АСЫ ЛЮФТВАФФЕ.

Модератор: svkon

Аватара пользователя
ГУРОН
Модератор
Сообщения: 1679
Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: АСЫ ЛЮФТВАФФЕ.

Сообщение ГУРОН » 14 сен 2022, 22:57

Генрих Эрлер (14 сентября 1917 г. - погиб 6 апреля 1945 г.) - немецкий воздушный ас Второй мировой войны, сбил около 208 самолётов противника в 400 боевых вылетах, в том числе 6 на реактивном истребителе Me.262. Награждён Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями.

Вторая мировая война:
Генрих Эрлер начал свою карьеру в Люфтваффе в начале 1940 года, когда он начал обучение на пилота после перевода из соединения зенитной артиллерии. Эрлер присоединился к 4./Jagdgeschwader 77 «Herz As» и в мае 1940 года одержал свою первую победу. В 1942 году JG 77 был реорганизован в Jagdgeschwader 5 «Eismeer». JG 5 действовало с баз на севере Норвегии и Финляндии и было, в основном, направлено против советских самолётов, но также занималось перехватом британских налётов на Норвегию.

Эрлеру не удавалось достичь второй победы до 19 февраля 1942 года. После своей 11-й победы 20 июля 1942 года он был повышен до звания лейтенанта и назначен командиром эскадрильи в 6./JG 5.

4 сентября он был награждён Рыцарским крестом Железного креста за 64 воздушные победы. 1 июня 1943 года Эрлеру было присвоено звание капитана и он был назначен командиром группы II./JG 5.

21 июня 1943 года был сбит в воздушном бою в 30 км южнее г. Кандалакши гвардии майором П.С.Кутаховым - будущим Главнокомандующим ВВС Советского Союза.

2 августа 1943 года он был награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту за 112 побед. 25 мая 1944 года Эрлеру удалось одержать девять побед в один день, а общее число его побед к этому времени составило 155. 1 августа он был назначен командиром эскадры JG 5 и в то же время повышен до майора.

Потопление Тирпица:
12 ноября 1944 года военно-воздушные силы Великобритании начали налёт, целью которого был линкор Тирпиц. Бомбардировщики Avro Lancaster из эскадрилий 617 и 9 были посланы к острову Хакёйя на западе от Тромсё, где базировался Тирпиц.

Эрлер в это время располагался на аэродроме Бардуфосса с 9./JG 5, имея в распоряжении 12 самолётов Focke-Wulf Fw 190 A-3. Эскадрилья была в состоянии 10-минутной готовности по причине постоянного давления со стороны британских бомбардировщиков в районе Тромсё. Когда Эрлер поднял свои самолёты в воздух, он получил противоречащие друг другу сообщения о том, где находились самолёты противника. По одним сообщениям целью налёта была Алта, по другим — Будё. Когда стало ясно, что целью был Тирпиц, было слишком поздно — истребители были далеко и не могли ничего сделать, чтобы предотвратить потопление линкора.

После этих неудачных действий Эрлер предстал перед военным трибуналом. Эрлера обвиняли в том, что он был слишком занят достижением своей 200-й победы и не понял всей серьёзности атаки. Сначала он был приговорён к смерти, но позже приговор был заменён на 3 года заключения в крепости, которое нужно было отбывать после окончания войны. Это позволило ему продолжать летать, но от командования Эрлер был освобождён. Поздние расследования пришли к выводам, что причиной неудачи были не действия Эрлера, а плохая коммуникация, особенно между кригсмарине и люфтваффе. Лётный экипаж не знал, что Тирпиц был перемещён к острову Хакёйя за несколько недель до потопления.

Эрлер был рекомендован к Мечам к Рыцарскому кресту Железного креста с Дубовыми листьями, но запрос был отклонён.

Перевод в Германию:
После того, как Эрлер был освобождён от командования, 27 февраля 1945 года его перевели в JG 7. JG 7 был оснащён реактивными самолётами Мессершмитт Me.262 и перед ним была поставлена задача Защиты Рейха. В течение следующих пяти недель Эрлер одержал ещё 6 побед, чем довёл общее количество сбитых им самолётов до 208.

