В августе 1944-го (или забытая трагедия)

Модератор: svkon

Ответить
Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

В августе 1944-го (или забытая трагедия)

Сообщение Raid » 18 янв 2025, 18:45

В августе 1944-го
(или забытая трагедия)
Сергей Смолянников


«Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию».

Сергей Шулинин


Многим помнится вышедший на экраны замечательный фильм «В августе 44-го», поставленный по мотивам одноименного романа Владимира Богомолова. Война уже вернулась к старым границам, закончена операция «Багратион», впереди освобождение Европы, но в прифронтовом тылу страны, далеко от линии фронта в августе 1944 года разыгралась настоящая война спецслужб. И в это же время в глубоком тылу, далеко-далеко от линии фронта, в суровых водах Арктики произошла страшная трагедия…

О войне в Арктике написаны десятки, если не сотни книг, но о событиях августа 1944 г., практически ни одной, в том объёме, в котором требуется материал для сохранения памяти…
Эта трагедия, известная лишь небольшому числу историков флота разыгралась в далеком Заполярье, в Карском море, недалеко (по меркам Заполярья) от мыса Диксон и полуострова Ямал. Многим читателям может показаться, что эти пустынные заполярные места были далеки от линии фронта и находились в глубоком тылу. Но именно там, в тыловом Заполярье, в далеком от мест гибели полярных конвоев (в том числе и печально известного PQ-17) в «нашем» Карском море гибли корабли, подрывались на минах и торпедах суда, исчезали в морской пучине их героические экипажи. Карское море тогда было окрашено кровью погибших целого полярного конвоя, получившего наименование БД-5 («Белое море – Диксон»). Долгие годы трагедия августа 1944-го замалчивалась, ибо масштабы её были действительно ужасны. Погиб не только конвой с людьми, погибла практически вся смена зимовщиков на полярных станциях и весь штат смены северных строек. Если бы трагедия подобного масштаба произошла в августе сорок второго, ход развития ситуации на североморском театре военных действий мог бы быть совсем иным. Настало, видимо, время приоткрыть завесу тайны.
Лишь только холодные волны Карского моря, да скромные братские могилы на побережье напоминают о той трагедии, когда от торпед немецких подводников погибло более полутысячи советских граждан – полярников, учёных, военных моряков, членов семей полярников и моряков, заключенных.
Август 1944 года был крайне неблагоприятным для фашистской Германии и её союзников, как на всем фронте, так и на Северо-Западном направлении, в том числе и Заполярье. Советские войска выходят на рубеж границы 1939-1940 годов, Финляндия готовится к выходу из войны, а это означает прекращение поставок никеля для нужд Рейха. Именно для предотвращения этого в первые дни августа 1944 года германское командование направляет «подводную стаю Грайф» из шести лодок для действий в Карском море. Лодки заняли позиции в основных узлах морских путей – восточнее Новоземельских проливов и в районе Диксона. Цель данной операции - не допустить полного использования Северного Морского пути для подвоза новых запасов с Дальнего Востока, а также воспрепятствовать восстановлению полярных баз Советского Союза. Для срыва морских коммуникаций «птенцы Денница» на борт субмарин взяли самое совершенное на то время морское оружие – акустические торпеды, обнаружение которых, на то время, было абсолютно невозможным.
В эти же первые августовские дни командование Северного флота, Беломорской военной флотилии и ГлавСевМорПути, который возглавлял Иван Папанин, приняло решение заменить состав большей части полярников на станциях и доставить значительное количество грузов для них. Из Архангельска с заходом в Молотовск (ныне город Северодвинск) 8 августа вышел конвой «БД-5». Главным в конвое или основным судном был большой транспортный пароход «Марина Раскова», на борту которого находились 359 человек. Это экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе 16 женщин и 25 детей. В числе пассажиров было также 116 военнослужащих флотилии, 236 работников ГлавСевМорПути и контингент Севспецстроя, т.е. хотя и не заключенные, но «лица при званиях» или, как их называли в официальных сводках «красноармеец – вологодский рабочий», направленные для работы в «Нордвикстрой». На пароходе было размещено более 6000 тонн грузов для создаваемой Карской военно-морской базы, создания управления «Нордвикстроя» и полярных станций ГлавСевМорПути. Капитаном «Марины Расковой» был опытный полярник В.А. Демидов. Транспорт, как наиболее ценный груз, сопровождали три новейших тральщика американской постройки – «АМ-114», «АМ-116» и «АМ-118», хотя во многих публикациях и исследованиях их наименование определяется как «Т». Но суть не в этом. В состав экипажей тральщиков входило более трёхсот человек.
Погода, что нечасто бывает в Заполярье, благоприятствовала переходу конвоя: волнение моря два балла, безоблачное небо и прекрасная видимость, тем более, что был полярный день. Однако это не являлось причиной самоуспокоения. Скорее наоборот, ведь перед выходом в море командир конвоя получил разведсводку о том, что в западной части Карского моря обнаружены подводные лодки противника. И уже через день, то есть 10 августа одна из них была обнаружена. И с этой минуты на конвое «БД-5» было усилено наблюдение за морем, однако ни сигнальщики, ни гидроакустики ничего тревожного не обнаруживали. К полудню 12 августа на конвой поступило ещё одно сообщение об обнаружении подводной лодки. Учитывая такую ситуацию, командир конвоя принял решение держаться ближе к острову Белый, где из-за небольшой глубины можно было чувствовать себя в относительной безопасности от субмарин врага. Однако это не помогло…
