpg
1ж.jpg

Re: Военные училища Русской Армии до 1917 года.

Добавлено: 31 июл 2024, 12:17
Zimorodok
Жетоны Павловского Военного училища.

2.jpg
2а.jpg
2а1.jpg
2б.jpg
2г.jpg
SUIUdFR5t1anP8VcOv1zQZMLxJh8BFNicwoVJyGRjIiihPgMOUBJS7TmG_t-zYg75nKty3gp6OcGNyusvglE0iyA28CwILLX4K655PVaYgQ.jpg