Точные обстоятельства смерти Эрлера неизвестны. В официальном отчёте о потере за подписью Вайссенбергера говорится о том, что последний вылет был совершён Эрлером 6 апреля, но в американских источниках не сообщается ни о каких боях с Me.262 6 апреля, поэтому, возможно, бой проходил на два дня раньше, 4 апреля. Эрлер вступил в бой с бомбардировщиками B-17 «Летающая крепость» и сбил или хотя бы повредил двух из них. Вслед за этим он был сбит американским истребителем P-51 около Шарлиббе. По одному из немецких отчётов, перед смертью Эрлер радировал Вайссенбергеру «Тео, я только что использовал все свои боеприпасы. Я иду на таран! Увидимся в Валгалле!». В то же время в свидетельстве о смерти Эрлера, подписанном Вайссенбергером и Вальтером Шуком, сказано только то, что Эрлер не вернулся с задания, а его тело было обнаружено около Штендаля. 10 апреля Эрлер был похоронен на кладбище Штендаля.
Вложения
22.jpg
22.jpg (17.74 КБ) 6971 просмотр
23.jpg
24.jpg
25.jpg

Аватара пользователя
ГУРОН
Модератор
Сообщения: 1679
Зарегистрирован: 04 дек 2013, 13:36
Репутация: 1
Контактная информация:

Re: АСЫ ЛЮФТВАФФЕ.

Сообщение ГУРОН » Сегодня, 00:05

Весной 1943 года одной из приоритетных целей авиации советской 1-й воздушной армии, действовавшей в составе Западного фронта, являлся аэродром Брянск, где дислоцировались значительные силы Люфтваффе. Эта база не раз подвергалась атакам, порой приносившим успех, но по-прежнему продолжала действовать. Очередной массированный налет на нее было решено провести 24 апреля 1943 года.

План предстоящей операции выглядел достаточно рационально: около 05:30 утра должны были стартовать 36 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 204-й бомбардировочной авиадивизии - по одной эскадрилье от 2-го, 6-го, 130-го и 261-го бомбардировочных авиаполков. Каждой девятке придавался эскорт, состоящий из восьми самолетов Як-7 из 303-й истребительной авиадивизии. Этим четырем группам ставилась задача подойти к аэродрому Брянск в 06:00 с севера, юга, востока и запада на разных высотах (от 2300 до 3350 метров) и отбомбиться с интервалом в одну минуту с горизонтального полета. Затем наступал черед 24 штурмовиков Ил-2 из 224-й штурмовой авиадивизии, сопровождаемых 26 истребителями Як-7. Кроме того, для расчистки воздушного пространства в районе цели выделялось восемь Ла-5 из 523-го истребительного авиаполка.
Теоретически такие силы вполне могли обеспечить успех налета. Единственным сомнительным моментом было то, что ударные группы вряд ли вышли бы на цель с требуемым временным интервалом даже при идеальных условиях. Но вся операция пошла не так, как планировалось, вовсе не поэтому, а из-за резко ухудшившихся погодных условий.

В предыдущие два дня в районе Брянска тоже стояла облачная погода, однако облака плыли высоко над землей, а дальность видимости составляла от 4 до 10 километров. 24-го же числа слой облачности стал значительно плотнее и опустился до высоты 1000 - 2000 метров, видимость снизилась до 2 - 4 километров, а землю закрыла дымка, крайне затруднявшая экипажам бомбардировщиков и штурмовиков обнаружение целей. Тем не менее, почти все советские самолеты, которые должны были участвовать в операции, в назначенное время поднялись со своих аэродромов и взяли курс на Брянск. Уже на маршруте экипажам стало ясно, что при таких погодных условиях нанести сколь-нибудь точный удар будет невозможно и командиры групп отправили по радиосвязи запрос на отмену налета. Командование согласилось с этим и разрешило большинству машин вернуться. Исключение составили шесть экипажей штурмовиков, прикрывавшие их Як-7 из 18-го гвардейского истребительного авиаполка и семь истребителей Ла-5 (восьмой не смог принять участие в вылете из-за технической неисправности) из группы расчистки воздушного пространства.