Немецкая субмарина «U-365» обнаружила и атаковала конвой «БД-5». Двенадцатого августа, около 20 часов в примерной точке 73°22'N – 66°35'E, на пароходе «Марина Раскова» у переборки между вторым и третьим трюмом с правого борта раздался взрыв. После взрыва командир конвоя, справедливо решив, что его причиной стала донная мина, приказывает застопорить ход и приступить к спасению экипажа.
Сила взрыва была настолько мощной, что мешки с мукой, находящиеся в третьем трюме, выбросило через пробоину в борту на палубу парохода. Спасательные шлюпки, находившиеся на правом борту, оказались разрушенными. Транспорт «Марина Раскова» дал крен. Паника на транспорте немного улеглась. Тральщики после взрыва развернулись и направились на помощь транспорту. Когда «Т-118» подходил к пароходу, в его кормовой части с левого борта раздался сильный взрыв. Через некоторое время на нем раздался второй взрыв, после чего тральщик быстро затонул. Остальные два тральщика развернулись и, сбросив вешки (ещё оставалось ошибочное предположение, что конвой попал на минное поле) и остановились с обоих бортов погибающего транспорта. После гибели первого тральщика, на «Марине Расковой» было принято решение о высадке пассажиров на шлюпки. Шлюпки были спущены, а также подошли на выручку два катера с тральщиков. Почти три часа продолжалась спасательная операция, в результате которой на борту «Т-114» оказалось более двухсот эвакуированных с «Марины Расковой» и спасенные с «Т-118». И лишь затем с борта «Т-116» заметили перископ, но было уже поздно. В 00 часов 45 минут уже 13 августа на «Т-114» раздался мощный взрыв, поднялся огромный столб воды, и, спустя четыре минуты тральщик затонул. Из воды подняли лишь 26 человек. Только моряк может представить эту ужасную картину, от которой мороз идет по коже: крики детей, глаза женщин, просящих помощи, мужество и обреченность экипажей тральщиков, стойко принявших смерть.
Перед командиром последнего корабля «Т-116» В.А. Бабановым стала трудная задача: продолжать спасательную операцию или выйти из опасного района, оставив на произвол судьбы плавающих на плотах и кунгасах людей. Он принял решение уйти, спасти тральщик и находившихся на нем людей. Сложно сегодня давать оценку действиям командира корабля, ведь, как гласит известная французская поговорка, «на войне, как на войне». После обнаружения немецкой субмарины «Т-116» развернулся и стал стремительно уходить от конвоя в обратном направлении. Командир тральщика, боевой офицер, оказался перед нелегким выбором: по военным правилам, он должен был вступить в единоборство с подводной лодкой, оставаясь при этом уязвимой мишенью, с другой стороны, на нем лежала ответственность за судьбы людей, которые нашли спасение на его корабле. Всего на «Т-116» было подобрано 145 человек. Остальные участники конвоя попали на уцелевшие шлюпки и кунгасы (специальное плавсредство для плавания во льдах).
Оставшимся в живых выпало новое испытание не на жизнь, а на смерть. На трёх вельботах, кунгасе и нескольких шлюпках, оставшихся на месте трагедии, находилось более ста человек с погибших кораблей конвоя. Шторм усилился, и суденышки разбросало в разные стороны. Командир «Т-116» успел доложить в штаб флотилии о трагедии на море. Поиски продолжались более двух недель кораблями, а также самолётами Беломорской военной флотилии и полярной авиацией. Операция по спасению стала беспрецедентной по своей продолжительности и масштабам. Тем не менее, спасти удалось лишь 73 человека. Можно только догадываться, что довелось пережить людям, избежавшим смерти во время атаки подводной лодки, побывавшим в ледяной воде и оказавшимся в суровом Заполярье более недели без продовольствия и питьевой воды, без тепла и медикаментов. Почти половина моряков и полярников, были тяжело ранены. Люди умирали от ран, от голода, жажды и холода. На руках матерей умирали их дети, которым они ничем не могли помочь…
Последнюю группу спасшихся с конвоя обнаружил 23 августа, спустя почти две недели после трагедии, лётчик полярной авиации Матвей Ильич Козлов. Он обнаружил кунгас, в котором находилось четырнадцать живых, но уже обессиленных людей, и двадцать пять погибших. «Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по колено водой, - сообщал Матвей Козлов в своем рапорте. – На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно шесть человек были способны с трудом передвигаться самостоятельно». Тридцать три часа продолжалась операция по спасению, которая стала беспримерным подвигом экипажа Матвея Козлова. Взлететь с четырнадцатью человеками было невозможно, и Козлов, в нарушение всех инструкций, просто плыл на своем гидросамолете по воде к ближайшему берегу – острову Белый, до которого было около шестидесяти миль…
Из 671 человека, находящегося в составе конвоя спастись удалось 313, из которых пятнадцать умерло в госпиталях. Таким образом, погибло и умерло от ран, голода и обморожений 357 человек, среди которых были русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, евреи, ненцы, якуты. Погибшие были высокопрофессиональными полярниками, сотрудники ГлавСМП вместе со своими семьями, членами сменных команд судов СМП, солдатами арктического стройбата, костяком которого были призванные из оккупированных областей Украины, России, Белоруссии. Гибель конвоя «БД-5» стала самой трагической потерей в советской Арктике в годы Великой Отечественной войны, не считая, конечно, разгрома «семнадцатого транслантического». Трагический парадокс ещё и в том, что до своей гибели пароход «Марина Раскова» имел другое название – «Айронклед» (это был сухогруз знаменитой и легендарной серии «Либерти» – одного из первых в мире опытов производства судов одного проекта в массовом количестве, практически конвейерным способом), один из немногих оставшихся после разгрома «PQ-17» и оставленный в Архангельске американским экипажем «за ненадобностью». Он выжил в кромешном аду Баренцева моря, но не пережил Карское.

