Профессиональный коллектив окажет
необходимые консультации по вопросам
наград и знаков Российской Империи,
советских республик, СССР и зарубежных стран.
Выкуп, помощь в оценке, подборе коллекций,
продажа, консультации.

8 903 202 21 01
antikvar@rusantikvar.ru

Уже восьмой год поселени

13.09.2021

НОВЫЕ УНИКАЛЬНЫЕ НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ.
Уже восьмой год поселение и могильник рядом с хутором Выдрин, который располагается недалеко от деревни Большой Каменец, изучает Сейминско-Суджинская археологическая экспедиция Института археологии Российской академии наук. Место это интересное: каждый год раскопки преподносят сюрпризы. Так, в 2019-м там, помимо прочего, нашли 16-граммовый золотой слиток, относящийся ко второй половине IV века, в 2020-м обнаружили «статусные» погребения того времени.
А вот подробности о находках этого сезона.
С середины июля ученые исследовали не только поселение (к сожалению, пока найти там жилые постройки не удалось), но и могильник. Разобрали 12 погребений. И если первые три были довольно бедными, то последние вскрытые могильники удивили.
— Сначала нам встретились неглубокие захоронения, все они были расположены высоко, почти под пашней, — рассказал Олег Радюш, научный сотрудник Института археологии РАН. — По обряду тех лет, чем моложе и беднее был умерший, тем мельче была могила. А чем старше и богаче — тем глубже копали яму, больше утвари и украшений клали с усопшим. То есть трудозатраты напрямую зависели от статуса человека. В погребения обязательно клали домашнюю утварь. Что именно — зависело от статуса человека. Для погребений Черняховской культуры даже характерны стеклянные кубки, привезенные из Причерноморья, Рима… А это очень дорогие вещи по тем временам были.
Любопытно, что в некоторых захоронениях археологи и вовсе не находят останков. Объясняется все довольно просто. «Был такой обряд как вторичное захоронение, — поясняет Олег Радюш. — Человека похоронили, а спустя время по каким-то своим причинам, которые нам не до конца понятны, могилу раскапывали и все оттуда доставали. Иногда оставалось несколько костей, бывало, что вообще все разбрасывали по округе. Можем предполагать, что это делали для защиты от нечистой силы. Если умерший человек приносил вред, то его могли откопать и провести определенные ритуалы. Например, залить могилу водой».
Для Черняховской культуры был характерен и обряд кремации. «И здесь мы находили ее следы, — говорит ученый. — Причем и хоронили, и сжигали в одно и то же время. Вопрос чем руководствовались, выбирая способ захоронения, остается открытым. Есть несколько гипотез. Или разделение по племенам: так, для германцев, которые также обитали на этих территориях, традиция сжигания была типичной. Возможно, имел значение социальный статус умершего или же все зависело от времени года».

Возврат к списку