Базировавшиеся на аэродромах Брянск и Орел германские летчики-истребители из 1-й и 4-й групп эскадры JG 51 "Мёльдерс" своевременно получили предупреждение о приближении воздушного противника и сразу после этого в воздух поднялось несколько пар "Фокке-Вульфов". Облачность и ограниченная видимость были для авиаторов Люфтваффе не меньшей помехой, чем для "Cталинских соколов". В таких условиях сохранение визуального контакта с вражескими самолетами и друг с другом превращалось в большую проблему и воздушная баталия почти неизбежно распадалась на серию отдельных коротких схваток. Так оно в итоге и произошло. FW-190 несколько раз атаковали неприятеля как на подходе к цели, так и над самим аэродромом, но ни немецкие, ни советские пилоты не смогли добиться успеха за одним лишь исключением.
Рудольф Вагнер был призван на военную службу со студенческой скамьи в 1940 году и к осени следующего года завершил курс подготовки в качестве летчика-истребителя. В ноябре 1941-го он стал пилотом 9-го штаффеля эскадры JG 51, а спустя некоторое время его перевели в 10-й штаффель. Свою первую победу Рудольф одержал 10 августа 1942 года в районе Ржева, а к 24 апреля 1943-го на официальном счету этого авиатора числилось уже восемь сбитых советских самолетов, в том числе два бомбардировщика. Постоянным ведомым фельдфебеля Вагнера являлся подающий большие надежды унтер-офицер Отто Гайзер. Хотя Отто был на два года старше, на фронт он прибыл только в декабре 1942 года и к моменту описываемых событий имел в активе всего две победы.
После того, как прозвучал сигнал тревоги, Рудольф и Отто подняли свои "Фокке-Вульфы" с аэродрома Орел и устремились на перехват. Набрав высоту 3700 метров, они вышли к Брянску и вскоре увидели чуть впереди и ниже семь краснозвездных истребителей. Это были Ла-5 из 523-го истребительного авиаполка.

Группу "Лавочкиных" возглавлял штурман полка капитан Дмитрий Симонов - кавалер Ордена Ленина и опытнейший ас, ранее участвовавший в Зимней войне и советском вторжении в Иран. К концу апреля 1943 года Симонов совершил уже более 130 боевых вылетов, на его официальном счету числилось 9 вражеских самолетов (в том числе два финских), сбитых лично, и еще 4 - совместно с другими пилотами. Он и его товарищи имели возможность хорошо наблюдать обстановку, поскольку Ла-5 летели на высоте 3000 метров над основным слоем облаков. Появление пары FW-190 не прошло незамеченным - советские истребители тут же начали разворот в сторону противника. Немцы же ушли вверх и вправо в восточном направлении. По-видимому, после этого капитан Симонов решил, что пилоты "Фокке-Вульфов" не решатся атаковать превосходящую по численности группу, так что все семь "Лавочкиных" снова легли на прежний курс и направились к Брянску, до которого оставалось около 15 километров. Но Рудольф и Отто вовсе не отказались от намерения начать бой.
Убедительно изобразив отступление, Вагнер выполнил разворот и начал преследование советской группы, держась строго позади нее на высоте 4000 метров. И когда та подошла к аэродрому Брянска, спикировал на замыкающую пару, оставив Гайзера наверху, чтобы тот мог лучше контролировать ситуацию и прийти на помощь в случае неблагоприятного развития событий. Впрочем, вмешательства Отто не потребовалось, поскольку ни один из советских летчиков не заметил опасности. Рудольф легко взял на прицел Ла-5 и дал меткую очередь, после чего ушел вниз и в сторону. После сокрушительного залпа из четырех автоматических пушек и двух пулеметов краснозвездная машина сразу начала разрушаться в воздухе, а ее пилот младший лейтенант Вартан Аветян погиб в момент атаки. Поняв, что ни один из противников не реагирует на появление "Фокке-Вульфов" и потерю товарища, немецкий ас выполнил разворот и нацелился на следующий "Лавочкин". Второй заход оказался не менее успешным, чем первый. Советский самолет получил серию попаданий, а пилот младший лейтенант Алексей Сокольский выпрыгнул с парашютом из потерявшей управление машины, так и не успев предупредить по радио своих однополчан.