Ну а германская субмарина «U-365» свою гибель нашла спустя ровно четыре месяца, 13 декабря 1944 года, когда восточнее острова Ян Майен, её потопила британская авиация.



"Джон Браун" - один из двух сохранившихся для истории судов типа "Либерти", которых было построено 2711. Сегодня это плавмузей мужества моряков торгового флота в годы Второй Мировой войны.
Вложения
3.Джон Браун - один из двух сохранившихся для истории судов типа Либерти, которых было построено 2711. Сегодня это плавмузей мужества моряков торгового флота в годы Второй Мировой войны..png
2..png
1..png
1..png (139.76 КБ) 1512 просмотров

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: В августе 1944-го (или забытая трагедия)

Сообщение Raid » 18 янв 2025, 18:47

Он же в своем последнем военном рейсе…Точно таким же был транспорт "Марина Раскова".
Транспорты серии "Либерти" - основа любого конвоя союзников.
Вложения
6.Транспорты серии Либерти - основа любого конвоя союзников..png
5..png
4.Он же в своем последнем военном рейсе… Точно таким же был транспорт Марина Раскова..png

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: В августе 1944-го (или забытая трагедия)

Сообщение Raid » 18 янв 2025, 18:49

Сегодня этим почтовым маркам стоимостью в 3 цента нет цены, как и не было цены тем грузам, которые прибывали в Мурманск и Архангельск...
...Как и грузам, доставляемым во Владивосток. До 1991 года пароход типа "Либерти" с символическим для Дальнего Востока именем на борту – "Одесса", входил в состав ДВМП, как УТС, а в огненные годы работал.
А этот АМ, стал музеем гордости ВМС США...
Вложения
9.А этот АМ, стал музеем гордости ВМС США..png
8.Как и грузам, доставляемым во Владивосток. До 1991 года пароход типа Либерти с символическим для Дальнего Востока именем на борту – Одесса, входил в состав ДВМП, как УТС, а в огненные годы работал.png
7.Сегодня этим почтовым маркам стоимостью в 3 цента нет цены, как и не было цены тем грузам, которые прибывали в Мурманск и Архангельск..png
7.Сегодня этим почтовым маркам стоимостью в 3 цента нет цены, как и не было цены тем грузам, которые прибывали в Мурманск и Архангельск..png (121.84 КБ) 1509 просмотров

Raid
Модератор
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: 11 мар 2019, 19:06
Репутация: 0
Контактная информация:

Re: В августе 1944-го (или забытая трагедия)

Сообщение Raid » 18 янв 2025, 18:50

Пароход "Марина Раскова".
Тральщик типа АМ.
Т-116, единственный свидетель трагедии августа 1944-го...
Вложения
12.Т-116, единственный свидетель трагедии августа 1944-го....png
12.Т-116, единственный свидетель трагедии августа 1944-го....png (49.51 КБ) 1509 просмотров
11.Тральщик типа АМ..png
10.Пароход Марина Раскова..png

Ответить

Вернуться в «Архив журнала "Военная Археология"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость