Разбойничьи клады Лебедянского уезда

29.09.2022

Старинный русский город Лебедяпь, когда-то широко известный своими ярмарками, а теперь почти забытый, расположен на севере Липецкой области, по обоим берегам Дона. Основанный в начале XVIIвека, этот город относился к тем степным оплотам Русского государства, которые, по словам И. А. Бунина, находились «среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались «земли дикие, незнаемые», и первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских тучг впервые видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, первыми давали знать о грядупцей беде и первыми ложились костьми за нее».



Начало истории города Лебедяии загадочно. Историкам точно известны даты основания соседних городов — Ефремово, Данкова, Липецка, Раненбурга, Козлова. Гэд же основания Лебедяни неизвестен. Вам расскажут легенды, где факты перемешаны с вымыслом, и корни которых уходят едва ли не в XIV век и далее.
Рассказывают, что на месте Лебедяни в незапамятные времена существовал земляной городок, построенный разбойником Купамом и сыновьями его Тяпкой и Русой. Купам с сыновьями разбойничал на торговом пути па Дону, а также неоднократно совершал набеги на татар. В старости Купам пап в битве с татарским богатырем, и над его могилой сыновья насыпали курган в десяти верстах от города на правом берегу Красивой Мечи при впадении ее в Дон. Имя Тяпки (полагают, что это прозвище означает что-то типа «рубака») сохранила Тяпкина гора в центре города на берегу Дона, на которой в начале XVII века и была заложена Лебедяпь. С именем Кунама некоторые исследователи связывают близлежащее село Куймань.
Неподалеку от разбойничьего городка в Романцевском лесу жил пустынник Петр, известный по всей Рязанской земле своими христианскими подвигами. После гибели отца Тяпка и Руса пришли к Петру и приняли от него монашеский образ, поселились рядом с пустынником и в 1353 году построили Ильинскую церковь. Разбойничий городок стал сторожевым, а дружина разбойников, оставив грабежи, несла сторожевую службу па Дону. В 1380 году церковь и городок были разрушены татарами Мамая.
Некоторое время спустя в обители появился некий «владетельный князь», лишенный своей отчины и вынужденный скрываться на этой глухой окраине Рязанской земли. Князь этот не кто иной, как последний Великий князь Смоленский Юрий Святославович, убивший свою жену Юлианию Вяземскую. «Будучи лишённый своей отчины, не терпя горького своего безвременья, срама и бесчестия», бежал он сначала в Орду, а затем в Рязанскую землю. Князь внес в церковь значительные вклады, построил кельи для иноков, прииял монашеский чин и здесь окончил свои дни, «плачась о грехе своем».

Возврат к списку