Никто из летчиков, входивших в состав группы расчистки воздушного пространства, не видел, как была сбита замыкающая пара. Отсутствие Аветяна и Сокольского было замечено лишь тогда, когда оставшаяся пятерка начала выполнять правый разворот над селом Теменичи. FW-190 Вагнера и Гайзера также продолжали оставаться необнаруженными, хотя оба немецких авиатора находились рядом и не упускали противников из виду. Почти все внимание капитана Симонова и его подчиненных было сосредоточено на том, что происходило ниже в районе аэродрома.
Пока разворачивались вышеупомянутые события, аэродром Брянск подвергся налету советских штурмовиков. Атаку произвела сводная группа экипажей 224-й штурмовой авиадивизии, лучше всего владевших навыками полетов в сложных погодных условиях. Вел эту шестерку кавалер Ордена Ленина капитан Михаил Безух, совершивший свои первые боевые вылеты еще во время Зимней войны. Дальность видимости на малой высоте не превышала одного километра, с земли вели огонь зенитные орудия, поэтому пилоты "Илов" просто не имели возможности нормально прицелиться. С одного захода они выпустили ракеты и сбросили бомбы на летное поле, после чего начали отход под прикрытие восьми самолетов Як-7 из 18-го гвардейского истребительного авиаполка. Сделать это удалось не всем: немецким зенитчикам удалось поразить Ил-2 младшего лейтенанта Ивана Толмачева, служившего в 571-м штурмовом авиаполку. Толмачев смог произвести вынужденную посадку на тяжело поврежденном самолете и попал в плен, а вот летевший с ним воздушный стрелок старший сержант Василий Кащей был убит осколком зенитного снаряда.
Остальные пять "Илов" при отходе от цели встретились с парой "Фокке-Вульфов" из 1-й группы эскадры JG 51, но плохая видимость мешала немцам не меньше, чем советским летчикам, поэтому противники разошлись, обменявшись безрезультатными очередями, и потеряли друг друга из виду. Но тут в дело вступили "Яки", заметившие появление FW-190 и поспешившие на помощь подопечным. Звено лейтенанта Сергея Соколова настигло немецких летчиков, когда те перешли в набор высоты, и завязало с ними бой. Лейтенант Соколов был весьма опытным пилотом, имевшим в активе более 200 боевых вылетов и 5 воздушных побед. Тем не менее, в этом бою ему и его товарищам пришлось нелегко. "Фокке-Вульфы" охотно вступили в маневренную схватку против четверки Як-7 и вскоре оказались "на хвосте" у своих противников. В этот момент сражающиеся попали в поле зрения Дмитрия Симонова, увидевшего бой через просвет в облаках.

Не теряя времени, командир группы Ла-5 спикировал на врага и одновременно начали свою атаку Рудольф Вагнер и Отто Гайзер. Своей целью немцы выбрали машину младшего лейтенанта Дмитрия Савинова - ведомого капитана Симонова. Рудольф зашел на "Лавочкин" справа, Отто - слева и оба практически одновременно открыли огонь. Недостаток опыта не позволил Гайзеру добиться попаданий, зато Вагнер не промахнулся. Снаряды угодили в крыло советского истребителя, оставив большую пробоину между элероном и фюзеляжем. "Лавочкин" повалился вправо, но Савинову удалось не только сохранить управление, но и дать очередь вслед одному из проскочивших вперед FW-190. Выпущенные Дмитрием снаряды прошли мимо, хотя сам Савинов по возвращении на базу доложил, что обстрелянный им самолет загорелся. Помимо лейтенанта Савинова, по "Фокке-Вульфам" Вагнера и Гайзера стрелял также старший политрук Лазарь Бражников, и тоже безрезультатно. Затем у пилотов Ла-5 появилась новая проблема в виде подоспевшего к месту боя "свежего" звена немецких истребителей. Эти немцы оказались не слишком настойчивыми и ограничились всего одной безуспешной атакой. Ее итогом стало лишь то, что советские авиаторы потеряли взаимодействие друг с другом и оторвались от командира, оставшегося в одиночестве.
Между тем капитан Симонов помог звену лейтенанта Соколова отогнать назойливую пару "Фокке-Вульфов", причем и Сергей, и Дмитрий заявили по итогам этой схватки по одной сбитой вражеской машине, хотя обстрелянные ими FW-190 ушли без повреждений. На том все и завершилось. Противники разошлись и направились на свои аэродромы. Все германские авиаторы приземлились благополучно, у советских же не обошлось без потерь. Подбитый Рудольфом Вагнером Ла-5 младшего лейтенанта Савинова при посадке резко повалился вправо, потерял высоту и рухнул на землю. Машина была совершенно разбита и восстановлению не подлежала, но пилоту, по счастью, повезло и он отделался лишь ссадинами и ушибами. Кроме того, разбился Ил-2 из 565-го штурмового авиаполка - здесь причиной стала плохая видимость над аэродромом базирования. Экипаж штурмовика в составе пилота младшего лейтенанта Николая Кузнечика и стрелка младшего лейтенанта Геннадия Воронова погиб.

Налет на аэродром Брянск обернулся для советской стороны полным фиаско, которого могло бы не случиться, если бы безусловно верное решение о прекращении операции не стало половинчатым. Отказ от возвращения с маршрута всех задействованных экипажей и желание непременно осуществить рейд хотя бы малыми силами привело к тяжелым потерям при отсутствии какого-либо успеха. В ходе штурмовки аэродрома и воздушного боя ни один немецкий самолет не был уничтожен или поврежден при том, что атакующее соединение лишилось двух Ил-2 и трех Ла-5. Ситуация выглядела менее драматично лишь в итоговых отчетах, согласно которым на счет истребителей записали три сбитых вражеских машины: два FW-190 и один Bf-109. Результат действий штурмовиков был оценен в 8 - 10 уничтоженных на аэродроме Брянск самолетов, два разрушенных аэродромных сооружения и три подавленные позиции зенитной артиллерии. В некоторых наградных документах эти цифры, как часто бывало, изменялись в сторону увеличения. Так, в представлении летчика-штурмовика Михаила Безуха к званию Героя Советского Союза события 24 апреля 1943 года были описаны следующим образом:

"Из-за сложных метеоусловий при видимости до 1 километра из всей группы только первая группа в составе 6 самолетов во главе с тов. Безухом без прикрытия истребителей на бреющем полете внезапно вышла на аэродром Брянск и нанесла бомбардировочно-штурмовой удар, остальные самолеты группы на цель не пошли. В результате уничтожено до 22 самолетов противника. При выходе из атаки группа Ил-2 была атакована 4-мя Ме-109. Тов. Безух принял воздушный бой, передав по радио группу заместителю, а сам стал сзади вместе со своим стрелком, отражая атаки истребителей, прикрыл выход из боя своих самолетов, произвел посадку на свой аэродром, не имея потерь."

Немецкие же летчики оценили свои достижения совершенно корректно - единственным триумфатором стал фельдфебель Рудольф Вагнер, на счет которого были записаны три победы.

Дальнейшие судьбы участников тех событий сложились следующим образом:

Штурман 523-го истребительного авиаполка капитан Дмитрий Симонов погиб в воздушном бою в районе Ельни 30 августа 1943 года.

Младший лейтенант Дмитрий Савинов был сбит в районе Жиздры 14 мая 1943 года и попал в плен. 29 апреля 1945 года его в числе прочих узников лагеря для военнопленных Stalag VII-A освободили американские танкисты из 14-й танковой дивизии, и вскоре после этого летчик вернулся на родину.

Младший лейтенант Алексей Сокольский, сбитый Рудольфом Вагнером 24 апреля 1943 года и оказавшийся в плену, оказался очень "беспокойным" заключенным. Он трижды совершал побеги из рабочих команд лагерей, располагавшихся на территории Германии и Голландии. Всякий раз спустя несколько дней его снова задерживали, сажали под строгий арест, а затем переводили в другой лагерь с глаз подальше. Наконец, он оказался в том же Stalag VII-A, что и Дмитрий Савинов, и точно так же был освобожден американцами 29 апреля 1945 года.

Отто Гайзер быстро совершенствовал свои боевые навыки и вскоре стал настоящим асом. К концу января 1944 года он имел звание лейтенанта, совершил более 380 боевых вылетов и одержал 66 побед, но 24 января погиб в воздушном бою в районе Бердичева. Рыцарским Крестом Гайзера наградили уже посмертно.

Лейтенант Рудольф Вагнер погиб в воздушном бою в районе Фастова 11 декабря 1943 года. К тому времени официальный счет этого аса составлял 81 победу. Как и Отто Гайзер, Вагнер был посмертно награжден Рыцарским Крестом.
Вложения
9.jpg
Рудольф Вагнер

Ответить

Вернуться в «События, исторические личности и союзники»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя